"Творчество и мастерство - одно и то же или нет?"
методическая разработка (11 класс)

Черкасская Светлана Николаевна

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.

Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста. Сила Макаренко и Сухомлинского состоит в том, что они сумели «заземлить» великие гуманитарные идеи века в конкретных отношениях взрослых и детей.

Творчество и мастерство - одно и то же или нет?

Мастер - это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом.

Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.

Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.

Сейчас я хочу вам предложить составить портрет современного учителя глазами детей. Изобразите на листочках свои портреты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo_i_masterstvo_-_odno_i_to_zhe_ili_net.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - «точек роста» нового качества образования, государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи - то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, - это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики - образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

Ключевой задачей национального проекта «Образование» является создание условий, в которых нашим детям и нам будет комфортно развиваться.

«Наши дети мечтают о России, устремлённой в будущее. В школьных сочинениях на эту тему много искренних, я бы сказал, проникновенных слов. Смелые мечты всегда работают на большую цель, и мы должны раскрыть талант, который есть у каждого ребёнка, помочь ему реализовать свои устремления. В классах формируется будущее России. Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить» - слова президента из послания Федеральному собранию.

Путин заявил, что нужно уже с ранних лет прививать школьникам готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде и навыкам жизни в цифровую эпоху.

«В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип – каждый ребёнок одарён , раскрытие его . талантов – это наша задача.  В этом успех России!»- сказал Владимир Владимирович.

 Государство ставит перед нами задачи, решить под силу которые лишь творческим учителям. Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет и одобряет» (Н.Рерих)

Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо

неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.

Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура. искусство, знание, труд, красота.

Творчество является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства.

Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.

Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста. Сила Макаренко и Сухомлинского состоит в том, что они сумели «заземлить» великие гуманитарные идеи века в конкретных отношениях взрослых и детей.

Творчество и мастерство - одно и то же или нет?

Мастер - это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом.

Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.

Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.

Сейчас я хочу вам предложить составить портрет современного учителя глазами детей. Изобразите на листочках свои портреты.

Учитель – это человек, которому все вокруг интересно. У него всегда горят глаза, поет душа. И поэтому рисуем его портрет.1. Глаза-в форме звездочек

Учитель в постоянном поиске, он всегда интересуется новостями, готовясь к конкурсу один, либо с детьми он перечитывает всю литературу. 2. Нос – в форме вопроса

Для детей на уроке и в живом общении – самое главное улыбка. День начинается с улыбки, дружба начинается с улыбки. 3. Улыбка

 Любой учитель, прежде всего человек и чаще женщина. Как и любая женщина учитель следует тенденциям моды, выглядит ухоженно и красиво. И поэтому заканчивая образ рисуем дамскую шляпку. Ведь учитель для 50-70% детей – идеальный и благородный человек. 4.Шляпка

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.

Выделяют три сферы творческой деятельности педагога:

1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании).

Очень часто осознанно или неосознанно мы сталкиваемся с какими-то препятствиями на своём пути, которые мешают реализовать какие-то наши творческие планы.

Людям, которые занимаются творчеством, приходится преодолевать много трудностей. Это различные барьеры, что в большей или меньшей степени негативно влияют на творческий процесс.

Что же можно отнести  к внутренним барьерам?

несобранность, лень;

незаинтересованность в работе;

болезни;

нестабильное психическое состояние;

вредные привычки;

работа без режима;

неумение организовать свое время;

негативные качества характера мышления.

Но ведь часто мы сталкиваемся и с внешними барьерами?

неудобную среду (например, помещение);

посторонние помехи (шум, жара, холод и т. др.);

плохой психологический климат в коллективе;

неадекватная (заниженная) оценка деятельности.

стереотипы мышления;

страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;

слишком большое желание может тормозить творческий процесс, мешать импровизации, появлению вдохновения;

одноплановые знания  не   способствуют   творчеству,  нужны   широкие интересы в различных жизненных сферах;

страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.

Притча.

В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал:

- Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие!

Второй плуг усмехнулся и сказал:

- Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!

Каждый урок или занятие должны заканчиваться на  положительной эмоциональной ноте, тогда ученики с нетерпением будут ждать следующего урока.

 

Современная школа

Успех каждого ребенка

Поддержка семей, имеющих детей

Цифровая образовательная среда

Учитель будущего

Молодые профессионалы

Новые возможности для каждого

Социальная активность

Экспорт образования

Социальные лифты для каждого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты творчества и мастерства

План урока "Секреты творчества и мастерства"...

Праздник творчества и мастерства

Отчет о декаде по профессионально-трудовому обучению в школе VIII вида....

Проект развития технического творчества обучающихся как одно из направлений освоения профессиональных компетенций

Результаты работы преподавателя по развитию и совершенствованию новых педагогических технологий, в частности проектно-исследовательской деятельности обучающихся в СПО....

Интегрированный поэтический вечер, посвящённый творчеству М.Ю. Лермонтова и Дж. Г. Байрона «У нас одна душа, одни и те же муки...»

Данный интегрированный поэтический вечер ( литература,  английский  язык ) разработан для учащихся первого курса ГБОУ СПО МО "Шатурское медицинское училище",  как открытое внеклассное м...

проект "От творчества к мастерству"

проект по изготовлению бабочки в начальной школе....

положение о Всероссийской выставке Оригами "Четыре времени года" в рамках 18-го Городского фестиваля "Оригами-творчество и мастерство" в 2022-2023 году

1. Общие положения Всероссийская выставка Оригами «Четыре времени года» проводится в рамках 18-го Городского Фестиваля детского творчества «Оригами – творчество и мастерство&ra...