Модернизация профессионального образования Московской области
статья
Тенденции модернизации системы профессионального образования Московской области на современном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ – 105
Г. НОГИНСК МОСК ОБЛ. УЛ. РЕМЕСЛЕННАЯ – 15
НА ТЕМУ: «Модернизация профессионального образования
Московской области»
Выполнила: мастер п/о ГБОУ НПО ПУ – 105
г. Ногинска Московской обл.
Песня С.П.
2013 г.
ВВЕДЕНИЕ
Будущее наступает стремительно. Оно – в изменениях политики и экономики, культуры и социальной сферы, в изменении индустриальных и общественных отношений, в изменении идеальных моделей образа жизни и ее стандартов. К встрече с будущим надо готовиться и надо готовить это будущее. В том числе и в первую очередь готовить и модернизировать систему профессионального образования нашей Московской области. Именно образованию в новом обществе принадлежит ключевая роль.
Основой прогрессивного развития страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, его культура, образованность, профессиональная компетентность. В условиях рыночной экономики человек выступает активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжающимся своим главным «капиталом» - своей квалификацией. Молодежь должна получать такое базовое образование, которое будет позволять ей относительно легко осваивать новые профессии в будущем – поэтому профессиональное образование должно стать конвертируемым, а для этого необходима его модернизация.
Системе профессионального образования необходимо срочно и самым серьезным образом повернуться лицом к проблеме доступности образования. Добиться законодательным путем возрождения обязательного полного среднего образования; увеличить количество ученических мест в учреждениях начального и среднего профессионального образования, чтобы сделать их доступными для всех. Отладить демократический механизм поступления в ВУЗы. Всемерно развивать возможности для продолжения образования молодежи и взрослого населения в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях в заочной, дистантной, открытой и других прогрессивных формах получения образования без отрыва от работы. Ведь сегодня, как никогда ответственность за будущее общества и страны ложится на всю систему народного образования. Образование должно стать иным принципиально, как достояние личности, как средство ее самореализации в жизни.
Цель данной работы: рассмотреть тенденции модернизации системы профессионального образования Московской области на современном этапе.
На современном этапе развития Российского общества возникла необходимость системных изменений и модернизации профессионального образования страны для обеспечения существенного повышения качества образования выпускников, а главное, - приведения полученных ими компетенций в соответствие с реальными запросами работодателей, будь то бизнес, социальная сфера, сектор государственного управления или активно формирующаяся национальная наноиндустрия. Достижение поставленных целей невозможно без повышения качества и эффективности работы системы профессионального образования, ее соответствия текущим и перспективным потребностям рынка труда, тенденциям мирового экономического развития, что, безусловно, требует организации непрерывного повышения квалификации профессиональной переподготовки каждого действующего специалиста.
В связи с этим Правительство Российской Федерации одобрило Концепцию модернизации российского образования, которая преследует цель – создание механизмов устойчивой модернизации системы образования, сбалансированности объемов, согласованности, структуры и качества подготовки профессиональных кадров с требованиями развития базовых отраслей региональной экономики
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение государственных гарантий доступности и разных возможностей
получения полноценного образования;
- достижение нового современного качественного дошкольного, общего и
профессионального образования;
- формирование в системе образования нормативно – правовых и
организационно – экономических механизмов привлечения и использования
внебюджетных ресурсов;
- повышение социального статуса и профессионализма работников
образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
- развитие образования, как открытой государственно – общественной системы
на основе распределения ответственности между субъектами образовательной
политики и повышения роли всех участников образовательного процесса -
обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения;
- приведение содержания и структуры профессионального образования в
соответствие с потребностями рынка труда;
- развитие системы оценки качества образования и востребованности
образовательных услуг.
Для выполнения поставленных задач предложены следующие основные мероприятия:
- разработка и внедрение программ модернизации системы профессионального
образования Московской области и субъектов Российской Федерации;
- поддержка развития объединений образовательных учреждений
профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов;
- распространение во всех субъектах Российской Федерации современных
проектов энергосбережения в образовательных учреждениях;
- улучшение материально – технической базы сферы профессионального
образования.
Образование становиться все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности. Фактором национальной безопасности, благосостояния страны, и благополучия каждого гражданина. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации ее генофонда, обеспечении устойчивого динамического развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско – правовой и профессионально – бытовой культурой.
