Организация внеурочной деятельности по осуществлению межпредметных проектов на основе исследовательских методов
проект

Организация внеурочной деятельности по осуществлению межпредметных проектов на основе исследовательских методов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности по осуществлению межпредметных проектов на основе исследовательских методов

Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на  формирование целостных представлений о  мире и  общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и  способов действий на  метапредметной основе.

«Из  Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

Государству и  обществу нужен креативный и  критически мыслящий человек, владеющий основами научных методов познания, мотивированный на творчество и инновационную деятельность, готовый к  сотрудничеству и  способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и  информационно-познавательную деятельность, а самое главное — подготовленный к осознанному выбору своей будущей профессии.

Мы видим, что в  портрете выпускника нет ни  одного качества, которое касается знаний теории, конкретных фактов или умения решать узконаправленные задачи в  той или иной предметной области. Стандарт требует организации образовательного процесса, основанного на стыке наук, внедрения технологий конвергентного обучения. Именно поэтому

Конвергентное обучение — это проект, направленный на формирование такой междисциплинарной образовательной среды, как на  уроке, так и  во внеурочной деятельности, в  которой школьники будут воспринимать мир как единое целое, а  не как школьное изучение отдельных дисциплин.

Внеурочная деятельность - это организуемая педагогами (самостоятельно или совместно с детьми и их родителями), деятельность школьников вне уроков, направленная на удовлетворение их индивидуальных потребностей и достижение ими личностных и метапредметных результатов образования

Самым ценным в понятии внеурочной деятельности является:

  • Ключевое слово «Деятельность», любая активность человека, которой придается им самим некий важный для него смысл
  • Ребенок ходит на внеурочные занятия только добровольно и только когда ему это интересно, а не потому, что он обязан или его заставили
  • Обязательно должен быть конечный результат, который можно представить, показать, рассказать, потрогать. Это может быть какая то модель, аппарат, изделие, что-то художественное, реферат, исследование, проект, спектакль. Обязательно что-то конкретное, понятное и значимое для самого ребенка.
  • Не особо важно что делается, как делается, насколько глубоко, не по школьному, а как в жизни: на интересном ребенку материале, в удобное время, в удобном месте и без жесткого регламента

Внеурочная деятельность всегда:

  • Мета- и полипредметна (сверх- и многопредметна) в аспекте школьных дисциплин. Его единственный монопредмет (объект и субъект) – это развивающаяся личность ученика.
  • Ученик во внеурочной деятельности непосредственно занят самостроительством ( в отличие от уроков, де он тоже строит себя, но опосредованно, через постижение школьных предметов).
  • ВД всегда моделирует жизнь, а на уроках моделируются, адаптируются, популяризируются, упрощаются в допустимой степени    научные знания.
  • Во внеурочной деятельности всегда выше, чем в деятельности урочной,  доля социокультурных взаимодействий, конфликтов, непредсказуемости, импровизации.
  • ВД полностью направлена на подготовку человека к жизни в мире людей, уроки – преимущественно на подготовку специалистов и профессионалов для работы в мире профессий.

Мы предлагаем один из вариантов конвергентного обучения- Организацию внеурочной деятельности по осуществлению межпредметных проектов на основе исследовательских методов. Создание 6Д проекта по теме «Нефть» для учащихся 9 класса нашего лицея.

деятельности.

Актуальность проблемы вытекает из потребностей общества:

  • Изменение политических, экономических и социальных условий жизни;
  • Введение в действие «Закона об образовании в Российской Федерации»

 273-ФЗ;

  • Определение будущей профессиональной деятельности учащихся;

Проект будет реализован командой учителей Лицея №1 г. Зеленодольска: учителями химии, географии, физики, биологии, математики, обществознания, учителем русского язык аи литературы по совместительству классным руководителем. учащимися 9 б класса и их родителями, При помощи и поддержке администрации лицея и спонсоров.

