Мастер - класс "Играя, развиваем речь"
учебно-методический материал
Мастер - класс, основанный на ТРИЗ - технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер - класс "Играя, развиваем речь" | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Начать свою речь хочу небольшой притчей:
Жили в старину три брата. Однажды они долго охотились в лесу и не заметили, что перешли границу своей земли. Их захватил в плен волшебник. Он сказал: «Вы убили моих зверей и за это должны поплатиться. В наказание вас постигнет несчастье». И он предложил каждому из братьев самому определить свое несчастье на выбор: лишиться зрения, слуха или дара речи. Несчастье должно продолжаться до тех пор, пока человек не отыщет дорогу домой. Делать нечего, братья стали выбирать. Старший решил стать слепым, средний – глухим, а младший – немым. Их развели в разные стороны, и каждый побрел своим путем.
Первым вернулся домой слепой и сразу прозрел. Гораздо позже вернулся глухой и стал слышать. А тот, кто потерял способность говорить и понимать, совсем не вернулся.
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, и больше возможностей для гармоничного развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введенный в действие, подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «…осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах». Сегодня модель выпускника предполагает владение речевой компетентностью, что является объективной необходимостью, продиктованной потребностями современного общества.
Каково же состояние развития речи детей школьного возраста на современном этапе?
21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так
называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
-Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.
-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный
рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо).
-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
-Плохая дикция.
Что же помогает мне научить детей правильно и красиво говорить?
Ответ на данный вопрос я постараюсь раскрыть при проведении мастер-класса.
Тема мастер-класса «Играя, развиваем речь».
В этом нам поможет ТРИЗ – технология.
Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-технология.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
Данную теорию начал разрабатывать в СССР Генрих Саулович Альтшуллер вместе с коллегами в 1946 году. В 80-е годы возникло новое направление в образовании – «ТРИЗ-педагогика».
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. В центре внимания ТРИЗ - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах деятельности, в том числе и речевой.
Уважаемые коллеги, я хочу в рамках данного мастер-класса рассказать о своей педагогической «лаборатории развития речи учащихся» и представить Вашему вниманию игровые методы и приемы ТРИЗовской технологии, которые помогают мне в достижении данной цели.
А сейчас мне нужно, чтобы вы, дорогие коллеги, поддержали и приняли участие в моём мастер- классе.
Приглашаю три группы по 3-4 человека.
Вы сейчас поработаете со сказкой сербского происхождения (читаю ее.) Решил месяц сшить себе платье.
Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем.
А платье-то и узко и коротко.
— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришёл месяц за платьем.
Опять платье мало.
— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить.
В третий раз пришёл месяц к портному.
Увидел портной: идёт по небу круглый месяц — не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл.
Так и остался месяц без платья.
- Модель «Знакомые герои в новых обстоятельствах»
Например, встретил портной по дороге Солнышко красное и попросил о помощи. Как помогло ему Солнышко?
- Модель «Окончание сказки» - придумать другой конец сказки.
- Метод «Синектика» (эмпатия). Представьте себя на месте портного. Какое платье вы бы пошили месяцу?
Пока наши коллеги работают, мы с вами попробуем поработать с теми заданиями из ТРИЗ – технологии, которые являются интересными и помогают развитию речи.
«Паспорт литературного героя» очень помогает оживить урок. Детям нравится выполнять эту работу.
На этапе обобщения знаний мы создаем с детьми паспорт - характеристику героя изученного произведения. Паспорт каждый раз составляется немного по-разному, так как учитывает художественные задачи текста, поведенческие черты героя. Если в произведении встречаются несколько главных персонажей, тогда можно работать группами и составить разные паспорта. При использовании данного приёма у учащихся развиваются личностные качества и коммуникативные способности.
Составим паспорт к басне «Ворона и лисица»
Имя - ворона
Создатель - И.А.Крылов
Прописка - басня «Ворона и лисица»
Внешний вид - чёрная, имеет крылья, большой клюв.
Где встречается - в лесу
Личные качества - доверчивая
Заветное желание – поесть
После выполнения работы необходимо ответить на вопрос: «Какую черту характера данного героя ты бы хотел (или не хотел) иметь у себя?» Дети должны обосновать свой выбор.
Игра «Хорошо - плохо»
Приём Хорошо-плохо формирует:
• умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
• умение разрешать противоречия;
• умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций
- Скажите, пожалуйста, любую фразу. СЕГОДНЯ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВЕСНЫ
1 вариант:
Это хорошо….
Это плохо…..
Йод - это хорошо, потому что дезинфицирует и йод - это плохо, потому что жжётся.
Краски - это хорошо, потому что рисуют и краски - это плохо, потому что пачкают.
Спички - это хорошо, потому что могут зажечь плиту и спички - это плохо, потому что могут устроить пожар.
«Сочинение загадок»
Приём учит сочинять загадки. Именно такое задание получают дети уже в первом классе. Хорошо, если ребёнок творческий от рождения. А если, нет? И такое задание вызывает у него, по меньшей мере, недоумение. В худшем случае, просто отторжение. Этот приём ТРИЗ-педагогики позволяет научить сочинять каждого ребенка. Начинаем сочинять вместе с детьми по заданному алгоритму.
Последовательность работы.
Выбрать объект, записать.
Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: на что похоже?
Заполнить правую часть таблицы, ответив на вопрос: чем отличается от от другого предмета?
Форма, как у месяца.
Цвет, как у солнца.
Вкус, как у мороженного.
Назначение, для перекуса.
(банан)
Игра «Цепочка» неплохо помогает работать со словарными словами в процессе их изучения.
Составить историю, небылицу со словами, которые трудно объединить.
Например: комар, фонарь, собака, солома, пальто, лисица, дворец, баран.
(Комар летел с фонариком, который был похож на собаку, шерсть у собаки – как солома. Из соломы можно сплести пальто и пришить воротник из лисицы. Эта лисица живёт во дворе, внутри которого играют на барабане).
Работа со словарными словами:
заяц, завод, земляника, завтрак, рабочий
Только хотел заяц позавтракать земляникой у завода, но пришли рабочие.
А теперь предоставляю слово наших командам
А) Первая команда работала с методом «Знакомые герои в новых обстоятельствах»
Б) Модель «Окончание сказки» - придумать другой конец сказки.
В)Метод «Синектика» (эмпатия). Представьте себя на месте портного. Какое платье вы бы пошили месяцу?
Приём Хорошо-плохо формирует:
• умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
• умение разрешать противоречия;
• умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Задание: для зрителей Быть участником мастер-класс это хорошо или плохо?
Плюс | Минус |
Повышение квалификации | Затрачено время на подготовку МК |
Приобретение опыта публичного выступления | Проведение МК отражается на здоровье учителя (волнение) |
Пополнение личного опыта |
|
Пополнение портфолио |
|
В заключении хочется сказать:
Уважаемые педагоги!
если вам нравится, когда глаза детей блестят;
если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;
если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;
если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству,
займитесь ТРИЗом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей "Развиваем пальчики - развиваем речь"
Буклет можно использовать как дополнительный материал для работы с родителями....
Буклет для родителей "Развиваем руку - развиваем речь".
Сейчас очень много говорят и пишут о развитии мелкой моторики у детей. Какова же связь движений пальцев рук и речи? Найти ответ на этот вопрос, а также ознакомиться с вариантами игр для р...
Развиваем руки - развиваем речь
Развиваем руки- развиваем речь...
Мастер-класс с родителями "Развиваем пальчики-развиваем речь"
Ученые и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие д...
Мастер-класс "Играем - речь развиваем"
Мастер-класс "Играем - речь развиваем" - это обмен опытом с коллегами по использованию дидактических игр для развития речи детей....
Мастер-класс для родителей «Как развивать речь младших дошкольников».
Цель мероприятия: - развивать сотрудничество педагогов, родителей воспитанников путем расширения их педагогических, психологических и логопедическ...