"Современные педагогические технологии: проблемно-развивающее обучение"
статья

Татьяна Иннокентьевна Бочкина
Применение в педагогическую практику современных образовательных технологий сегодня является необхо¬димым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Современный урок, внеклассное мероприятие должны быть обучающими, воспитывающими, развивающими и интересными, это потреб¬ность сегодняшнего дня. Актуальным является построение учебного процесса, ориентированного на личность учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и способно¬стей, это является основным способом реализации социально-лич¬ностного типа образования. Большую роль в этом процессе играет использование педагогической технологии проблемно- разви-вающего обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ново-Идинская средняя общеобразовательная школа»

МО «Боханский район».

Районный семинар -практикум учителей биологии

 «Современный урок биологии в свете ФГОС»

Тема выступления: «Современные педагогические технологии: проблемно-развивающее обучения»

Автор: Бочкина Татьяна Иннокентьевна

Учитель биологии МБОУ «Ново-Идинская СОШ»

МО «Боханский район»

2021г

«Современные педагогические технологии: проблемно-развивающее обучение»

Применение в педагогическую практику современных образовательных технологий сегодня является необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Современный урок, внеклассное мероприятие должны быть обучающими, воспитывающими, развивающими и интересными, это потребность сегодняшнего дня.

  Актуальным является построение учебного процесса, ориентированного на личность учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и способностей, это является основным способом реализации социально-личностного типа образования. Большую роль в этом процессе играет использование педагогической технологии проблемно- развивающего обучения.

  Развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Согласно определению педагогической технологии проблемного обучения, предложенного ученым-дидактом Мирзой Исмаиловичем Махмутовым (1926–2008), основоположником проблемного обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. Проблемное обучением, это такой тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов научных знаний, а система методов обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. В своих публикациях М. И. Махмутов использует термин «проблемно-развивающее обучение» вместо термина «проблемное обучение».

Исходя из опыта работы и в соответствии с требованиями ФГОС, задачи современного образования   должны быть направлены на формирование ключевых компетентностей учащихся. В соответствии с этим, мною были определены цели работы:

-формирование общих компетентностей посредством проблемно-развивающего обучения на уроках биологии и экологии;

-повышение качества обучения через применения технологии проблемно-развивающего обучения. 

Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…». В этом кратком выражении я вижу основной смысл, идею и методологию проблемно-развивающего обучения. Мой педагогический опыт подсказывает, что решить обозначенные проблемы невозможно, изучая лишь теоретический материал, не подкрепляя его практической деятельностью, своим собственным опытом.    Движущей силой любого развития является преодоление противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий. Этим требованиям соответствует сегодня проблемно-развивающее обучение, применяемое мною на  школьных уроках, в проектной деятельности, на факультативных занятиях и спецкурсах. Обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. Основными приемами развивающего обучения считаю следующие подходы в обучении:

• исследовательский подход - его характерная черта: реализация идеи «Обучение через открытие». В рамках этого подхода учащийся в совместной с одноклассниками, учителем создает знания, умения, объекты или и то и другое;

• коммуникативный или дискуссионный подход предполагает, что ученик на какое-то время становится автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.

   Данная технология обучения способствует развитие компетентности – процессу, который не заканчивается однажды по причине её окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека. Компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчинённость знаний умениям. Следовательно, сформированные на школьных занятиях, с применением элементов развивающего, проблемного подхода в обучении УУД, возможно применить при любом уровне образования. 

Основными приемами развивающего обучения используются следующие подходы в обучении:

исследовательский подход - построение гипотезы на основе известной теории, а затем её проверка.  В рамках этого подхода ученик в совместной деятельности с учителем, одноклассниками  создает знания, умения, объекты или и то и другое;

коммуникативный или дискуссионный подход предполагает, что ученик на какое-то время становится автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему ищет рациональные пути решения, когда заданы условия и конечная цель. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие разные точки зрения.

регулятивный подход- создание в ходе обучения нестандартных ситуаций, в которых учащиеся оказываются перед выбором оптимальных способов решения, стоящих перед ними задач, решение творческих заданий, заданий практико-прикладной направленности, в решении которых реализуется компетенция как личностное свойство. 

       На своих уроках использую разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную. Предпочтение отдаю групповой и коллективной, так как именно они, в большей степени, чем остальные способствуют формированию ключевых компетентностей – перед каждой группой ставится проблема, учащиеся пытаются решить эту проблему (задачу) вместе, проводят исследования, выделяют гипотезу по решению этой проблемы. Кроме этого провожу: уроки-дискуссии (обсуждение и выбор общего решения), уроки – зачеты по темам курса, уроки – лекции, уроки-диспуты и семинары. Проблемное обучение может включать и элементы других технологий, их использование в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося. 

Используемая мною структура процесса обучения позволяет формировать кроме предметных и ключевые компетенции выпускников школы, такие как: коммуникативная, информационная, социальная. Это подтверждается устойчивым ростом учебной результативности, ежегодным выбором учащихся 9 классов экзамена по биологии, участием в конкурсах, проектно-исследовательской деятельности. Умение учащихся применять полученные знания в жизненных ситуациях помогают им занимать призовые места в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Принципы проблемно – развивающего обучения на уроках литературы"

Современная жизнь на передний план вы­двигает вопросы развития человека в быстро меняющемся обществе. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общест­ва. В этом вз...

Проблемно-развивающее обучение на уроках физики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Важнейший фактор успешного формирования прочных  знаний  по  физике  – развитие  учебно-познавательного  энтузиазма  учащихся...

Реализация проблемно-развивающего обучения на уроках физики с целью активизации познавательной деятельности учащихся

Как необходимо организовать учебный процесс на уроке, чтобы учебная проблема послужила стимулом активизации мышления учащихся? Эти и другие проблемы затрагиваются в данной работе....

Способы решения проблемно-развивающего обучения на уроке

Рассмотрены несколько способов решения проблемно-развивающего обучения на уроке....

Способы решения проблемно- развивающего обучения на уроках информатики

Представляю вашему вниманию опыт моей работы по теме «Способы решения проблемно-  развивающего обучения на уроках информатики».Опыт моей работы представлен с целью теоретически обосновать и...

Применение информационных технологий и способы решения проблемно - развивающего обучения на занятиях кружка «Мой друг компьютер».

Представляю вашему вниманию опыт моей работы по теме «Применение информационных технологий  для развития  мышления учащихся  и  способы решения проблемно - развивающего ...

технологическая карта урока истории в 5 классе "Древнейшая Греция" в технологии проблемно-развивающего обучения

паспорт урока раскрывает программные требования ФГОСа, технология проблемно-развивающего обучения на материале истории Древней Греции позволяет выстроить основные этапы урока по современным стандартам...