Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся к научной и творческой деятельности.
материал

Наумёнок Раиса Александровна

Программа по выявлению  и развитию творческих способностей обучающихся предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых обучающихся, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное профессиональное                      

образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

ПРОГРАММА

по выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

Преподаватель: Наумёнок Р.А.

2020 год

Пояснительная записка

Программа по выявлению  и развитию творческих способностей обучающихся предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества,  расширение возможности для участия одарённых и способных студентов в  конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Сроки  реализации: 2020-2024 гг.

Этапы работы:

1 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей студента через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Цельвыявление способностей обучающихся.

На этом этапе работы с обучающимися проводятся диагностика выявления способностей и мотивации к обучению.

2 этап - этап формирования, углубления и развития способностей  обучающихся.

Цель  программы: создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных студентов, обеспечение их личностной и социальной самореализации.

Задачи:

1.создание системы целенаправленного выявления одарённых обучающихся  в разных областях науки и творчества;

2.организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;

3.отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

4.расширение возможностей для участия способных и одарённых студентов в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Основные направления реализации программы

1. выявление обучающихся с творческим потенциалом;

2. разработка форм работы

3. внедрение в учебный процесс современных технологий

4.использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

5. развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит студентам демонстрировать свои достижения на муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, смотрах и т.д.

6. включение в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на муниципальные, региональные, всероссийские конференции и публикацией тезисов или докладов.

 

Организация воспитательной работы в рамках программы:

-Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

-Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

-Формирование высокой речевой культуры;

-Утверждение здорового образа жизни студента;

-Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых студентов.

 

 Основные мероприятия по реализации программы

I. Диагностика: 

1. Изучение диагностических методик.

2. Создание банка тестов для диагностирования.  

3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования. 

4 Изучение личностных потребностей обучающихся путем собеседования. 

5.Изучение работы  обучающихся на уроке путем посещения занятий преподавателем. 

II. Развитие творческих и познавательных  способностей: 

1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению олимпиад и конкурсов в ОУ. 

2. Использование в практике работы с одаренными обучающимися следующих приемов: 

- творческие ответы; 

- выполнение творческих тематических заданий; 

- выполнение проблемных поисковых работ; 

- назначение ответственными за проведение предметных недель; 

- приобщение (в различных формах) к работе преподавателя; 

- повышение степени сложности заданий; 

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности: 

1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся. 

Ожидаемые результаты

- формирование системы работы с обучающимися;

- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных студентов. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных обучающихся ОУ.

-повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.

- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности студентов на муниципальных, региональных, всероссийских  олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

- изменение  показателей социального статуса, социального интеллекта и

успеваемости в ОУ.

- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;

 

Диагностики:

- Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник);

- Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин).

                                          

Литература

1. Барышникова Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей. Дис. канд. псих. наук. - М., 2000.

2. Величковский В. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Московского. университета, 2002, 336 с.

3. Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ,1990. С. 28.

4. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления.- Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000.

 5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт-Петербург, 2000.

6. Росина Н.Л. Практикум по исследовательской деятельности: Учебное пособие. - Киров: КФ МГЭИ, 2003, 68 с.

7. Такман Б.В. Педагогическая психология. М.: Прогресс, 2004. - 602 с.

8. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Питер Ком. 2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник)

Шкалы:любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТ

Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.

Интерпретация теста

Основные критериальные проявления исследуемых факторов:
• 
Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
• 
Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий. 
• 
Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания. 
• 
Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одногруппники, преподаватели или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится. 

Инструкция к тесту

Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить». 

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

Тест

1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем. 
2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше. 
3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю. 
4. Мне не нравится планировать дела заранее. 
5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть. 
6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать. 
7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это. 
8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы. 
9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы. 
10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле. 
11. Мне нравится заниматься чем-то новым. 
12. Я люблю заводить новых друзей. 
13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось. 
14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом. 
15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете. 
16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле. 
17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше. 
18. Я люблю то, что необычно. 
19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди. 
20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом. 
21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей. 
22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь. 
23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня. 
24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом. 
25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают. 
26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа. 
27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать. 
28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы. 
29. Я не люблю выступать перед группой. 
30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев. 
31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад. 
32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны. 
33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть. 
34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись. 
35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям. 
36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я. 
37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы. 
38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают. 
39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи. 
40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике. 
41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах. 
42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем. 
43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. 
44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша. 
45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову. 
46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это. 
47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них. 
48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ. 
49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются. 
50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома. 

ОБРАБОТКА  И  ИНТЕРПРЕТАЦИЯ  РЕЗУЛЬТАТОВ  ТЕСТА

Обработка данных теста

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.

При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.

Ключ к тесту

Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44; 

• отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34; 

• все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл; 

• все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы. 

Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49; 

• отрицательные ответы: 28; 

• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл. 

Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50; 

• отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48; 

• все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл. 

Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46; 

• отрицательные: 14, 20, 39; 

• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл. 

В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом (в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «не знаю», оцениваемых в -1 балл.
Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.

Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.

Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю».
Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».

Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).

Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле обучающегося.

Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин)

Дается ряд утверждений - вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.

Текст опросника

1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:

а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;

б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.

2. После получения хорошей отметки ты:

а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.

3.Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:

 а) да; б) нет.

4.Что для тебя учеба:

 а) познание нового; б) обременительное занятие.

5.Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:

 а) да; б) нет.

6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:

 а) да; б) нет.

7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:

а) да; б) нет.

8.Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:

 а) да; б) нет.

9.Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:

 а) да; б) нет.

10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь:

а) да; б) нет.

11.Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть:

 а) учиться; б) болеть.

12.Что для тебя важнее — отметки или знания:

 а) отметки; б) знания.

Обработка  результатов

За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику

О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6, 8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.

Выводы

Сумма баллов от 0 до 12 свидетельствует о выраженности мотивации на приобретение знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности»

Выявление и развитие хореографических способностей учащихся, а также разработка  индивидуальных  образовательных  маршрутов    является  одним  из  важнейш...

Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности

Учащиеся старших классов увлечены научными работами и каждый год стараемся занимать хорошие  места. Боодей Буяна ученица 9 «б» класса старается участвовать во всех мероприятиях англий...

2.2. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях

2.2. Выявление и  развитие способностей  обучающихся  к научной (интеллектуальной), творческой деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованияхуровеньКол-во призе...