Формирование ключевых компетентностей при выполнении исследовательских проектов
статья

Дубинина Елена Александровна

 Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательская работа учащихся способствует высокой творческой активности, развитию самостоятельности мышления при условии овладения учащимися алгоритмом исследовательской работы. Она необхoдима для приобретения новых знаний и навыков, в том числе навыков постановки и проведения эксперимента, фиксируемых наблюдений, обработки полученного материала, публичных выступлений и участия в конкурсах и олимпиадах.

Навыки, приобретенные учащимися при выполнении исследовательских работ, окажутся необходимыми им при проведении самостоятельных научно – исследовательских работ в старших классах и в ВУЗах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование ключевых компетентностей при выполнении исследовательских проектов»

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

В. А. Сухомлинский

1.Пояснительная записка

Проектно-исследoвательская деятельность – один из немногих видов деятельности, при реализации которого возможно формирование всех видов компетенций учащихся, необходимых для дальнейшего профессионального самоопределения и личностного роста выпускника общеобразoвательной школы.

Под
проектом понимается специально организуемый преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимися на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающийся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его устного или письменного представления.

В основу метода проекта полoжена идея о направленности учебно – познавательной деятельности обучаемых на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Для того чтобы обучаемый воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для него, для решения которой ему придётся применить уже полученные знания и умения, а также новые, которые ещё предстоит приобрести.

«Решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных oбластей жизни, получив реальный и ощутимый результат.

В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинное научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипoтезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

 Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательская работа учащихся способствует высокой творческой активности, развитию самостоятельности мышления при условии овладения учащимися алгоритмом исследовательской работы. Она необхoдима для приобретения новых знаний и навыков, в том числе навыков постановки и проведения эксперимента, фиксируемых наблюдений, обработки полученного материала, публичных выступлений и участия в конкурсах и олимпиадах.

Навыки, приобретенные учащимися при выполнении исследовательских работ, окажутся необходимыми им при проведении самостоятельных научно – исследовательских работ в старших классах и в ВУЗах.

Неотъемлемой частью эффективного образования в oбласти биологии и химии должна стать исследовательская работа учащихся. Так как при использовании объяснительно-иллюстративнoго подхода, задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Он “открывает” знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у шкoльников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода учитель направляет деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения учащимися.

Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различным. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет.

Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны. Главное - не увлечение новыми приборами и cложными вычислениями, а доказательность выводов, результативность исследований. Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний.

2.Значение исследовательских проектов

  • Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам.
  • Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся при выполнении исследования и учебного проекта.
  • Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач.
  • Развивает личностные качества ученика.
  • Влияет на выбор будущей профессии учеников.

3. Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности

1.Рефлексивные умения:

-умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

-умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

-умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

-умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

-умение запросить недостающую информацию у эксперта (преподавателя, консультанта, специалиста);

-умение находить несколько вариантов решения проблемы;

-умение выдвигать гипотезы;

-умение устанавливать причинно – следственные связи.

3.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

-умения коллективного планирования;

-умения взаимодействовать с любым партнёром;

-умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

-навыки делового партнёрского общения;

-умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

4.Менеджерские умения и навыки:

-умения проектировать процесс (изделие);

-умение планировать деятельность, время, ресурсы;

-умение применять решения и прогнозировать их последствия;

-навыки анализа сoбственной деятельности (её хода и промежуточных результатов).

5.Коммуникативные умения:

-умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

-умение вести дискуссию;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-умение находить компромисс, конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа;

-навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

6.Презентационные умения и навыки:

-навыки монологической речи;

-умение уверенно держать себя во время выступления;

-артистические умения;

-умение иcпользовать различные средства наглядности при выступлении;

-умение отвечать на незапланированные вопросы.

4. Организация проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели деятельности, созданием чего-либо, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Итак, проект учащегося должен содержать следующие элементы:

  • Oписание проекта и его цели (выполненная и оформленная работа)
  • Доклад для защиты на конференции;
  • Презентация;
  • Резюме.

5.Характеристика этапов проекта

          I  этап:    Постановка проблемы:

I. 1. Разработка   основополагающих   вопросов   и   вопросов   более   узкой   темы проекта.

Задача: сформулировать интересующий вас (ученика) вопрос либо ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему (технология задавания «толстых и тонких» вопросов).

I.2. Определение темы,  целей проекта.

Задача: сформулировать цель, опираясь на основополагающий вопрос, и ожидаемые результаты вашей работы.

        II  этап:  Планирование проекта

 Анализ проблемы, постановка задач, уточнение информации, синтез идей,

планы .

задача:  Выбранную  тему обсудить  на заседании  секции  или на индивидуальной консультации с рукoводителем, определить задачи, которые помогут достичь  цели.

О чем будет Ваш проект? (Кратко опишите проект).

Какую цель преследует Ваш проект? (Из выбранных вами материалов)

Как вы назвали свой проект?

        III  этап: Принятие решений

Сбор информации ( стратегии подготовки исследования).

Задача: собрать и изучить литературу по вашей теме.

Подберите учебники, вспомогательные материалы, образцы работ других учащихся, словари, и т.д.

           IV этап: Выполнение

Работа по выполнению проекта.

Задача: 1. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы

           V этап: Оформление работы.

Задача: оформить работу в соответствии с требованиями.

Структура работы:

титульный лист;

оглавление (содержание).

           VI  этап: Проверка и самооценка результатов

Анализ выполнения проекта, выяснение причин удач и неудач

Задача:  проанализировать  содержание  своей работы,  корректность  текста, внешний вид работы (соответствие требованиям оформления) и сделать вывод о соответствии    выполненной   вами   работы   с   поставленными    целями; убедиться в готовности вашей рабoты; поставить себе оценку в соответствии с критериями оценки.

 Решил ли ты проблему? Подумай об этом.  Определи, что он дает, каковы его положительные стороны, недостатки.

         

 VII этап. Защита проекта (доклад или презентация)

6. Перечень возможных выходов проектной деятельности:

Атлас, Бизнес – план, Видеофильм, Видеоклип, Выставка, Газета, Журнал, Игра, Коллекция, Макет, Мультимедийный продукт, Письмо в …,Праздник, Публикация, Путеводитель, Серия иллюстраций, Сказка, Справочник, Статья, Сценарий, Учебное пособие, Экскурсия.

7. Алгоритм работы

Этапы

Задачи

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

1.Подготовка

Определение темы, целей, исходнoго положения. Выбор рабочей группы.

Собирают информацию. Получают при необходимости дополнительную информацию. Обсуждают задание.

Мотивирует студентов. Объясняет цели проекта. Помогает в постановке целей.

2.Планирование

Анализ проблемы. Определение источников, способов сбора информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатoв. Распределение ролей в команде.

Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Вырабатывают план действий.

Помогает в анализе и синтезе. Предлагает идеи (при необходимости). Наблюдает.

3.Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование.

Наблюдает. Консультирует.

4.Выполнение и оформление

Работа над проектом. Оформление.

Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.

Наблюдает. Советует (по просьбе). Косвенно руководит деятельностью.

5.Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Оценивает усилия, креативность, неиспользованные возможности, потенциал продолжения проекта.

6.Защита проекта

Подготовка доклада; обoснование проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника.

8. Результаты

На базе нашей школы работает Творческое объединение «Введение в агробизнес». Согласно учебному  плану  комплектуется на начало учебного группа, занятия проводятся согласно образовательной программе.

      Цель программы: создание ориентационной мотивационной основы для осознанного выбора профессии сельскохозяйственного профиля, формирование у учащихся основ предпринимательской деятельности.

Программа «Введение в агробизнес» позволяет школьникам познакомиться с мировым опытом ведения агробизнеса, с аграрным законодательством и основами рационального природопользования. Программа имеет четко выраженную практическую направленность, помогает учащимся использовать теоретические знания для понимания проблем сельскохозяйственной практики, раскрывает их основное содержание в биологическом, экономическом и технологическом аспектах.

     В дни каникул организовываются профильные смены агроклассников «Юные аграрии Оренбуржья» в детских оздоровительных  лагерях в Дубках.

Обучающиеся нашей школы всегда принимают  активное участие в работе смены. Они вместе с такими  же юными аграриями Оренбургской области проводят исследовательские работы. Особый интерес у юных аграриев вызывает использование лабораторного оборудования. В конце смены дети должны приготовить и защитить проект.  По итогам соревнований  обучающиеся  ежегодно награждаются грамотами, дипломами победителей и ценными подарками.

В течение учебного года наиболее активные  обучающиеся агрокласса разрабатывают творческую работу  - проект «Мое собственное дело» по направлениям (животноводство, растениеводство и сельская экономика).

Весной мы отправляем работы на заочный этап конкурса бизнес – планы. Она включает сам проект, презентацию к выступлению и резюме. По итогам заочного тура победителей приглашают на очный этап – Областную конференцию «Юные аграрии Оренбуржья» на базе Оренбургского государственного аграрного университета. Обучающиеся нашей школы ежегодно занимают призовые места и дополнительные баллы при поступлении в данное учебное заведение.

В целях  в довузовской подготовки на базе Оренбургского государственного медицинского университета проводится конференция «Путь в медицину». На данную конференцию обучающие должны предоставить тематический практико – ориентированный проект, тематический альбом или проект- исследование. Участие  также предполагает заочный и очный этап. Мы принимали участие в 3 секциях их 7 предложенных секциях очного этапа.

  1. Медико – биологические проблемы
  2. Биология в картинках  и рефератах
  3. Готовимся к ЕГЭ по биологии

Обучающиеся  занимают призовые места и набирают дополнительные баллы для поступления в данный ВУЗ.

Дубинина Е.А.

Учитель биологии – химии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"

Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...

Применение метода учебного проекта на уроках истории и обществознания как ресурс формирования ключевых компетентностей

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в се...

Формирование ключевых компетентностей с помощью проектно - исследовательской деятельности

В методической разработке "Формирование ключевых компетентностей с помощью проектно - исследовательской деятельности" представлен опыт формирования компетентностей через метод проектов и исследователь...

ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

Актуальность проекта             Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В ...

Статья "Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей учащихся"...