ОЭР в Петербургской школе
материал
В современном мире существуют новые тренды воспитания: воспитание лидера, воспитание конкурентоспособной личности, что также необходимо учесть при конструировании инновационных методов воспитания. Сегодня необходим поиск новых практик воспитания, обеспечивающих повышение образовательной мотивации обучающихся основной и средней школы с опорой на традиции Петербургского образования. Основная идея проекта состоит в том, что процессом развития познавательной мотивации в системе воспитания образовательного учреждения можно целенаправленно управлять через интеграцию процессного и проектного подходов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oer.docx | 10.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые практики воспитания, обеспечивающие повышение образовательной мотивации учащихся основной и средней школы
Рассматриваемый опыт школы:
- ГБОУ гимназия 177 Красногвардейского района https://drive.google.com/file/d/1jbjqafw8WOoMY8erZnZO920BeNYppEal/view?usp=sharing
Плюсы опытно-экспериментальной работы в ГБОУ гимназия 177
Актуальность ОЭР
Актуальность и значимость проекта не вызывает сомнений, так как в последние годы исследователи фиксируют снижение образовательной мотивации обучающихся основной и средней школы, утрату ценностей, проблемы в нравственном и гражданском воспитании.
Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников. Существует взаимосвязь между методами воспитания и их направленностью на формирование ценностных ориентаций и образовательной мотивацией.
Под образовательной мотивацией будем понимать совокупность объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов, определяющих отношение ученика к образовательной деятельности и к процессу познания в целом.
Однако в современном мире существуют новые тренды воспитания: воспитание лидера, воспитание конкурентоспособной личности, что также необходимо учесть при конструировании инновационных методов воспитания. Сегодня необходим поиск новых практик воспитания, обеспечивающих повышение образовательной мотивации обучающихся основной и средней школы с опорой на традиции Петербургского образования.
Основная идея проекта состоит в том, что процессом развития познавательной мотивации в системе воспитания образовательного учреждения можно целенаправленно управлять через интеграцию процессного и проектного подходов.
Связь с проектами
31 июля 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
В соответствии с поправками, воспитательная работа будет являться частью образовательных программ. В предыдущей редакции Закона "Об образовании" в перечне реализуемых в школах программ были только основные образовательные программы (начального, основного, среднего образования).
Теперь туда вносится и воспитательная программа. «Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ должно осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями», — сказано в пояснительной записке.
Актуальность проблемы формирования мотивации учения в школьном возрасте является делом общественной важности. Это отражено в современном национальном проекте «Образование», задача которого направлена на внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышению их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определена необходимость обеспечения к 2024 году глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Это требует поиска и реализации инновационных проектов по разработке методов воспитания и обучения, направленных на интеллектуальное и нравственное развитие современных учащихся.
Проект ОЭР также направлен на реализацию регионального проекта Санкт-Петербурга «Современная школа» (протокол № 5 от 30.08.2019), который предусматривает повышение образовательной мотивации обучающихся основной и средней школы для достижения ими функциональной грамотности и готовности к непрерывному образованию.
Уровни социализации
Ключевая педагогическая идея – идея социализации (основная функция школы как государственного института) выступает на нескольких уровнях:
• индивидуальная (ситуации выбора и личной ответственности за реализацию своих интересов, склонностей),
• групповая (референтные группы по интересам),
• гендерная (гендерные интересы),
• статусно-ролевая (персональный уровень ответственности за решение задач, общее дело),
• событийная (проживание и погружение, а также участие в организации образовательных событий).
Социализация личности важна в связи с острой необходимостью формирования нового поколения, готового к решению задач развития страны, формирования лидеров, способных брать на себя ответственность и действовать, формирования социально ориентированных установок личности (восприимчивости к социальным проблемам, готовности помочь, неравнодушия к происходящему в обычной жизни), формирования навыков продуктивных отношений и коммуникации.
Расширение образовательного пространства
Активное самообразование, понимаемое как расширение учеником границ, определяющих содержание и характер его взаимодействия с образовательной системой.
Проведение общественной экспертизы с размещением материалов в сети Интернет.
Активное использование возможностей диссеминации продуктов в образовательной среде города и страны (семинары, конференции, публикации).
Реализация дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой направленностей. Предоставление более широкого спектра возможностей для обучения: экскурсии, выездные тематические занятия, привлечение специалистов на занятия по профилю.
Создание авторских идей воспитания
Активное участие в проектно-исследовательской работе, поиск и открытия в различных областях под руководством увлеченных компетентных тьюторов, причем, не только взрослых, но и учеников, которые вовлечены в проектно - исследовательскую деятельность.
Одной из главных задач проекта является - создание авторских уникальных методических и педагогических разработок: программ, цифровых ресурсов, методических пособий и др.
В дальнейшем ресурсы могут быть использованы в любой образовательной организации, где в качестве инструмента управления развитием образования предполагается использовать интеграцию проектного и процессного подходов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура и толерантность в Петербургской школе
В современной школе большое внимание уделяется воспитанию толерантного отношения к окружающему миру. Я решила рассмотреть данный вопрос с точки зрения культурного контекста. Культура и личн...
От разнообразия культур к единой петербургской школе
статья на тему толерантности...
Проект "Гуманитарное образование в петербургской школе"
Проект был представлен на районном этапе конкурса педагогических достижений "Педагогические надежды" 2012...
Проблемы обучения детей-мигрантов в современной петербургской школе
Политические, социальные, экономические изменения, произошедшие на территории постсоветского пространства в последние пятнадцать лет, вызвали миграцию в Россию нерусскоязычного населения. В связи с эт...
Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)
В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...
ПЕТЕРБУРГ – ТЕРРИТОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Я И МОЙ МИР. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ
В брошюре представлены маршруты увлекательных экскурсий по Санкт-Петербургу, рекомендованы спектакли и книги, социальные акции, в которых ученики 5 – 6 класса могут принять участие вместе со своими ро...
План внеклассной работы и отчеты о совершенных паломничествах, поездках и культурных мероприятиях, проведенных с учащимися 6-го "б" класса в С-Петербургской школе № 288 в 2010-2011 гг. Основные маршруты поездок: Царское Село-Великий Новгород-остров Валаам
План внеклассной работы и отчеты о совершенных паломничествах, поездках и культурных мероприятиях, проведенных с учащимися 6-го "б" класса в С-Петербургской школе № 288 в 2010-2011 гг. Основ...