Безусловно в профессиональном образовании произошли значительные сдвиги. Более того, экономическая перестройка, ликвидация многих предприятий остро поставили проблему непрерывного профессионального образования. И если раньше был шанс прожить всю трудовую биографию в рамках однажды выбранной профессии, то теперь типичными стали – межпрофессиональная мобильность, доучивание и переучивание. Степень ориентированности профессионального образования на рынок труда становиться ключевым показателем его эффективности и качества подготовки. Ориентированность на рынок труба реализуется через систематизированное взаимодействие образования и работодателей и формализуется в виде требований к выпускникам. Осуществляется внедрение мер, обеспечивающих реализацию государственных приоритетов в профессиональном образовании. Активно создается система прогнозирования перспективной потребности в квалифицированных кадрах в контексте специальностей. Совершенствование на этой основе формирования государственных заданий учреждениям профессионального образования.
Стратегия профессионального образования может заключаться в следующем: доведение максимального количества научных знаний до максимального количества потребителей, способных использовать их в производстве и других сторонах повседневной жизни. Московской области нужна критическая масса высококлассных специалистов, которая способна изменить ситуацию в экономике, сделав ее перспективной для молодых.
Можно выделить следующие основные пути решения проблем модернизации профессионального образования.
В первую очередь необходимо повышать качество профессионального образования в направлении подготовки высококвалифицированных компетентностных специалистов, способных найти себя на рынке труда и повышать свою квалификацию на протяжении всей своей трудовой деятельности. Для этого нужна многоуровневая система профессионального образования с наличием гибких внутренних возможностей, позволяющих осуществлять горизонтальные и вертикальные перемещения, обеспечивающая преемственность с программами образования.
У обучающихся должна появиться возможность получения непрерывного образования – продолжения обучения и переобучения, позволяющая реагировать на сигналы динамично развивающейся экономики и изменения конъюнктуры рынка труда.
Для достижения этих целей может потребоваться модернизация не только учреждений профессионального образования, но и общего образования. Это необходимо для того чтобы все обучающиеся, независимо от способностей,
обучались по соответствующим учебным программам, приобретая при этом навыки и знания, необходимые для продолжения учебы после прохождения обязательного курса обучения, работы и непрерывного образования.
Обучающимся необходимо помочь выявить личностные особенности и профессионально важные качества, определить спектр наиболее подходящих профессий, приобрести психологические качества и профессиональные компетенции, необходимые в процессе трудоустройства, выстроить индивидуальную образовательную и профессиональную траекторию.
Эффективность предлагаемого решения может определяться:
- единой технологической платформой, включающей в себя комплекс
материально - технического оснащения инновационных лабораторий и
комплекс информационных ресурсов (порталы, сайты, автоматизированные
информационные системы, банки данных современных инновационных
технологий и т.д.);
- структурной интеграцией в рамках комплексного иновационно –
образовательного проекта практико-ориентированных программ обучения,
сочетающих дополнительное и профессиональное образование;
- использованием инновационных коммуникативных образовательных и
информационных технологий (в том числе, системы дистанционного обучения,
профессиональных Интернет – сообществ);
- применением комплексного подхода к организации образовательного
пространства. Формированием системы непрерывной подготовки, развития и
поддержки кадров для осуществления процессов модернизации образования и
экономики.
Для решения проблем модернизации профессионального образования необходимо погружение в технологии нового поколения:
- это инновационное решение, объединяющее в себе лаборатории технологий
нового поколения. Оснащенные новейшим профессиональным новым
оборудованием (робототехника, нанотехнологии, энергосбережение, 3D-
технологии, современная электроника, телеммуникационные технологии);
- инкубатор детско-юношеских инициатив, направленный на формирование
предпринимательского мышления при взаимодействии и сотрудничестве с
высшими учебными заведениями, научными центрами и
высокотехнологичными компаниями;
- молодежный научно-технический проектный офис для реализации творческих
проектов на стыке перспективных областей знаний в рамках командной работы;
- многофункциональный экспозиционно-информационный комплекс,
знакомящий с новейшими разработками и передовыми решениями в сфере
инновационных технологий на информационных ресурсах, выставочных
площадках и инновационных предприятий.
В модернизированном профессиональном образовании обучающиеся вероятно должны соответствовать следующим требованиям:
- уметь профессионально использовать фундаментальные полученные,
качественные знания;
- уметь критически осмысливать накопленный опыт, изменять при
необходимости профиль своей профессиональной деятельности;
- уметь осознавать социальную значимость своей бедующей профессии;
- уметь сочетать теоретические и практические знания в решении
производственных задач,
- уметь применять в производственной деятельности принципы рационального
использования природных ресурсов и защиты окружающей среды;
- уметь использовать нормативные и правовые документы в своей
профессиональной деятельности,
- уметь выбирать средства измерений в соответствии с требуемой точностью и
условиями эксплуатации;
- уметь следовать нормам и правилам, выполнять требования национальных и
международных стандартов в области профессиональной деятельности;
- уметь использовать принципы системы менеджмента качества;
- уметь осуществлять и корректировать технологические процессы;
- уметь выявлять объекты для улучшения в технике и технологии;
- уметь осуществлять выбор материалов для изделий различного назначения с
учетом эксплуатационных требований;
- уметь оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности
технологических процессов;
- уметь применять методы технико-экономического анализа;
использовать принципы производственного менеджмента и управления
персоналом;
- уметь использовать организационно-правовые основы управленческой и
предпринимательской деятельности;
- уметь организовывать работу коллектива для достижения поставленной цели;
- уметь выполнять элементы проектов;
- уметь использовать стандартные программные средства при проектировании;
- уметь обосновывать выбор оборудования ля осуществления технологических
процессов.
Это лишь некоторые элементы, которым, должен соответствовать современный, отвечающий потребностям современного времени специалист на рынке труда.
Еще одно веяние времени – появление новых отраслей экономики, которые создает сама система образования и науки. Учреждения профессионального образования перешли на новые образовательные стандарты (ФГОС). Они гарантируют выпускникам получение качественного образования, востребованного работодателем и государством. При участии бизнеса уже подготовлены и стали руководством к действию около тысячи новых стандартов. Концептуальная задача ФГОС – изменить порочную практику, когда молодому специалисту говорят: «А теперь забудьте, чему вас учили».
Стремительно обновляются технологии, рыночная конъюнктура, спрос на знания. В этих условиях система профессионального образования должна обеспечить высокую восприимчивость к происходящим переменам, работать на опережение, сама участвовать в формировании экономики будущего.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что же нужно для того, чтобы профессиональное образование в Московской области стало более ориентировано на результаты, чтобы активизировать процессы модернизации?
Необходимы стандарты нового поколения, которые помогут ориентации всей системы профессионального образования на развитие ключевых компетентностей, рефлексивных знаний и навыков, необходимых в условиях современной экономики.
На базе стандартов необходима разработка обучающих материалов по основным предметам: учебников и методик преподавания. В этой работе нужно использовать прогрессивные модели обучения (например, развивающее обучение).
С точки зрения мастеров производственного обучения профессионального начального образования необходимы следующие мероприятия:
- помимо выпускных квалификационных экзаменов в профессиональном
образовании, должна проводиться систематическая оценка уровня
компетентности обучающихся.
- Следует наладить систематический сбор и анализ данных о реальных
результатах и социальных эффектах профессионального образования.
- Педагогические работники должны уметь строить систему требований к
результатам обучения и помогать обучающимся, достигать требуемых
показателей. Для этого подготовка и повышение квалификации
педагогических работников должны быть более гибкими.
- Необходимо устранить разрыв связей профессионального образования с
базовыми предприятиями. Для этого необходимо стимулирование
предприятий различных форм собственности для более непосредственного
участия в подготовке рабочих кадров и специалистов.
Новая эпоха требует новых образовательных институтов. Необходимо создание новых форм жизни, нового уклада, вербализация требований, осмысление опыта и его передачи – только так может появиться новое образование в Московской области. Необходимо его осознавать, выращивать, увеличивать масштабы, явления. И только при решении этих задач сможет зародиться современная, необходимая модернизированная система профессионального образования Московской области.
Естественно этот процесс не может быть быстрым, но быть последовательным и планомерным. А главная перспектива развития профессионального образования заключается, очевидно, в том, что в не столь отдаленном будущем профессиональное образование должно будет измениться больше, чем за все триста с лишним лет, происшедших с момента возникновения, в результате развития книгопечатания.
Используемая литература
1. Восемь проблем модернизации содержания образования / О.Е. Лебедев,
М., 2000.
2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010
года. Доклад В.М. Филиппова на заседании Правительства РФ от
25.10.2011 (с официального сервера Правительства РФ).
3. Модернизация и проблемы среднего профессионального образования
/ Н.О. Веселовская, М., 2006.
4. Модернизация Российского образования: достижения и уроки.
Аналитический доклад группы экспертов Всемирного банка / Образование
в документах, - 2005, - № 14.
5. Образование и проблемы модернизации. В.Г. Новиков / «Налоги.
Инвестиции. Капитал». №1 – 2, 2002.
6. Постиндустриальное образование. А.М. Новиков – М.: Издательство
«Эгвес», 2008.
7. Современная специфика развития профессионального образования. / Н.В.
Наливайко, О.В. Наурузбаева 2007. №1 с. 112 – 113.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Реализация непрерывного образования в условиях Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Губернский профессиональный колледж»
В статье раскрыается проблема непрерывного образования в колледже....

Список конкурсов, рекомендованных министром образования Московской области
Список конкурсов, рекомендованных министром образования Московской области...

Приказ министра образования Московской области от 04.05.2016 № 168 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в опережающем режиме в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской област
Перечень школ , участвующих в эксперименте...

Приказ министра образования Московской области от 19.05.2015 № 2677 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в опережающем режиме в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской област
СПИСОК ШКОЛ, УЧАСТВУЮЩИХ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ...

Министерство образования Московской области. Приказ№310-к от10.10.2016 г.
Министерство образования Московской области. Приказ№310-к от10.10.2016 г....

Почетная грамота от Министерства образования Московской области. 22.08.207 г.
Почетная грамота от Министерства образования Московской области. 22.08.207 г....

«Метод проектов, как неотъемлемая часть инновационной траектории развития современной методики преподавания предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства в системе дополнительного образования Московской области»
Метод проектов позволяет школьникам осуществить полный технологический цикл изготовления изделия. Условия эффективного использования творческих проектов в качестве демонстрационных материалов....