Актуальность выбранной темы обоснована:

  • Изменение политических, экономических и социальных условий жизни;
  • Введение в действие «Закона об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ;
  • Определение будущей профессиональной деятельности учащихся;

         Цель проекта:

Разработка эффективной модели организации внеурочной деятельности на основе исследовательских методов по теме: «Нефть», направленных на развитие познавательной активности учащихся, формирование метапредметных компетентностей учащихся.

Задачи проекта:

1.  Изучить литературу;

2. Показать значимость нефти с точки зрения различных предметов: химии, физики, математики, экологии, экономики, технологии;

3. Разработать базу тем проектов, вопросов для изучения нефти;

4. Разработать инструментарий для проверки эффективности работы представленной модели.

Мы предлагаем для изучения конкретной темы создавать временные сообщества учащихся и учителей для организации следующих видов деятельности:

•        поиск информации, изучение литературы;

•        организация экскурсий на предприятия;

•        моделирование;

•        поисковые исследования;

•         сбор банка экспериментальных данных,  задач, проблемных ситуаций

•        подготовка и проведение итоговой конференции.

Подготовительный и основной этап проводятся в виде группового обсуждения, корректировки, проведения исследований, экскурсий, анализ полученных данных и оформление исследовательских проектов. Заключительный этап поводится в виде научной конференции с приглашением родителей, учащихся школы, учительского коллектива, администрации школы.

Мы предложили учащимся темы проектных работ по химии, биологии, географии, экономике, математике, физике. В ходе начала работы возникла идея заняться и литературой. Писатель – сатирик М.Н Задорнов  когда то написал свой рассказ о нефти для своих зрителей, ребята предложили написать оду о нефти , в связи с ее значимостью.

Вот эти темы: _______________________________________________.

Закончить данный проект планируем в апреле месяце конференцией по представлению результатов. Ожидаем, что они будут представлены в виде докладов, презентаций, графических схем, представление действующих моделей и установок, спектаклей.

 Ожидаемые результаты реализации проекта

1. По окончании проекта учителя разных предметов школы будут использовать межпредметные проекты в своей деятельности, привлекать других учителей к совместной работе.

2. У ученика разовьется  познавательная активность.

3. Ученик увидит возможность разностороннего рассмотрения одного понятия. Ему представится целостная научная картина мира.

4. У ученика появиться стремление к самостоятельной экспериментальной исследовательской деятельности.

5. Мы хотим видеть на выходе ученика просвещенного, конкурентоспособного, ученика идейного, умеющего доказать свою точку зрения. Ученика, который будет получать удовольствие от своей деятельности.

 6.  Ученик сможет сориентироваться в профессиональной ориентации.

7. Учитель сможет подготовится к проведению проектной деятельности в старших классах в условиях скорого введения ФГОС в основное среднее образование

Основные критерии оценивания проектной деятельности мы будем использовать, согласно представленным данным: _______________

Истинную философию вещает нам природа, и понять ее сможет только тот, кто знает ее язык. Язык математики, физики, химии??? На этот вопрос найти ответ сложно.        Данная модель организации внеурочной деятельности позволяет рассмотреть объект исследования с различных точек зрения. Это даст возможность учащимся расширить мировоззрение, познаваемость органического мира, развить познавательную активность. Данная модель дает возможность опираться на комплекс знаний по разным предметам, может  использоваться на любом этапе обучения (начальном, основном, среднем) и быть рекомендована учителям любого предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

«Организация творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательского метода».

Основная идея данного выступления заключается в том, чтобы на примере организации проектной деятельност...

Модель применения практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации на основе внутренних ресурсов

Сегодня становится очевидным, что только активная личность, способная успешно функционировать во всех сферах жизнедеятельности, может взять на себя ответственность за собственное будущее и будущее сво...

Внутришкольный межпредметный проект, как способ организации внеурочной деятельности

Проект – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока – принципиально различны. Учебный проект, как ком...