Образовательные технологии на уроках биологии
статья
Формирование у учащихся ключевых компетентностей невозможно без использования современных образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_obucheniya_na_urokah_biologii.docx | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения
Формирование у учащихся ключевых компетентностей невозможно без использования современных образовательных технологий. В своей педагогической деятельности активно использую технологию развития познавательных способностей средствами предметно- ориентированного тренинга, технологию развития критического мышления (ТРКМ ЧиП), проектную и научно-исследовательскую технологии, внедряю технологию использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроке и во внеурочной деятельности по биологии. Каждая из используемых технологий решает свои задачи и направлена на формирование как ОУУ учащихся, так и личностных качеств.
Технологии здоровьесбережения присутствуют на каждом уроке. Организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и правилами. Кабинет паспортизирован, температурный и световой режим в норме, озеленение класса достаточное, кабинет оформлен. Чередование различных видов деятельности с соблюдением промежутка для каждого вида. Развитие двигательной активности обучающихся: динамические паузы, физкультминутки. Формирование дифференцированного домашнего задания не превышающего нормы. Воспитание у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.
Присутствие на уроках эмоциональных разрядок: шутки, улыбки, юмористические картинки, поговорки, афоризмы, стихотворения, музыкальные минутки.
Использую информационно-коммуникационные технологии и интернет ресурсы.
Интернет ресурсы предоставляют возможность выбора информации: базовая информация на серверах, базы данных ведущих библиотек, научных центров, музеев, сайты ведущих компаний, различные аналитические обзоры, журналы и др., которая значительно превышает объемы любых печатных изданий. Это позволяет углубляться в содержание материала, а также способствует формированию практических умений и навыков учащихся в освоении материала.
Интернет ресурсы:
Применяемый способ | Описание | Ресурсы | ||||
Обучающи е программы | Позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курсов биологии на уровне, обеспечивающе м качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения | -РЭШ (Российская электронная школа)- https://resh.edu.ru/ -Уроки биологии Кирилла и Мефодия 7,9,11классы
/Единая коллекция цифровых образовательныхресурсов (ЕКЦОР)http://fcior.edu.ru/ -Онлайн школа «Фоксфорд»-https://foxford.ru/ -Решу ЕГЭ https://bio-ege.sdamgia.ru/ -Решу ОГЭ https://bio-ege.sdamgia.ru/ -Незнайка ОГЭ, ЕГЭ,ВПРhttps://neznaika.info/ | ||||
Поиск информации | Подключение интерактивного комплекса к сети Интернет позволяет учащимся находить практически любую, в т.ч. новейшую, информацию по изучаемой теме | ЧЕЛОВЕК И ЗДОРОВЬЕ
-виртуальная школа по биологии http://school.bakai.ru/?id=newpb041220101544
-Web-Атлас: "Окружающая среда и здоровье населения России".http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm ЖИВОТНЫЕ: «Мир кораллов» http://coralsea.narod.ru/biocenos/sea/coralreef/
-«Информационно-поисковый сайт или «почти всѐ» по энтомологии». http://www.entomology.narod.ru/ -«Зооклуб (всѐ о животных)»http://www.zooclub.ru/ -BBC, живая природа https://www.youtube.com/playlist?list= PLQQC8YD22bn6sPbh02G4QGjun8F_p7Kut
-Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа» http://www.livt.net/index.htm РАСТЕНИЯ:- «Лужок»http://www.luzhok.ru/ -Сайт кружка "Современная ботаника" Биофака МГУhttp://www.botaniki.ru/. -Библиотека 'Жизнь растений' .http://plant.geoman.ru/.
-Центр охраны дикой природы. http://www.biodiversity.ru/publications/ -Внешкольная экология http://www.eco.nw.ru/. «Байкал в вопросах и ответах» http://www.icc.ru/gal/ЭВОЛЮЦИЯ:-Теория эволюции как она есть.. oup4/potok13/site/index.html
Справочник по молекулярной биологии http://www.molbiol.ru. Энциклопедия (растения и животные) http://www.floranimal.ru Иллюстрированная энциклопедия животных http://www.filin.vn.ua. Биологический словарь http://www.bioword.narod.ruИллюстрированная энциклопедия "Живые существа".http://www.livt.net/. |
Справочник "Биофизики России" и «Динамические модели в биологии».http://www.bpr.biophys.msu.ru/. - Биология 2000 "Обучающие энциклопедии» http://www.informika.ru/text/database/biology/ - Национальный портал "Природа".http://www.priroda.ru. «Удивительные творения природы» http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/tokranov1/titul. htm | ||
В помощь учителю | Позволяет учителям находить практически любую, в т.ч. новейшую, информацию по изучаемой теме, составлению уроков, методических и факультативных занятий. Самообразование. |
.http://www.altai.fio.ru/projects/group4/potok13/site/index.h tml -Сетевое объединение методистов. В помощь учителю биологии https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnayatematika/ all/20 13/12/12/resursy-seti-v-pomoshch-uchitelyu- biologii Каталог образовательных ресурсов по биологии http://www.mec.tgl.ru/index.php?module=subjects&func=vi ewp age&pageid=133 -Виртуальное обучение биологии http://www.learnbiology.ru/-
ПО СТРАНИЦАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ «Вокруг света» .http://www.vokrugsveta.ru Журнал «Друг».http://www.droug.ru Журнал «Гео».http://www.geoclub.ru Журнал «National Geographic». http://www.nationalgeographic.com/index.ht ml Газета «Мое зверье» http://www.zooclub.ru/animals/.Журнал «Знание- сила».http://www.znanie-sila.ru Газета «Биология» http://bio.1september.ru/. Журнал «Наука и жизнь» http://nauka.relis.ru. |
Каждое средство обучения обладает определѐнными возможностями и дополняют другие средства, не заменяя их. Поэтому использую информационные технологии и интернет ресурсы как элементы на уроке. Например, несколько направлений где использование интернет ресурсов оправдано:
-Наглядное представление объектов и явлений микромира
-Изучение биохимических процессов
-Изучение природных процессов и явлений
-Моделирование биологического эксперимента
-Система тестового контроля
-Подготовка к ГИА.
Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор и облегчает понимание окружающей среды. Учащиеся 5х классов посетили виртуальную экскурсию «Заповедное ожерелье Байкала» на уроках 102учащихся- 93%, самостоятельно посетили экскурсию «Баргузинский заповедник» 38 учащихся -35 %, после экскурсий был оформлен тематический стенд «Природа Бурятии», созданы учащимися презентации по охране природыродного края.
Виртуальные экскурсии по зоопаркам мира для учащихся 7 классов позволяют более осмысленно отнестись к сохранению животного мира планеты. Так экскурсию в «Новосибирский заповедник» посетили 29 учащихся-43%, а в «Московский зоопарк»- 31 уащийся-49%.
Виртуальные лабораторные работы создают условия моделирования, явлений объектов микромира. Пример: 7 класс- «Изучение одноклеточных животных»- работа на интерактивном комплексе -60 учащихся 95%, 9 класс- «Многообразие клеток эукариот»-58 учащихся 90%, 10 класс «Деление клетки»- 36 учащихся 86%.
Получая из сети учебно-значимую информацию учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать еѐ по заданным признакам Видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделяя главное в информационном сообщении. Поиск информации и работу с биологическими словарями на уроках используюкак постановку проблемы и поиск решения. Видео фрагменты уроков из РЭШ, Фоксфорд идр. использую для иллюстрирования объектов изучения.
Интернет ресурсы являются неотъемлемой частью для подготовки к уроку как учителя, так и учащихся. Создание сообщений, презентаций, докладов, разработка проектов.
Использование современных образовательных технологий
Наименование | Компетенции | Результаты применения |
Развитие | 1.Учебно- | -умение общаться в группе, убеждать других, |
познавательных | познавательные | вести дискуссию, отстаивать свою точку |
способностей | компетенции | зрения |
средствами | 2.Коммуникативные | -осознанное построение своей деятельности |
предметно- | 3. Социально- | по достижению цели и адекватное оценивание |
ориентированного | трудовые | собственной деятельности и еѐ результатов |
тренинга | -практическое использование знаний | |
- овладение теоретическими знаниями | ||
-выбор условий проведения наблюдения или | ||
опыта, работать с инструкциями | ||
- описывать результаты формулировать |
выводы | ||
Технология развития исследовательских умений | 1.Учебно- познавательные компетенции 2.Информационные компетенции 3. Ценностно- смысловые компетенции 4. Компетенции личностного самоопределения | -познавательная самостоятельность: выдвижение гипотезы, планирование деятельности для еѐ проверки, исследование полученных результатов, использование знаний в нестандартной ситуации -развитие навыков сравнения -обобщать, анализировать, систематизировать, выделять главное -развитые способности самостоятельно действовать в информационном, социальном пространстве |
Метод проектов | 1.Учебно- познавательные 2.Ценностно- смысловые 3.Коммуникативные 4.Социально- трудовые | -сформированы навыки самостоятельного осуществления учебного исследования, объяснения результатов - овладение навыками безопасного труда -умение общаться в группе, убеждать других, вести дискуссию |
Технология развития критического мышления, | 1.Учебно- познавательные компетенции 2. Ценностно- смысловые компетенции 3. Компетенции личностного самоопределения | осуществляют индивидуальную образовательную траекторию с учѐтом общих требований и норм - развитие умения сравнивать, обобщать, выделять главную мысль, отвечать на вопросы - сформированы навыки самостоятельного осуществления учебного исследования, объяснения |
Информационно - коммуникационные | Учебно- познавательные 2.Информационно- коммуникативные 3. Информационно - коммуникативные | поиск, анализ и сбор необходимой информации, еѐ преобразование, сохранение и передача, презентация -умение применять для решения учебных задач |
Использование в моей педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, учебно-практическую направленность занятий, добиваться гарантированных запланированных результатов, формирования у обучающихся личностных компетентностей:
-развитие интеллектуальных способностей (участие обучающихся в предметных олимпиадах разного уровня);
- развитие исследовательских навыков (участие в научно-практических конференциях, семинарах, проектная деятельность);
- развитие творческих способностей (участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях, просветительских акциях различного уровня).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии на уроках биологии.
Основу образовательной технологии составляет система чёткой деятельности школьного педагога и учащегося в образовательном процессе. Главная цель этого процесса – достижения результата, соответст...
Отчет об использование современных образовательных технологий на уроках биологии
Данный отчет был составлен мной с целью включения в аттестационное портфолио. К нему прилагаются отзывы с 5 открытых уроков....
Применение современных образовательных технологий на уроках биологии.
использование СОТ на уроках биологии в своей практике....
Применение современных образовательных технологий на уроке биологии
Развитие качеств личности, как утверждает педагогика, зависит от разнообразия видов деятельности учителя. В своей работе использую разные приемы и педагогические технологии:- информационно – коммуника...
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования учебных и общекультурных навыков работы с информацией. По...
Современные образовательные технологии на уроках биологии.
В данной статье, описывается приоритетное направление создания благоприятного фона образовательного пространства достигаемое ситуациями, в которых учащиеся применяют полученные предметные знания. Обсу...
Из опыта работы учителя биологии Бальжиевой М.А. " Использование образовательных технологий на уроках биологии".
Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллектуал...