Обучение с использованием кейс-технологий
статья

Порядина О. В.

Проблема усвоения знаний давно не дает покоя учителям. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_s_ispolzovaniem_keys-tehnologiy.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение с использованием кейс-технологий

Проблема усвоения знаний давно не дает покоя учителям. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.  Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод)  обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие  мыслительных способностей.

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:

1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;

2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

-индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Кейс – стадии:

1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.

2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).

1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».

3 шаг: Проблема переформулируется в цель.

4 шаг: Причины становятся задачами.

5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.

6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия

7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.

Распределения функций между учащимися и учителем:

Фаза работы

Действия учителя

Действия учащегося

До занятия

1.        Подбирает кейс

2.        Определяет основные и
вспомогательные материалы
для подготовки учащихся

3.        Разрабатывает сценарий
занятия

1.Получает кейс и список рекомендованной литературы

2.Индивидуально готовится
к занятию

Во время занятия

1.        Организует предварительное обсуждение кейса

2.        Делит группу на подгруппы

3.        Руководит обсуждением
кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями

1.        Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

2.        Разрабатывает варианты
решений, принимает во внимание мнения других

3.        Принимает или участвует в
принятии решений

После занятия

1.        Оценивает работу учащихся

2.        Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме

 

На уроках информатики метод кейсов позволяет решать множество задач: развитие интереса к информационным объектам, формирование информационно - технологических и коммуникативных навыков организации и обработки информации,  передачи информации, способствует социальной адаптации и профориентации.  Информатика позволяет успешно развивать  компетенции учащихся необходимые в различных профессиях, используя в обучении метод ситуационно-ролевых игр и case-метод.

 

Пример 1. Например, когда обучающиеся освоили темы: текстовый редактор, электронные таблицы и устройство компьютера, можно провести урок ситуационно-ролевую игру с использованием case-метода.

Цели данного урока:

  • Повторить и закрепить знания об устройстве компьютера;
  • Закрепить навыки работы в текстовом и табличном процессоре;
  • Познакомить учащихся с применением на практике знаний и умений профессии маркетолога и бухгалтера;
  • Научить учащихся корректно общаться и работать на общий результат.

Учащихся делим на мини-группы по 3-4 человека. Участники всех групп являются сотрудниками строительной фирмы. В каждой группе необходимо назначить менеджера, бухгалтера и маркетолога. Все группы получают кейсы с заданием подобрать варианты приобретения нового или модернизации имеющегося компьютера, с учетом специфики фирмы. Кейс может содержать как бумажные, так и электронные документы. Электроный кейс: Задание и бланк заказа, Образец счета на оплату в Excel, Текст договора купли-продажи, Реквизиты предприятия и заказчика.

Дальнейшая работа состоит из трех этапов:

1 этап. Начальная дискуссия. Обучающиеся под руководством учителя обсуждают задание и материалы кейса. Учитель обращает внимание учащихся на требования строительной фирмы. Помогает учащимся оценить сложившуюся ситуацию, подводит учащихся к вариантам решения, не навязывая своего мнения.

2 этап. Практическая работа учащихся по выполнению задания. Маркетологи должны найти подходящие варианты для заказчиков. Менеджер подготовить договор купли – продажи. Бухгалтер подготовить счет.

3 этап. Общая дискуссия. Менеджеры всех групп представляют полученные варианты решений и подготовленные пакеты документов. Все учащиеся под руководством преподавателя обсуждают и оценивают варианты решения проблемных ситуаций. Учащиеся  обсуждают какими качествами и навыками должен обладать представители данных профессии. Также чем они

Пример 2. Тема. Поисковые системы Интернет

Цель: способствовать усвоению и систематизации знаний и умений пользоваться поисковыми системами; закрепить умение работать с браузерами; формировать у обучающихся элементы культуры работы в сети Интернет. Учащиеся  по группам решают ситуацию, которая уже произошла.

Ситуация. Петя Сидоров живет в городе Липецк. Он решил завести аквариум, и его интересует любая информация по данной теме. Петя захотел узнать все об аквариумах, в том числе, где их можно купить в его городе и сколько они стоят. На первый взгляд, самое простое — это поиск по слову «аквариум». Такой вариант и выбрал Петя — он задал ключевое слово «аквариум» в поисковой системе «Яндекс». Результатом поиска явилось огромное количество страниц (ссылок). Причем среди них оказались сайты, упоминающие группу Бориса Гребенщикова «Аквариум», торговые центры и неформальные объединения с таким же названием, и многое другое, не имеющее отношения ни к аквариумам, ни к аквариумным рыбкам.

Нетрудно догадаться, что такой поиск не может удовлетворить даже непритязательного пользователя. Слишком много времени придется потратить на то, чтобы отобрать среди всех предложенных документов те, которые касаются нужного предмета, и уж тем более на то, чтобы ознакомиться с их содержимым.

Вопросы и задания кейса:

Проанализируйте описанную ситуацию.

Что влияет на поиск информации?

Что нужно сделать Пете, чтобы решить данную проблему, учитывая его пожелания?

Как задать запрос поиска, чтобы быстро найти информацию? (Ответ запишите в любой поисковой системе.)

В чем была ошибка Пети?

Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе позволяют:

  • Повысить мотивации обучения у обучающихся;
  • Развить интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.  

Использование этой  технологии  необходимо ещё и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовым соотносить изученный материал с практикой – этому нужно учить с помощью активных методов обучения, в том числе, включая кейсы в учебные курсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активное обучение: использование кейс - технологии в преподавании истории и обществознания

  Нынешняя ситуация в образовании характеризуется переходом от системы «знаниевого» обучения к системе развивающего обучения. Усвоение содержания обучения и развитие ученика должны происхо...

Использование кейс технологий в обучении иностранным языкам

Статья "Использование кейс технологий в обучении иностранным языкам"...

Использование кейс-технологии на уроках математики на примере практического кейса для 6 класса.

В данной презентации собраны задачи, которые в доступной форме помогут учащимся повторить материал 6 класса по математике....

Использование кейс-технологий в обучении

Презентация направлена на пояснение основных особенностей использования кейс-метода в обучении, в ней дана классификация основных видов кейсов и более подробно проиллюстрирован разработанный урок по а...

Использование кейс-технологии для повышения продуктивности обучения письменному высказыванию.

В свете модернизации образования в Российской Федерации принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается п...

Использование кейс-технологии для продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

Главной задачей учителя является мотивирование обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализ...