Наставничество в школе
консультация
Наставничество в школе (из опыта работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo_v_shkole_iz_opyta_raboty.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Наставничество в школе (из опыта работы).
«Нужно развивать движение наставничества.
Знание – важнейшее конкурентное преимущество
и ключ к прорыву в качестве жизни»
Владимир Путин,
Президент РФ
Начиная педагогическую деятельность в школе, молодые специалисты сталкиваются с проблемами, связанными с их профессиональным становлением и личностным развитием. Подготовка начинающего педагога к сложной полифункциональной деятельности – это целостный, длительный и непрерывный процесс, который должен быть ориентирован не только на развитие его профессиональных компетенций, но и на формирование личностных качеств, необходимых для носителя культурных и моральных ценностей. Наставничество подразумевает под собой передачу не только знаний и опыта, но и нравственных ценностей и моральных ориентиров от старшего поколения учителей к младшему. Чрезвычайно важным в наставничестве является то, что характер отношений должен быть двусторонним: с одной стороны – мотивация наставника осуществлять свою деятельность на добровольной основе, осознание важности и ценности данного процесса. Молодой педагог, в свою очередь, должен быть не только реципиентом, но и активным участником деятельности, который способен привносить в нее новые идеи и нестандартные решения. Такое взаимодействие способствует профессиональному становлению молодого учителя, формированию у него мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию, а значит, к самореализации в профессии.
Цель наставничества модели «Опытный педагог – молодой специалист»: успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне (нацпроект «Образование»).
Работа с молодыми специалистами в нашей школе является одной из важных составляющих методической работы.
В 2022 г. в МБОУ «Марьяновская СОШ» пришла молодой педагог на должность учителя математики – Ховатова Людмила Владимировна. Окончив МГПИ им. М. Е. Евсевьева, в 2004 году по направлению «Математика», опыта педагогической работы она не имела. Как молодому специалисту, Людмиле Владимировне была необходима помощь и поддержка в профессиональной адаптации, в овладении педагогическим мастерством (а именно: мотивация деятельности обучающихся, активизация обучающихся в обучении, формы работы с родителями), в освоении функциональных обязанностей учителя, оформлении документации и ведении ЭЖ. Приказом по школе я была назначена ее наставником.
Для структурирования всех действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого, была составлена Персонализированная программа наставничества на один учебный год.
Цель программы: эффективная интеграция молодого специалиста в профессию, адаптация к условиям образовательной организации, оказание ему помощи на начальном этапе его профессионального становления.
Задачи:
- Изучить профессиональные затруднения и потребности молодого специалиста.
- Выстроить индивидуальный маршрут, направленный на успешную адаптацию молодого специалиста.
- Сформировать комфортные условия труда для молодого специалиста.
- Разработать комплекс образовательных событий по демонстрации приобретенных компетенций, обеспечивающих повышение успеваемости обучающихся.
Содержание деятельности:
- Выявление причин возникших трудностей в работе наставляемого: недостаточные навыки работы с нормативной документацией; отсутствие навыков самоанализа; недостаточность владения педагогическими технологиями, затруднения в организации учебного процесса.
- Взаимопосещение уроков и мероприятий участниками программы.
- Оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительной работе с конспектами уроков и анализ проведённых уроков.
- Демонстрация молодому педагогу опыта успешной педагогической деятельности.
- Организация мониторинга и рефлексии эффективности совместной деятельности.
Этапы реализации программы наставничества
Этап 1. Подготовка и обсуждение плана наставничества.
На основании анкетирования и личной беседы, выяснили проблемы, которые необходимо устранить и составили совместный план работы на год.
Этап 2. Профессиональное развитие молодого специалиста
Работа молодого специалиста на данном этапе включает следующие формы:
• самообучение (наставляемый составляет план по самообразованию)
• участие в вебинарах, семинарах, конференциях
• участие в мероприятиях, организованных в ОО
Этап 3. Совместная работа наставника с наставляемым
По мере необходимости педагоги встречаются в свободное от уроков время. Наставник отвечает на вопросы наставляемого, делится с ним наработками, идеями проведения занятий, методической литературой. Параллельно выслушиваются проблемы наставляемого и даются советы, исходя из опыта, что сделать и какие мероприятия провести.
Наставник координирует участие наставляемого в различных мероприятиях, оказывает консультационную помощь при подготовке к открытым урокам.
Этап 4. Оценка деятельности наставника
Деятельность наставника в работе с молодым педагогом считается эффективной, если молодой педагог овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности; проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства тревоги и неуверенности; показатели качества воспитательно-образовательного процесса находятся на базовом уровне.
Ожидаемые результаты:
- повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах организации образовательного процесса;
- обеспечение непрерывного повышения качества преподавания;
- совершенствование методов работы молодого педагога по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
- повышение мотивации молодого педагога к профессиональной деятельности;
- повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников программы наставничества;
- повышение педагогического мастерства молодого специалиста; измеримое улучшение его личных показателей эффективности, связанное с развитием гибких навыков (навыков общения, нестандартного мышления, принятия решения, работы в команде).
Диагностика моей подопечной была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования (см. Приложение 1), что позволило выявить следующие проблемы:
- недостаточность владения педагогическими технологиями;
- недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе;
- недостаточные навыки работы с нормативной документацией;
- отсутствие навыков самоанализа;
- сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.
