Мастер - класс "Играя, развиваем речь"
учебно-методический материал

Мастер - класс, основанный на ТРИЗ - технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Начать свою речь хочу небольшой притчей:

Жили в старину три брата. Однажды они долго охотились в лесу и не заметили, что перешли границу своей земли. Их захватил в плен волшебник. Он сказал: «Вы убили моих зверей и за это должны поплатиться. В наказание вас постигнет несчастье». И он предложил каждому из братьев самому определить свое несчастье на выбор: лишиться зрения, слуха или дара речи. Несчастье должно продолжаться до тех пор, пока человек не отыщет дорогу домой. Делать нечего, братья стали выбирать. Старший решил стать слепым, средний – глухим, а младший – немым. Их развели в разные стороны, и каждый побрел своим путем.

Первым вернулся домой слепой и сразу прозрел. Гораздо позже вернулся глухой и стал слышать. А тот, кто потерял способность говорить и понимать, совсем не вернулся.

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, и больше возможностей для гармоничного развития.

     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введенный в действие, подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «…осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах». Сегодня модель выпускника предполагает владение речевой компетентностью, что является объективной необходимостью, продиктованной потребностями современного общества.

Каково же состояние развития речи детей школьного возраста на современном этапе?

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так

называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно  построить распространенное предложение.

-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

-Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.

-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный

рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо).

-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,

регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

-Плохая дикция.

Что же помогает мне научить детей правильно и красиво говорить?

Ответ на данный вопрос я постараюсь раскрыть при проведении мастер-класса.

Тема мастер-класса «Играя, развиваем речь».

В этом нам поможет ТРИЗ – технология.

Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-технология.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Данную теорию начал разрабатывать в СССР Генрих Саулович Альтшуллер вместе с коллегами в 1946 году. В 80-е годы возникло новое направление в образовании – «ТРИЗ-педагогика».

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. В центре внимания ТРИЗ - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах деятельности, в том числе и речевой.

Уважаемые коллеги, я хочу в рамках данного мастер-класса рассказать о своей педагогической «лаборатории развития речи учащихся» и представить Вашему вниманию игровые методы и приемы ТРИЗовской технологии, которые помогают мне в достижении данной цели.

А сейчас мне нужно, чтобы вы, дорогие коллеги, поддержали и приняли участие в моём мастер- классе.

Приглашаю три группы по 3-4 человека.

Вы сейчас поработаете со сказкой сербского происхождения (читаю ее.) Решил месяц сшить себе платье.

Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем.

А платье-то и узко и коротко.

— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу.

В назначенный срок пришёл месяц за платьем.

Опять платье мало.

— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить.

В третий раз пришёл месяц к портному.

Увидел портной: идёт по небу круглый месяц — не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл.

Так и остался месяц без платья.

  1. Модель «Знакомые герои в новых обстоятельствах»

Например, встретил портной по дороге Солнышко красное и попросил о помощи. Как помогло ему Солнышко?

  1. Модель «Окончание сказки» - придумать другой конец сказки.
  2. Метод «Синектика» (эмпатия). Представьте себя на месте портного. Какое платье вы бы пошили месяцу?

Пока наши коллеги работают, мы с вами попробуем поработать с теми заданиями из ТРИЗ – технологии, которые являются интересными и помогают развитию речи.

«Паспорт литературного героя» очень помогает оживить урок. Детям нравится выполнять эту работу.

На этапе обобщения знаний мы создаем с детьми паспорт - характеристику героя изученного произведения. Паспорт каждый раз составляется немного по-разному, так как учитывает художественные задачи текста, поведенческие черты героя. Если в произведении встречаются несколько главных персонажей, тогда можно работать группами и составить разные паспорта. При использовании данного приёма у учащихся развиваются личностные качества и коммуникативные способности.

Составим паспорт к басне «Ворона и лисица»

Имя - ворона

Создатель - И.А.Крылов

Прописка - басня «Ворона и лисица»

Внешний вид - чёрная, имеет крылья, большой клюв.

Где встречается - в лесу

Личные качества - доверчивая

Заветное желание – поесть

После выполнения работы необходимо ответить на вопрос: «Какую черту характера данного героя ты бы хотел (или не хотел) иметь у себя?» Дети должны обосновать свой выбор.

Игра «Хорошо - плохо» 

Приём Хорошо-плохо формирует:
• умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
• умение разрешать противоречия;
• умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций

- Скажите, пожалуйста, любую фразу. СЕГОДНЯ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВЕСНЫ

1 вариант:

Это хорошо….

Это плохо…..

Йод - это хорошо, потому что дезинфицирует и йод - это плохо, потому что жжётся.

Краски - это хорошо, потому что рисуют и краски - это плохо, потому что пачкают.

Спички - это хорошо, потому что могут зажечь плиту и спички - это плохо, потому что могут устроить пожар.

«Сочинение загадок»

Приём учит сочинять загадки. Именно такое задание получают дети уже в первом классе. Хорошо, если ребёнок творческий от рождения. А если, нет? И такое задание вызывает у него, по меньшей мере, недоумение. В худшем случае, просто отторжение. Этот приём ТРИЗ-педагогики позволяет научить сочинять каждого ребенка. Начинаем сочинять вместе с детьми по заданному алгоритму.

Последовательность работы.

Выбрать объект, записать.

Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: на что похоже?

Заполнить правую часть таблицы, ответив на вопрос: чем отличается от от другого предмета?

Форма, как у месяца.

Цвет, как у солнца.

Вкус, как у мороженного.

Назначение, для перекуса.

(банан)

Игра «Цепочка» неплохо помогает работать со словарными словами в процессе их изучения.

Составить историю, небылицу со словами, которые трудно объединить.

Например: комар, фонарь, собака, солома, пальто, лисица, дворец, баран.

(Комар летел с фонариком, который был похож на собаку, шерсть у собаки – как солома. Из соломы можно сплести пальто и пришить воротник из лисицы. Эта лисица живёт во дворе, внутри которого играют на барабане).

Работа со словарными словами:

заяц, завод, земляника, завтрак, рабочий

Только хотел заяц позавтракать земляникой у завода, но пришли рабочие.

А теперь предоставляю слово наших командам

А) Первая команда работала с методом «Знакомые герои в новых обстоятельствах»

Б) Модель «Окончание сказки» - придумать другой конец сказки.

В)Метод «Синектика» (эмпатия). Представьте себя на месте портного. Какое платье вы бы пошили месяцу?

Приём Хорошо-плохо формирует:
• умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
• умение разрешать противоречия;
• умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Задание: для зрителей  Быть участником  мастер-класс это хорошо или плохо?

Плюс

Минус

Повышение квалификации

Затрачено время на подготовку МК

Приобретение опыта публичного выступления

Проведение МК отражается на здоровье учителя (волнение)

Пополнение личного опыта

 

Пополнение портфолио

 

 

В заключении хочется сказать:

Уважаемые педагоги!
если вам нравится, когда глаза детей блестят;
если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;
если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;
если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству,
займитесь ТРИЗом!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Развиваем пальчики - развиваем речь"

Буклет  можно использовать как дополнительный материал для работы с родителями....

Буклет для родителей "Развиваем руку - развиваем речь".

Сейчас очень много говорят и пишут о развитии мелкой моторики у детей. Какова же связь движений пальцев рук и речи?  Найти ответ на этот вопрос, а также ознакомиться с вариантами игр для р...

Развиваем руки - развиваем речь

Развиваем руки- развиваем речь...

Мастер-класс с родителями "Развиваем пальчики-развиваем речь"

Ученые и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие д...

Мастер-класс "Играем - речь развиваем"

Мастер-класс "Играем - речь развиваем" - это обмен опытом с коллегами по использованию дидактических игр для развития речи детей....

Мастер-класс для родителей «Как развивать речь младших дошкольников».

Цель мероприятия:   - развивать  сотрудничество  педагогов, родителей воспитанников  путем расширения  их  педагогических,  психологических и  логопедическ...