Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси
учебно-методический материал
Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_issledovaniya_samootsenki_lichnosti_s.a._budassi.docx | 52.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика исследования самооценки личности
С.А. Будасси
Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.
Инструкция. Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.
Текст методики
1. Аккуратность | 17. Легковерие | 33. Педантичность |
2. Беспечность | 18. Медлительность | 34. Радушие |
3. Вдумчивость | 19. Мечтательность | 35. Развязность |
4. Восприимчивость | 20. Мнительность | 36. Рассудительность |
5. Вспыльчивость | 21. Мстительность | 37. Самокритичность |
6. Гордость | 22. Надежность | 38. Сдержанность |
7. Грубость | 23. Настойчивость | 39. Справедливость |
8. Гуманность | 24. Нежность | 40. Сострадание |
9. Доброта | 25. Нерешительность | 41. Стыдливость |
10. Жизнерадостность | 26. Несдержанность | 42. Практичность |
11. Заботливость | 27. Обаяние | 43. Трудолюбие |
12. Завистливость | 28. Обидчивость | 44. Трусость |
13.Застенчивость | 29. Осторожность | 45. Убежденность |
14. Злопамятность | 30. Отзывчивость | 46. Увлеченность |
15. Искренность | 31. Подозрительность | 47. Черствость |
16. Капризность | 32. Принципиальность | 48. Эгоизм |
Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.
Протокол исследования
Номер ранга | Свойства личности | Номер ранга | Разность | Квадрат разности | |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
| Σ d2 = |
Из отобранных Вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d2, в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг - качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й - качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования.
Обработка результатов
Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 - d2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 - d2)2 и записать результат в колонке d2. Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов Σ d2 и внесите ее в формулу
r = l - 0,00075 x Σ d2,
где r - коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).
Интерпретация результатов
Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое и недифференцированное представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном. Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 - свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от +0,39 до +0,89, как тенденция к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия.
В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.
Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.
В процессе формирования Самооценки важную роль играет сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «эффективно» рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.
Отчет по результатам исследования особенностей самооценки
Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки, используя для этого таблицу.
Индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки
Уровни выраженности | Проявления самооценки | ||||||
в обыденном поведении | в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) | в учебной (профессиональной) деятельности | |||||
От 4 - 1,0 до + 0,85 | Самооценка высокая |
|
|
| |||
От + 0,84 до + 0,53 | Самооценка высокая |
|
|
| |||
От + 0,52 до -0,1 | Самооценка средняя |
|
|
| |||
От -0,09 до -0,32 | Самооценка низкая |
|
|
| |||
От -0,33 до -1,0 | Самооценка низкая |
|
|
|
Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки
Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.
Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.
Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д.
Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовоспитания затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат.
Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.
Уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их вновь. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.
Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ
МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ
В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ Спилберг-Андреева
Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению
МАТЕРИАЛ: бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкция и задание.
Ход: предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилберга, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен нами шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки. Апробация и нормирование проведены в 2002-2003 гг.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ.
Методика проводится фронтально – с целым классом или группой учащихся. после раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.
Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции – 10-15 минут.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. табл.1)
Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4
вес для подсчета: 1 2 3 4
Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4
вес для подсчета: 4 3 2 1
Такими «обратными пунктами являются:
по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;
по шкале гнева подобных пунктов нет; по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.
Таблица 1.
Ключ
Шкала | Пункты, номер |
Познавательная активность | 2 6 10 14 18 22 26 30 34 38 |
Мотивация достижения | 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 |
Тревожность | 1 5 9 13 17 21 25 29 33 37 |
Гнев | 3 7 11 15 19 23 27 31 35 39 |
Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатов целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл – 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.
ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА+МД+(-Т) +(-Г), где
ПА – балл по шкале познавательной активности;
МД – балл по шкале мотивации достижения;
Т – балл по шкале тревожности
Г – балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.
Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень – резко отрицательное отношение к учению.
Распределение баллов по уровням представлены в табл.2.
Табл. 2.
Уровень | Суммарный балл |
I | 45 – 60 |
II | 29 – 44 |
III | 13 – 28 |
IV | (-2) – (+12) |
V | (-3) – (-60) |
В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель. В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ, общее количество испытуемых – 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.
Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя (см. табл. 3).
Табл. 3.