Была проведена совместная работа по устранению выявленных проблем: подробно изучались принципы составления Рабочей программы и технологической карты урока в соответствии с требованиями обновленного ФГОС; даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы; проведены консультации, в ходе которых Людмила Владимировна была ознакомлена с особенностями современного урока: учитель – соавтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса. Были рассмотрены современные образовательные технологии, методики и результаты их применения; этапы и формы работы с обучающимися на уроке; система оценивания полученных результатов, а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.
Совместно с молодым педагогом была составлена карта индивидуального образовательного маршрута (см. Приложение 2), куда были включены следующие вопросы:
- изучение обновленного ФГОС;
- изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса;
- самостоятельная работа по теме самообразования;
- работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;
- участие в заседаниях методического объединения учителей иностранного языка.
Правильно выбранные формы методического сопровождения Ховатовой Л.В. позволили достичь следующих результатов ее деятельности по итогам первого года работы:
- значительно снизился уровень тревоги и стресса во время организации образовательного процесса, а именно общения с детьми, родителями, коллегами по работе и администрацией ОУ;
- сформировались четкие представления об обязанностях, появился навык ведения документации в соответствии со своими должностными обязанностями (электронный журнал, рабочие программы и КТП);
- приняла участие в проведении школьной предметной недели английского языка. Кроме того, были успешно проведены открытые уроки, положительно оцененные коллегами и администрацией ОУ, в том числе открытый урок в рамках методической недели школы.
Приложение 1
Анкета для начинающего учителя
- Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
- да;
- нет;
- частично.
- Каких знаний, умений, навыков, компетенций Вам не хватало в начальный период педагогической деятельности?
- В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности:
- в календарно-тематическом планировании:
- да;
- нет;
- частично.
- в проведении уроков:
- да;
- нет;
- частично.
- в проведении внеклассных мероприятий:
- да;
- нет;
- частично.
- в общении с коллегами, администрацией:
- да;
- нет;
- частично.
- в общении с учащимися, их родителями:
- да;
- нет;
- частично;
- другое (допишите) ___________________________________________________________
- Что представляет ли для вас трудность:
- формулировка целей урока:
- да;
- нет;
- частично.
- выбор соответствующих методов и методических приемов для реализации целей урока
- мотивация деятельности учащихся
- да;
- нет;
- частично;
- формулировка вопросов проблемного характера
- да;
- нет;
- частично;
- создание проблемно-поисковых ситуаций в обучении
- да;
- нет;
- частично;
- подготовка для учащихся заданий различной степени трудности
- да;
- нет;
- частично;
- активизация учащихся в обучении
- да;
- нет;
- частично;
- организация сотрудничества учащихся
- да;
- нет;
- частично;
- организация само- и взаимоконтроля учащихся
- да;
- нет;
- частично;
- организация своевременного контроля и коррекции образовательных достижений учащихся
- да;
- нет;
- частично;
- развитие творческих способностей учащихся
- да;
- нет;
- частично;
- другое (допишите) _________________________________________________________
- Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- cамообразованию;
- практико-ориентированному семинару;
- курсам повышения квалификации;
- мастер-классам; – творческим лабораториям;
- индивидуальной помощи со стороны наставника;
- предметным кафедрам;
- школе начинающего учителя;
- другое (допишите) ___________________________________________________________
- Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них Вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- типы уроков, методика их подготовки и проведения;
- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе;
- приемы активизации учебно- познавательной деятельности учащихся;
- учет и оценка современных образовательных результатов учащихся;
- психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов;
- урегулирование конфликтных ситуаций;
- формы работы с родителями;
- формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися;
- другое (допишите)___________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "К вопросу о наставничестве в школе".
Аннотация: размышления о роли наставника в жизни молодого педагога с позиции последнего. В статье рассматривается, кто такой наставник в современной школе, зачем он нужен молодому специалисту. Автор у...
Организация наставничества в школе.
Положение и организация наставничества в работе с молодыми специалистами по физической культуре в школе....
Организация наставничества в школе с молодыми педагогами
Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя ф...
Как организовать наставничество в школе
Место наставничества в современной школеВ нашем учебном учреждении практикуется наставничество, как способ сопровождения и поддержки молодых педагогов. Что это такое?В конце 2018 года б...
Целевая модель наставничества в форме «учитель - учитель» как организационная основа наставничества в школе
Статья "Целевая модель наставничества в форме "учитель - учитель"" как организационная основа наставничества в школе" знакомит с метоологией наставничества а образовател...
Культура проектной деятельности как элемент формирования и развития системы наставничества в школе
Практика формирования культуры проектной деятельности в образовательной среде преследуюет следующие задачи:формирование и развитие системы наставничества в ОУ;профориентация учащегося за счёт са...
Статья на тему: «Формирование и развитие компетенций одарённых детей в ходе реализации технологии наставничества в школе по модели «ученик-ученик-учитель» (из опыта работы Натальи Сергеевны Медведенко, учителя биологии высшей квалификационной категории)
Данная методическая разработка представляет собой практический опыт реализации технологии наставничества в школе по модели «Ученик-ученик-учитель» в рамках внеурочной ...