Образовательные технологии на уроках биологии
статья

Наталья Владимировна Агапитова

Формирование у учащихся ключевых компетентностей невозможно без использования современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_obucheniya_na_urokah_biologii.docx65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

Формирование у учащихся ключевых компетентностей невозможно без использования современных образовательных технологий. В своей педагогической деятельности активно использую технологию развития познавательных способностей средствами предметно- ориентированного тренинга, технологию развития критического мышления (ТРКМ ЧиП), проектную и научно-исследовательскую технологии, внедряю технологию использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроке и во внеурочной деятельности по биологии. Каждая из используемых технологий решает свои задачи и направлена на формирование как ОУУ учащихся, так и личностных качеств.

Технологии здоровьесбережения присутствуют на каждом уроке. Организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и правилами. Кабинет паспортизирован, температурный и световой режим в норме, озеленение класса достаточное, кабинет оформлен. Чередование различных видов деятельности с соблюдением промежутка для каждого вида. Развитие двигательной активности обучающихся: динамические паузы, физкультминутки. Формирование дифференцированного домашнего задания не превышающего нормы. Воспитание у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.

Присутствие на уроках эмоциональных разрядок: шутки, улыбки, юмористические картинки, поговорки, афоризмы, стихотворения, музыкальные минутки.

Использую информационно-коммуникационные технологии и интернет ресурсы.

Интернет ресурсы предоставляют возможность выбора информации: базовая информация на серверах, базы данных ведущих библиотек, научных центров, музеев, сайты ведущих компаний, различные аналитические обзоры, журналы и др., которая значительно превышает объемы любых печатных изданий. Это позволяет углубляться в содержание материала, а также способствует формированию практических умений и навыков учащихся в освоении материала.

Интернет ресурсы:

Применяемый

способ

Описание

Ресурсы

Обучающи е программы

Позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курсов биологии на уровне, обеспечивающе м качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения

-РЭШ (Российская электронная школа)- https://resh.edu.ru/

-Уроки биологии Кирилла и Мефодия 7,9,11классы

  • Лабораторные работы по биологии 5-11Класс http://www.fcior.edu.ru/
  • Федеральный центр информационныхобразовательных ресурсов (ФЦИОР)

/Единая коллекция цифровых образовательныхресурсов (ЕКЦОР)http://fcior.edu.ru/

-Онлайн школа «Фоксфорд»-https://foxford.ru/

-Решу ЕГЭ https://bio-ege.sdamgia.ru/

-Решу ОГЭ https://bio-ege.sdamgia.ru/

-Незнайка ОГЭ, ЕГЭ,ВПРhttps://neznaika.info/

Поиск информации

Подключение интерактивного комплекса к сети Интернет позволяет учащимся находить практически любую, в т.ч. новейшую, информацию по изучаемой теме

ЧЕЛОВЕК И ЗДОРОВЬЕ

-виртуальная школа по биологии http://school.bakai.ru/?id=newpb041220101544

-Web-Атлас: "Окружающая среда и здоровье населения России".http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm ЖИВОТНЫЕ: «Мир кораллов» http://coralsea.narod.ru/biocenos/sea/coralreef/

-«Информационно-поисковый сайт или

«почти всѐ» по энтомологии». http://www.entomology.narod.ru/

-«Зооклуб (всѐ о животных)»http://www.zooclub.ru/

-BBC, живая природа https://www.youtube.com/playlist?list= PLQQC8YD22bn6sPbh02G4QGjun8F_p7Kut

-Электронная иллюстрированная энциклопедия

«Живые существа» http://www.livt.net/index.htm РАСТЕНИЯ:- «Лужок»http://www.luzhok.ru/

-Сайт кружка "Современная ботаника" Биофака МГУhttp://www.botaniki.ru/.

-Библиотека 'Жизнь растений' .http://plant.geoman.ru/.

-Центр охраны дикой природы. http://www.biodiversity.ru/publications/

-Внешкольная экология http://www.eco.nw.ru/.

«Байкал в вопросах и ответах» http://www.icc.ru/gal/ЭВОЛЮЦИЯ:-Теория эволюции как она есть.. oup4/potok13/site/index.html

Справочник по молекулярной биологии http://www.molbiol.ru.

Энциклопедия (растения и животные) http://www.floranimal.ru

Иллюстрированная энциклопедия животных http://www.filin.vn.ua.

Биологический словарь http://www.bioword.narod.ruИллюстрированная энциклопедия "Живые существа".http://www.livt.net/.

Справочник "Биофизики России" и «Динамические модели в биологии».http://www.bpr.biophys.msu.ru/.

- Биология 2000 "Обучающие энциклопедии» http://www.informika.ru/text/database/biology/ - Национальный портал "Природа".http://www.priroda.ru.