Шкала | Уровень | Половозрастные группы, интервал значений | |||||
10 – 11 лет | 12 – 14 лет | 15 – 16 лет | |||||
Дев. | Мал. | Дев. | Мал. | Дев. | Мал. | ||
Познавательная активность | Высокий Средний Низкий | 31-40 21-26 10-25 | 28-40 22-27 10-21 | 28-40 21-27 10-20 | 27-40 19-26 10-18 | 29-40 18-28 10-17 | 31-40 21-29 10-20 |
Тревожность | Высокий Средний Низкий | 27-40 20-26 10-19 | 24-40 17-23 10-16 | 25-40 19-24 10-18 | 26-40 19-25 10-18 | 25-40 17-24 10-16 | 23-40 16-22 10-15 |
Гнев | Высокий Средний Низкий | 21-40 14-20 10-13 | 20-40 13-19 10-12 | 19-40 14-19 10-13 | 23-40 15-22 10-14 | 21-40 14-20 10-13 | 18-40 12-18 10-11 |
Анализируется сочетание показателей по всем трем шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихся сочетаний представлены в табл.4.
Табл.4. Интерпретация данных.
Шкала | интерпретация | |||
Познавательная активность | Тревожность | гнев | ||
Высокий | Низкий, средний | Низкий | Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению | |
Средний | Низкий, средний | Низкий | Позитивное отношение к учению | |
Низкий | Низкий, средний | Низкий, средний | Переживание «школьной скуки» | |
Средний | Низкий, средний | Низкий, средний | Диффузное эмоциональное отношение | |
Средний | Низкий, средний | Высокий | Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей | |
Низкий | Низкий, средний | Высокий | Негативное эмоциональное отношение | |
Низкий | Низкий | Высокий | Резко отрицательное отношение к школе и учению | |
Высокий | Высокий | Высокий | Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей | |
Высокий | Высокий | Средний | Повышенная эмоциональность на уроке | |
Средний, низкий | Высокий | Средний, низкий | Школьная тревожность | |
Высокий | Средний, низкий | Высокий | Позитивное отношение при фрустрированности потребностей | |
Высокий, средний | Высокий | Низкий, средний | Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту1 |
Данный результат, как и тот, при котором показатели по всем шкалам оказываются низкими, может также свидетельствовать о нежелании отвечать, симуляции результата, а также о несерьезном отношении к работе. Поэтому подобные результаты требуют дополнительного анализа.
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
к методике «ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ»
Спилберг-Андреева
Фамилия, имя _______________________________ Школа _______ Возраст________
Класс ______ дата проведения_______
Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках и в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете.
№ | Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда | |
1 | Я спокоен | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Мне хочется узнать, понять, докопаться до истины | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я разъярен | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | Я напряжен | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я испытываю любопытство | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Мне хочется стукнуть кулаком по столу | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я стараюсь получить только хорошие и отличные оценки | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я раскован | 4 | 3 | 2 | 1 |
10 | Мне интересно | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я рассержен | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Мне кажется, что урок никогда не кончится | 4 | 3 | 2 | 1 |
15 | Мне хочется на кого-нибудь накричать | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я стараюсь все делать правильно | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я чувствую себя исследователем | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне хочется что-нибудь сломать | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Я чувствую, что не справлюсь с заданиями | 4 | 3 | 2 | 1 |
21 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Я энергичен | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Я взбешен | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Я горжусь своими школьными успехами | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Я чувствую себя совершенно свободно | 4 | 3 | 2 | 1 |
26 | Я чувствую, что у меня хорошо работает голова | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 | Я раздражен | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | Я решаю самые трудные задачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Мне не хватает уверенности | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Мне скучно | 4 | 3 | 2 | 1 |
31 | Мне хочется что-нибудь сломать | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Я стараюсь не получить двойку | 4 | 3 | 2 | 1 |
33 | Я уравновешен | 4 | 3 | 2 | 1 |
34 | Мне нравится думать, решать | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | Я чувствую себя обманутым | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Я стремлюсь показать свои способности и ум | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Я боюсь | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Я чувствую уныние и тоску | 4 | 3 | 2 | 1 |
39 | Меня многое приводит в ярость | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Я хочу быть среди лучших | 1 | 2 | 3 | 4 |
МЕТОДИКА
оценки воспитанности учащихся Автор: Файзуллина Г. З.
Использование методики оценки качества воспитанности должно происходить в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре данного метода диагностики. Субъекты исследования должны хорошо знать и выполнять данные требования. При проведении диагностики необходимо соблюдать педагогический такт. Это позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда испытуемым.
№ | Показатель | Суждение |
1 | Самовоспитание | 1 . Стараюсь следить за своим внешним видом. 2. Я управляю собой, своим поведением, эмоциями. 3. Стараюсь быть терпимым к взглядам и мнениям других. 4. Умею организовывать свое время: смотрю фильмы, передачи, участвую в беседах, заставляющих задумываться о смысле жизни |
2 | Отношение к здоровью | 5. Соблюдаю правила личной гигиены. 6. Стараюсь отказаться от вредных привычек. 7. Стараюсь заниматься спортом для укрепления здоровья (секции, группы, самоподготовка и т.п.). 8. Стараюсь правильно и регулярно питаться. 9. Соблюдаю режим дня |
3 | Патриотизм | 10. С уважением отношусь к государственной символике. 11. Бережно отношусь к традициям и истории своего народа. 12. Я чувствую потребность в служении Отечеству и народу. 13. Я осознаю гражданские права и обязанности. 14. Терпимо отношусь к людям другой национальности . |
4 | Отношение к искусству | 15. Стараюсь в свободное время посещать культурные центры (театры, музеи, выставки, библиотеки и т.д.). 16. Умею находить прекрасное в жизни. 17. Читаю произведения классиков русской и зарубежной литературы (помимо школьной программы). 18. Интересуюсь событиями, происходящими в культурной жизни. 19. Занимаюсь художественным или прикладным творчеством |
5 | Отношение к природе | 20. Бережно отношусь к растительному миру. 21. Бережно отношусь к животному миру. 22. Стараюсь сохранять природу. 23. Помогаю природе (сажаю деревья, ухаживаю за животными) 24. Привлекаю к сохранению природы (родных, друзей и др.) |
6 | Адаптированность | 25. Прислушиваюсь к мнению старших. 26. Стремлюсь поступать так, как решит большинство друзей. 27. Стараюсь поступать так, чтобы мои поступки признавались окружающими. 28. Желательно, чтобы все окружающие ко мне хорошо относились. 29. Стремлюсь не ссориться с друзьями |
7 | Автономность | 30. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других. 31. Мне хочется быть впереди других в любом деле. 32. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение. 33. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться. 34. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие |
8 | Социальная активность | 35. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха. 36. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав. 37. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю. 38. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать. 39. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца. |
9 | Нравственность | 40. Я умею прощать людей. 41. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни. 42. Мне нравится помогать другим. 43. Переживаю неприятности других как свои. 44. Стараюсь защищать тех, кого обижают |
10 | Социальная толерантность | 45. Считаю, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение. 46. Нищие и бродяги сами не виноваты в своих проблемах. 47. Беженцам надо помогать больше, чем всем остальным, хотя у местных проблем не меньше. |
Уровень качества воспитанности можно определить по следующей шкале: 0-2 - низкий уровень; 2-3 - средний уровень; 3-4 - высокий уровень.
Бланк для ответов
1 | 01234 | 11 | 01234 | 21 | 01234 | 31 | 01234 | 41 | 01234 |
2 | 01234 | 12 | 01234 | 22 | 01234 | 32 | 01234 | 42 | 01234 |
2 | 01234 | 13 | 01234 | 23 | 01234 | 33 | 01234 | 43 | 01234 |
4 | 01234 | 14 | 01234 | 24 | 01234 | 34 | 01234 | 44 | 01234 |
5 | 01234 | 15 | 01234 | 25 | 01234 | 35 | 01234 | 45 | 01234 |
6 | 01234 | 16 | 01234 | 26 | 01234 | 36 | 01234 | 46 | 01234 |
7 | 01234 | 17 | 01234 | 27 | 01234 | 37 | 01234 | 47 | 01234 |
8 | 01234 | 18 | 01234 | 28 | 01234 | 38 | 01234 | ||
9 | 01234 | 19 | 01234 | 29 | 01234 | 39 | 01234 | ||
10 | 01234 | 20 | 01234 | 30 | 01234 | 40 | 01234 |
1. Средний балл по каждой группе показателей получают при сложении всех оценок в группе и делении этой суммы на пять.
2. Вычислить средний балл по классу и по каждой группе показателей, соотнести с числом анкетируемых.
3. На основании полученных данных построить диаграмму по оценке качества воспитанности:
Анализ и обсуждение результатов исследования
Для обработки и интерпретации результатов исследования создается рабочая группа, в которую могут войти заместители директора по научнометодической и воспитательной работе, психолог, социальный педагог. Диагностика по данным критериям должна вестись в течение нескольких лет, что позволит более точно определить эффективность работы воспитательной системы центра. Обсуждение результатов лучше всего проводить на заседании педагогического совета, чтобы каждый педагог имел представление о состоянии и направлениях воспитательной деятельности, принял участие в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ»
МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ»...
Методика Г.Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки личности».
Данная методика позволяет определить уровень самооценки личности....
Исследование самооценки по методике " Дембо-Рубинштейн"
Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя ...
Методика самооценки личности
Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, ха...
Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси
Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования....
Методика исследования самооценки "Цветок"
Использование методики позволяет исследовать самооценку ребёнка, а также его направленность, жизненные приоритеты и ценности. Методика разработана для детей в возрасте от 8 до 16 лет. Может пров...