мониторинг читательской грамотности 8 класс
учебно-методический материал (8 класс)

Елисеева Ольга Анатольевна

Работа была проведена в октябре 2023г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl._chit.gramotnost._zadaniya.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ

Вам предлагается выполнить работу, цель которой – узнать, как вы справитесь с заданиями, связанными с различными жизненными ситуациями.

На выполнение работы у вас будет 40 минут. Вы сможете переходить от задания к заданию и выполнять их в том порядке, в котором вам будет удобнее. Ваши ответы будут сохраняться автоматически при переходе на другую страницу. Если вы выполните все задания работы раньше, чем закончится время на её выполнение, вы можете воспользоваться кнопками с номерами заданий и вернуться к заданиям, которые вы пропустили, или ещё раз проверить свои ответы. Часы в верхнем правом углу экрана покажут вам, сколько времени осталось на выполнение работы.

Для многих вопросов экран будет разделён на две части: задания будут расположены в левой части экрана, а информация, необходимая для ответа на вопрос, – справа.

Прежде чем приступить к выполнению заданий, обязательно прочитайте весь текст, расположенный справа. Иногда, чтобы увидеть все части текста и задания целиком, вам необходимо использовать вертикальную полосу прокрутки. Для этого нажмите на бегунок прокрутки и перетяните его вниз.

Если для выполнения задания требуется информация из нескольких текстов, вы сможете открывать их по очереди, нажимая на нужные вкладки.

Внимательно прочитайте каждое задание и постарайтесь ответить на него как можно лучше.

Желаем успеха!


Гольфстрим

Прочитайте введение. Затем приступайте к выполнению заданий, нажав на кнопку с номером задания.

Введение

ГОЛЬФСТРИМ

Влад искал материал к уроку географии об атлантическом течении Гольфстрим. И поисковая система выдала ему ссылки на два очень разных текста по этой теме. Прочитайте их и ответьте на вопросы.

Гольфстрим
Задание 1/11

Прочитайте текст «Два Гольфстрима», расположенный справа. Запишите свой ответ на вопрос в виде числа.

На какой глубине Гольфстрим течёт на юг? Укажите число (в километрах).

Запишите свой ответ на вопрос в виде числа.

 

ДВА ГОЛЬФСТРИМА

Два Гольфстрима

Феликс Кривин

Гольфстрим, текущий с юга на север, и Гольфстрим, текущий с севера на юг, – это, по сути, два разных Гольфстрима.

Один из них, молодой и горячий, мчится с юга на север со скоростью девяти километров в час.

– Какой темперамент! – удивляются воды Атлантического океана, а вслед за ними удивляются воды Северного, Норвежского и Баренцева морей. 

И все теплеют от удивления, что вот, оказывается, и в северных широтах ещё не всё промёрзло насквозь, что и на севере есть свои Гольфстримы! А Гольфстрим течёт. 

Сначала у самой поверхности, как это бывает у молодых и горячих, а потом всё глубже и глубже. 

Глубже и глубже…

И вот уже над ним два километра воды. Течёт Гольфстрим, а соседние воды его охлаждают:

– Куда ты спешишь, Гольфстрим? Чего горячишься? Пора бы тебе поостыть.

Гольфстрим уже и сам понимает, что их не согреешь. И он остывает. И поворачивает назад. Потому что, когда остынешь, всегда поворачиваешь назад.

Теперь ему спешить некуда, и он движется с прохладцей – полкилометра в час. На глубине почти в три километра.

А над ним, текущим с севера на юг, течёт он, Гольфстрим, с юга на север. Молодой и горячий, со скоростью девяти километров в час.

И северные моря теплеют от удивления, что вот, оказывается, в их широтах ещё не всё промёрзло насквозь, что есть ещё у них свои Гольфстримы…

Гольфстрим
Задание 2 / 11

Воспользуйтесь текстом «Два Гольфстрима», расположенным справа. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.

Автор рассказывает о Гольфстриме, текущем на север, как о молодом человеке. На каких реальных характеристиках этого течения он основывает такое сравнение?

Отметьте три верных варианта ответа.

  • промёрзший, но не насквозь 
  • течёт у поверхности 
  • темпераментный 
  • движется с прохладцей 
  • горячий 
  • молодой 
  • большая скорость 
  • течёт на глубине 

Гольфстрим
Задание 3 / 11

Воспользуйтесь текстом «Два Гольфстрима», расположенным справа. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

Говоря о влиянии Гольфстрима, Ф. Кривин пишет, что северные моря «теплеют от удивления». Почему он прибегает к такому ненаучному объяснению?

Отметьте один верный вариант ответа.

 Автор хочет показать, насколько Гольфстрим могуч. 

 Автор пишет о процессах, которые наукой до конца ещё не поняты. 

 Автор изображает Гольфстрим и северные моря как людей. 

 Автор хочет ещё раз обратить внимание на температуру Гольфстрима. 

 Автор хочет сделать текст понятным для читателей. 

 

Гольфстрим
Задание 4 / 11

Воспользуйтесь текстом «Два Гольфстрима», расположенным справа. Для ответа на вопрос выделите в тексте нужный фрагмент.

Прочитав текст «Два Гольфстрима», Игорь написал: «Кривин правильно говорит: ты сдаёшься, когда перестаёшь верить, что можешь что-то изменить».

Выделите в тексте одно предложение, на которое Игорь обратил внимание.

Выделите предложение в тексте, расположенном справа. Для этого щёлкните по нужному предложению левой кнопкой мыши. Чтобы отменить выделение, щёлкните по выбранному предложению ещё раз.

Гольфстрим
Задание 5 / 11

Воспользуйтесь текстом «Два Гольфстрима», расположенным справа. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

Последний абзац текста повторяет то, что было сказано о Гольфстриме в начале текста. Для чего автор повторяет эту информацию? Перед вами несколько читательских версий. С какой версией вы согласны?

Отметьте один верный вариант ответа.

 «Автор таким образом создает ощущение незаконченности повествования».  

 «Это нужно, чтобы читатель запомнил важнейшую информацию».  

 «Автор хотел, чтобы построение текста отражало то, о чём он говорит».  

 «Благодаря повтору автор обращает внимание читателя на новые важные детали».  

Гольфстрим
Задание 6 / 11

Воспользуйтесь текстом «Два Гольфстрима», расположенным справа. Отметьте нужный вариант ответа, а затем объясните свой ответ.

Влад и Марина поспорили, что представляет собой текст Ф. Кривина «Два Гольфстрима». Влад считает, что это научно-популярный текст с интересной формой подачи научных фактов. Его одноклассница Марина считает, что это притча. 

Кто из них прав?

 Прав Влад 

 Права Марина 

Объясните свой ответ.

Гольфстрим
Задание 7 / 11
Прочитайте отрывок из книги Романа Вильфанда, расположенный справа. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.

Какие сведения о Гольфстриме невозможно извлечь из текста Р. Вильфанда?

Отметьте все верные варианты ответа.

  • Какова средняя температура воды у поверхности Гольфстрима 
  • Какова средняя температура Гольфстрима в арктической зоне 
  • Какова общая длина течений, образующих Гольфстрим 
  • Где берёт начало Гольфстрим 
  • Какова скорость Гольфстрима 

Гольфстрим
Задание 8 / 11
Воспользуйтесь отрывком из книги Романа Вильфанда, расположенным справа. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

Чем в первую очередь грозит «поломка» Гольфстрима?

Отметьте один верный вариант ответа.

  • глобальным потеплением  
  • потеплением в Европе  
  • похолоданием в Европе  
  • похолоданием в Северной Америке  

Гольфстрим
Задание 9 / 11
Воспользуйтесь текстом «Два Гольфстрима» и отрывком из книги Р. Вильфанда», расположенными справа. Запишите свой ответ на вопрос.

Ф. Кривин и Р. Вильфанд используют один и тот же глагол, когда отвечают на вопрос, почему появляется Гольфстрим, текущий с севера на юг. Какой? Выпишите этот глагол.

Запишите свой ответ.

Гольфстрим
Задание 10 / 11

Воспользуйтесь отрывком из книги Романа Вильфанда, расположенным справа. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

Как автор объясняет, почему у берегов Гренландии океан гораздо более солёный, чем в южных районах Атлантики?

Отметьте один верный вариант ответа.

 потому что к Гренландии несёт солёные воды система мощнейших течений  

 потому что у берегов Гренландии соли хуже растворяются в воде  

 потому что у берегов Гренландии солёную воду океана не разбавляет пресная вода рек  

 потому что пресная вода у берегов Гренландии превращается в лёд  

 

ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ Р. ВИЛЬФАНДА


Может ли остановиться Гольфстрим и чем это чревато?

отрывок из книги Романа Вильфанда «Чудесная погода, не правда ли, сэр?»

Гольфстрим – это система мощнейших тёплых течений в Атлантике от Мексиканского залива и Флориды до берегов Северной Европы.

Общая длина Гольфстрима составляет 10 000 километров, и он переносит больше воды, чем все реки планеты, вместе взятые. Разумеется, эта система играет решающую роль в формировании климата, поскольку Гольфстрим, имеющий среднюю годовую температуру поверхности +25 ̊C, несёт тёплые воды на север, обогревает холодный арктический воздух, который ветрами переносится на северо-запад Европы, поэтому климат там теплее на 5 ̊C, чем в других местах на аналогичной географической широте.

В последнее время появились гипотезы о том, что Гольфстрим может остановиться. Дело в том, что двигаться с юга на север течение заставляет разница солёности и температуры воды между водами Северной и Южной Атлантики. На образование ледников, покрывающих Арктику, уходит большое количество морской воды, но только опреснённой, растворённые же в ней соли остаются в океане, поэтому солёность воды у берегов Гренландии сильно повышена по сравнению с более южными участками. Более солёная, а значит, более плотная вода опускается на глубину, а на её место поступает тёплая и лёгкая из Северо-Атлантического течения. Она тоже остывает, опускается вниз и возвращается с холодным глубинным течением к экватору. Этот естественный «мотор» бесперебойно вращает Гольфстрим. Но стоит ему «сломаться», как самое быстрое течение в мире замедлит свою работу или вообще остановится. А «сломаться» он, по мнению некоторых учёных, может оттого, что ледовый покров Северного Ледовитого океана стремительно тает, поверхность океана опресняется, образовавшаяся пресная вода разбавляет морскую воду и понижает её солёность.

Однако большинство исследователей считают, что Гольфстрим не остановится...

Гольфстрим
Задание 11 / 11
Воспользуйтесь отрывком из книги Романа Вильфанда, расположенным справа. Для ответа на вопрос используйте метод «Перетащить и оставить».

Почему Гольфстрим может остановиться?

Расположите данные ниже утверждения в таблице так, чтобы образовалась причинно-следственная цепочка.

Используйте метод «Перетащить и оставить», чтобы переместить утверждения в таблицу. Чтобы изменить свой ответ, перетащите элемент на его исходное место, а затем перетащите другой элемент в выбранное место.

Воды у берегов Гренландии не опускаются на глубину.

Воды Северного Ледовитого океана становятся более пресными.

Активно тает арктический лёд.

1

2

3


Гуманитарии и технари
Задание 1 / 5

Прочитайте текст «Гуманитарии и технари», расположенный справа. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

В тексте говорится: «Всё начинается в школе». Какой смысл автор вкладывает в слово «всё»?

Отметьте один верный вариант ответа.

  • поиск себя, понимание своих способностей  
  • выбор гуманитарного или инженерно-технического профиля обучения  
  • деление людей на «гуманитариев» и «технарей»  
  • выбор профессии  

 

 

Гуманитарии и технари

Редактор одного из научно-популярных журналов спросил знакомых учёных, какие слова окружающих раздражают их сильнее всего. Одними из первых вспомнили слова «гуманитарии и технари».

О чём речь

Всё начинается ещё в школе. Девочка Маша получает двойку по математике, и её начинают утешать: «Не плачь, Маша, ты же гуманитарий». А мальчик Петя не умеет красиво говорить, зато чинит табуретки и настраивает смартфоны. Петю объявляют технарём.

Что не так

Любое разделение людей на категории имеет минусы. А плохое разделение – много минусов. Ещё в школе «гуманитарии» отказываются даже пробовать познакомиться с точными и естественными науками. В свою очередь, «технари» отвергают психологию, социологию и вообще всё, что «про людей». Эти диагнозы закрепляются на всю жизнь.

Как реагировать

Можно привести массу доводов в пользу того, что разделение на «технарей» и «гуманитариев» слишком примитивно: современный мир построен на взаимодействии разных наук. Пример – филология. Автор этого текста лично наблюдал, как девушка-филолог сидела у себя в лаборатории и паяла электроды. Она исследовала, как наш мозг воспринимает части речи и ошибки при их употреблении. Для этого использовался электроэнцефалограф. Штука импортная, дорогая, поэтому пришлось научиться чинить детали, вместо того чтобы покупать новые.

По материалам Григория Тарасевича, Никиты Лавренова

Гуманитарии и технари
Задание 2 / 5
Воспользуйтесь текстом «Гуманитарии и технари», расположенным справа. Для ответа на вопрос выделите в тексте нужный фрагмент.

Какое утверждение доказывает пример девушки-филолога, которая паяла электроды?

Выделите одно предложение в тексте, расположенном справа. Для этого щёлкните по нужному предложению левой кнопкой мыши. Чтобы отменить выделение, щёлкните по выбранному предложению ещё раз.

Гуманитарии и технари
Задание 3 / 5
Воспользуйтесь текстом «Гуманитарии и технари», расположенным справа. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

Для чего девушке-филологу нужен был электроэнцефалограф?

Отметьте один верный вариант ответа.

  • чтобы развивать свои технические навыки  
  • чтобы исследовать нарушения в работе мозга  
  • чтобы изучить причины ошибок в употреблении слов  
  • чтобы понять, как мозг воспринимает речь  

Гуманитарии и технари
Задание 4 / 5
Воспользуйтесь текстом «Гуманитарии и технари», расположенным справа. Запишите свой ответ на вопрос.

Чем, по мнению авторов текста, самому человеку может помешать причисление его к «гуманитариям» или «технарям»?

Запишите свой ответ.

Гуманитарии и технари
Задание 5 / 5
Воспользуйтесь текстом «Гуманитарии и технари», расположенным справа. Запишите свой ответ на вопрос.

Автор описывает ситуацию, которую учёные считают неправильной. Что, судя по тексту, стоит изменить в обществе и школе, чтобы исправить эту ситуацию? Предложите пример возможных изменений.

Запишите свой ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Курс внеурочной деятельности: «Читательская грамотность» Класс: 5-9

Программа нацелена на развитие:способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возмо...

Мониторинг овладения коммуникативными навыками, мониторинг читательской грамотности обучающихся

В материале содержится мониторинг, который позволяет отслеживать динамику формирования коммуникативных навыков овладения видами публичных выступлений, а также уровень читательской грамотности обучающи...

карта мониторинга по формированию Читательской грамотности

Карта мониторинга разработана к заданиям на формирование читательской грамотности на уроках биологии....

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...