«Удивительные творения природы» http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/tokranov1/titul. htm

В помощь учителю

Позволяет учителям находить практически любую, в т.ч. новейшую, информацию по изучаемой теме, составлению уроков, методических и факультативных занятий.

Самообразование.

  • документы, программы, сетевые ресурсы. Раздел СОМ (сетевое объединение учителей- методистов)http://center.fio.ru/method
  • Курс призван выработать практические навыки использования Интернет, овершенно необходимые современному профессиональному исследователю- биологуhttp://www.nsu.ru/education/i4biol/index.htm l
  • Проект "Калейдоскоп уроков биологии"

.http://www.altai.fio.ru/projects/group4/potok13/site/index.h tml

-Сетевое объединение методистов.

В помощь учителю биологии https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnayatematika/ all/20 13/12/12/resursy-seti-v-pomoshch-uchitelyu- biologii

Каталог образовательных ресурсов по биологии http://www.mec.tgl.ru/index.php?module=subjects&func=vi ewp age&pageid=133

-Виртуальное обучение биологии http://www.learnbiology.ru/-

ПО СТРАНИЦАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

«Вокруг света»

.http://www.vokrugsveta.ru Журнал

«Друг».http://www.droug.ru Журнал

«Гео».http://www.geoclub.ru Журнал

«National Geographic». http://www.nationalgeographic.com/index.ht ml

Газета «Мое зверье» http://www.zooclub.ru/animals/.Журнал «Знание- сила».http://www.znanie-sila.ru Газета «Биология» http://bio.1september.ru/.

Журнал «Наука и жизнь» http://nauka.relis.ru.

Виртуальные лаборатории

Исследование процессов, которые невозможно смоделировать в обычных

условиях.

- «Виртуальные лабораторныеработы по биологии. 5 – 11».

http://www.virtulab.net/index.php?option=com_ content&view=section&layout=blog&id=7 &Itemid=102

Виртуаль ные экскурсии

Познакомитсяс животным миром , условиями содержания

Экскурсия «Московский зоопарк» https://vk.com/video- 41067988_456239952Экскурсия по зоопаркам мира

https://www.youtube.com/watch?v=32SdGRxQF30&featu r e=emb_logo

Виртуальный зоопарк https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=_z M hufAlwWU&feature= emblogo

Экскурсия «Новосибирский зоопарк» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=85624286549 0476 0726&text=экскурсия+ по+новосибирскому+заапарку Виртуальная экскурсия «Национальные парки» https://www.youtube.com/watch?v= dY63f6j5xco Экскурсия «Заповедное ожерелье Байкала» https://www.youtube.com/watch?v=DYkSixKkDA Экскурсия «Баргузинский заповедник» https://www.youtube.com/watch?v=txjv4mJ4NW

Y

Творческие проекты учащихся

Показать возможности использовани я компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека;

Презентация «Введение в Экологию» https://agapitova.my1.ru/load/uchitelju/prezentacii_k_uro ku/vve denie_v_ehkologiju/10-1-0-18

Презентация «Генетика человека» https://agapitova.my1.ru/load/uchitelju/prezentacii_k_uro ku/gen etika_cheloveka/10-1-0-17

Проект по экологии «Как спасти свой город от мусора» https://agapitova.my1.ru/load/uchitelju/tvorcheskie_rabot y_ucha shhikhsja/kak_spasti_svoj_gorod_otmusora_bytovye_otk hody_c helovechestva/11-1-0-61

Творческая работа учащихся 11 класса –фильм «К чемуприводит загрязнение окружающей среды» https://agapitova.my1.ru/load/uchitelju/tvorcheskie_rabot y_ucha shhikhsja/k_chemu_privodit_zagrjaznenie_okruzhajushh ej_sred y_11_klass/11-1-0-59

Творческие работы учащихся «Здоровье –здорово» - бабушкины рецепты. https://agapitova.my1.ru/load/uchitelju/tvorcheskie_raboty

_ucha shhikhsja/materialy_konkursnykh_rabot_

zdorove_zdorovo/11-1-0-51

Каждое средство обучения обладает определѐнными возможностями и дополняют другие средства, не заменяя их. Поэтому использую информационные технологии и интернет ресурсы как элементы на уроке. Например, несколько направлений где использование интернет ресурсов оправдано:

-Наглядное представление объектов и явлений микромира

-Изучение биохимических процессов

-Изучение природных процессов и явлений

-Моделирование биологического эксперимента

-Система тестового контроля

-Подготовка к ГИА.

Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор и облегчает понимание окружающей среды. Учащиеся 5х классов посетили виртуальную экскурсию «Заповедное ожерелье Байкала» на уроках 102учащихся- 93%, самостоятельно посетили экскурсию «Баргузинский заповедник» 38 учащихся -35 %, после экскурсий был оформлен тематический стенд «Природа Бурятии», созданы учащимися презентации по охране природыродного края.

Виртуальные экскурсии по зоопаркам мира для учащихся 7 классов позволяют более осмысленно отнестись к сохранению животного мира планеты. Так экскурсию в «Новосибирский заповедник» посетили 29 учащихся-43%, а в «Московский зоопарк»- 31 уащийся-49%.

Виртуальные лабораторные работы создают условия моделирования, явлений объектов микромира. Пример: 7 класс- «Изучение одноклеточных животных»- работа на интерактивном комплексе -60 учащихся 95%, 9 класс- «Многообразие клеток эукариот»-58 учащихся 90%, 10 класс «Деление клетки»- 36 учащихся 86%.

Получая из сети учебно-значимую информацию учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать еѐ по заданным признакам Видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделяя главное в информационном сообщении. Поиск информации и работу с биологическими словарями на уроках используюкак постановку проблемы и поиск решения. Видео фрагменты уроков из РЭШ, Фоксфорд идр. использую для иллюстрирования объектов изучения.

Интернет ресурсы являются неотъемлемой частью для подготовки к уроку как учителя, так и учащихся. Создание сообщений, презентаций, докладов, разработка проектов.

Использование современных образовательных технологий

Наименование

Компетенции

Результаты применения

Развитие

1.Учебно-

-умение общаться в группе, убеждать

других,

познавательных

познавательные

вести дискуссию, отстаивать свою точку

способностей

компетенции

зрения

средствами

2.Коммуникативные

-осознанное построение своей деятельности

предметно-

3. Социально-

по достижению цели и адекватное

оценивание

ориентированного

трудовые

собственной деятельности и еѐ результатов

тренинга

-практическое использование знаний

- овладение теоретическими знаниями

-выбор условий проведения наблюдения или

опыта, работать с инструкциями

- описывать результаты формулировать

выводы

Технология развития исследовательских умений

1.Учебно-

познавательные

компетенции

2.Информационные

компетенции

3. Ценностно-

смысловые

компетенции

4. Компетенции

личностного

самоопределения

-познавательная самостоятельность:

выдвижение гипотезы, планирование

деятельности для еѐ проверки,

исследование

полученных результатов, использование

знаний в нестандартной ситуации

-развитие навыков сравнения

-обобщать, анализировать,

систематизировать, выделять главное

-развитые способности самостоятельно

действовать в информационном,

социальном

пространстве

Метод проектов

1.Учебно-

познавательные

2.Ценностно-

смысловые

3.Коммуникативные

4.Социально-

трудовые

-сформированы навыки

самостоятельного осуществления учебного

исследования, объяснения результатов

- овладение навыками безопасного труда

-умение общаться в группе, убеждать

других,

вести дискуссию

Технология развития критического мышления,

1.Учебно-

познавательные

компетенции

2. Ценностно-

смысловые

компетенции

3. Компетенции

личностного

самоопределения

осуществляют индивидуальную

образовательную траекторию с учѐтом

общих требований и норм

- развитие умения сравнивать, обобщать,

выделять главную мысль, отвечать на

вопросы

- сформированы навыки самостоятельного

осуществления учебного исследования,

объяснения

Информационно

-

коммуникационные

Учебно-

познавательные

2.Информационно-

коммуникативные

3. Информационно

- коммуникативные

поиск, анализ и сбор необходимой

информации, еѐ преобразование,

сохранение и

передача, презентация

-умение применять для решения учебных

задач

Использование в моей педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, учебно-практическую направленность занятий, добиваться гарантированных запланированных результатов, формирования у обучающихся личностных компетентностей:

-развитие интеллектуальных способностей (участие обучающихся в предметных олимпиадах разного уровня);

  • развитие исследовательских навыков (участие в научно-практических конференциях, семинарах, проектная деятельность);
  • развитие творческих способностей (участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях, просветительских акциях различного уровня).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии на уроках биологии.

Основу образовательной технологии составляет система чёткой деятельности школьного педагога и учащегося в образовательном процессе. Главная цель этого процесса – достижения результата, соответст...

Отчет об использование современных образовательных технологий на уроках биологии

Данный отчет был составлен мной с целью включения в аттестационное портфолио. К нему прилагаются отзывы с 5 открытых уроков....

Применение современных образовательных технологий на уроках биологии.

использование СОТ на уроках биологии в своей практике....

Применение современных образовательных технологий на уроке биологии

Развитие качеств личности, как утверждает педагогика, зависит от разнообразия видов деятельности учителя. В своей работе использую разные приемы и педагогические технологии:- информационно – коммуника...

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования учебных и общекультурных навыков работы с информацией. По...

Современные образовательные технологии на уроках биологии.

В данной статье, описывается приоритетное направление создания благоприятного фона образовательного пространства достигаемое ситуациями, в которых учащиеся применяют полученные предметные знания. Обсу...

Из опыта работы учителя биологии Бальжиевой М.А. " Использование образовательных технологий на уроках биологии".

Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллектуал...