Дискуссия как прием методической работы
методическая разработка

Дискуссия – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskussiya_kak_priem_metodicheskoy_raboty.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Дискуссия как прием методической работы

Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.

Цель дискуссии – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

Форма проведения – коллективное обсуждение теоретических вопросов.

Методика ее организации:

  • определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз итогов;
  • определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия (случайные, второстепенные вопросы на обсуждение не выносятся);
  • составление плана;
  • предварительное ознакомление педагогов с основными положениями обсуждаемой темы

Методика проведения:

  • ознакомление педагогов с проблемой, ситуационной задачей.
  • Вопросы педагогам предъявляются последовательно в соответствии с планом.
  • организуется обсуждение противоположных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы.
  • заключение, подведение итогов обсуждения.

В заключении ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ответы педагогов, при необходимости аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения, благодарит педагогов за участие в обсуждении.

Дискуссионные групповые методы - это группа активных методов обучения, пришедших на смену уже сложившимся традиционным, поскольку в их основе лежит доминирующая продуктивная деятельность.

Объект изучения: деятельность участников образовательного процесса.

Предмет изучения: дискуссионные групповые методы обучения.

Цель: продемонстрировать возможности дискуссионных групповых методов обучения для успешного формирования ключевых компетенций обучающихся.

Задачи:

  1. Изучить роль активных методов в учебном процессе.
  2. Проанализировать необходимые условия для включения дискуссионных методов в процесс обучения.
  3. Составить методические рекомендации по проведению уроков с применением обозначенных методов обучения.
  4. Обобщить результаты применения дискуссионных методов в процессе обучения.
  1. Дискуссия как активный метод обучения.
  1. Отличительные признаки традиционных и активных методов обучения.

Методы обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Как говорил известный педагог М.Н. Скаткин, метод — это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обучения по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Различают две группы методов обучения: традиционные или репродуктивные методы обучения и активные или продуктивные методы обучения. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по своей задаче.

Традиционное обучение (или информационно-рецептивное, от лат. receptio - восприятие) - форма информационно-рецептивного обучения, носящего репродуктивный характер, и направленная на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности.

К ним относятся хорошо известные: лекция (рассказ), практические занятия и т.п. Их результатом выступают «знания - описания» и навыки применения эти знаний в типичных ситуациях. Задача обучаемого, при обучении традиционными методами, - выучить заданное и воспроизвести его при контроле.

Активные методы обучения (от лат. aktivus - деятельный) - форма обучения, направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности решать нестандартные задачи. Цель обучения - не просто знания, а умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия. Знания усваиваются не «про запас», учат не культуре исполнительского действия, а культуре мыслительной творческой деятельности. Они рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Известно, что одна из общих закономерностей процесса усвоения знаний - это зависимость эффективности процесса усвоения от собственной интеллектуальной активности обучаемого. Активные методы обучения предоставляют возможность и обеспечивают проявление большей активности учеников, чем традиционные методы, ведь экспериментально установлено, что в памяти человека запечатлеется до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает.

Основатель советской школы психологической установки Д.Н.Узнадзе, на которого, кстати сказать, постоянно ссылается М. Форверг в своих теоретических выкладках, писал: «основное место в учении занимает не продукт, предоставляемый нам в качестве конкретного навыка или знания конкретного ее содержания, а развитие в определенном направлении сил учащегося. Основное в учении не конкретный навык или знание, а развитие сил, участвующих в процессе учения»

1.2.Понятие о дискуссионных методах обучения.

Активные методы обучения в зависимости от количества обучаемых можно подразделить на групповые и индивидуальные. Групповые методы состоят из игровых, дискуссионных и тренинг-методов, а индивидуальные – из выполнения практических исследовательских заданий, индивидуальных практикумов.

Дискуссионные методы - вид групповых методов активного обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебных задач.

Синонимы к слову «дискуссия» - спор, дебаты, диспут, полемика, прения, обсуждение, обмен мнениями, беседа. Все названные понятия характеризуют дискуссию как форму общения. В педагогическом смысле – это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися.

Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности их успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Знаменитая фраза «В спорах рождается истина» относится к дискуссионным методам.

Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию участников в решение обсуждаемых проблем. Дальнейшее изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов в творческой, управленческой, учебной и других видах деятельности.

В педагогической практике дискуссия все активнее используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся. В процессе обсуждения глобальных и личностно-значимых проблем происходит формирование ценностных ориентиров.

Основными характеристиками учебной дискуссии являются:

– Актуальность, проблемность, противоречивость.

В основу любой дискуссии положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью с одной стороны, и удобством, и уместностью для учебного процесса, с другой. Поэтому основными ориентирами при выборе темы должны стать:

- соответствие темы (проблемы) дидактическим задачам;

- значение, своевременность, значимость для всех членов общества;

- подготовленность (моральная, эмоциональная, психологическая) участников дискуссии.

– Мотив, целенаправленность.

Проблемная ситуация сопровождается интеллектуальным затруднением, возбуждением познавательной активности, желанием разобраться, высказаться. Так возникает мотив дискуссии. Формулировка проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение, проверка, возможно даже достижение окончательного единственного решения.

Применение дискуссионных методов способствует частичному или полному решению следующих задач:

  • осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;
  • развитие самостоятельного мышления учащихся, предполагающая знание и учет различных, зачастую диаметрально противоположных точек зрения, отказ от доктринерства (идеи превосходства какой-либо концепции);
  • выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;
  • развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;
  • развитие умения воспринимать критические замечания в свой адрес;
  • развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, слушать, не перебивая, вести полемику;
  • развитие умения работать в группе единомышленников;
  • способность продуцировать множество решений;
  • формирование навыка говорить кратко и по существу;
  • развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту;
  • формирование личностной гражданской позиции.

Поэтому чаще дискуссионные методы применяются в процессе преподавания общественных гуманитарных дисциплин.

  1. Особенности организации дискуссии в учебном процессе.

В своей педагогической практике я использую следующие дискуссионные методы обучения: групповая дискуссия, метод «мозгового штурма» и кейс-метод.

  1. Групповая дискуссия - метод организации совместной коммуникации в интересах интенсивного и продуктивного решения групповой задачи.

Как активный метод обучения групповая дискуссия применяется при обсуждении сложных теоретических проблем. Основная задача, решаемая данным методом, - это обмен мнениями между слушателями, уточнение и согласование их позиций, выработка единого подхода, к проблеме. Этот метод позволяет успешно закрепить знания, расширить их и сформировать умение вести диалог.

Групповые дискуссии целесообразно использовать при изучении тем, которые не имеют однозначной исторической оценки Дискуссия в целях обучения имеет следующие отличия от обычной беседы: беседа, как правило, охватывает несколько тем и не имеет ни ограничений, ни структуры. Дискуссия, как метод обучения, имеет тенденцию ограничиваться одним вопросом или темой и строится в определенном порядке.

В мировом педагогическом опыте получили распространение ряд приемов организации групповой дискуссии обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся:

– симпозиум конференция – формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).

круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так с «аудиторией» (остальной частью класса). «Круглый стол» предназначен для того, чтобы не только глубоко раскрыть теоретические или практические проблемы, но и дать обучаемым большой объем научной информации;

– заседание экспертной группы («панельная дискуссия») (обычно четыре-шесть учеников, с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. При этом председатель высказывает наиболее популярную, общепринятую точку зрения, затем каждый участник выступает с сообщением, которое четко регламентируется. Экспертные группы могут заседать по одной теме или по разным проблемам, выделенным из одной общей.

судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела), в ходе которого происходит «защита» своей точки зрения.

– дебаты – явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), – и опровержений.

Любая дискуссия имеет три этапа:

1 – подготовительный, в ходе, которого происходит формулировка проблемы, определение основных вопросов для обсуждения, устанавливаются правила, условия, регламент, распределяются роли, раздается дидактический материал;

2 – ход дискуссии;

3 – этап подведения итогов, в ходе которого делается резюме, суммируются высказанные мнения, обсуждаются варианты дальнейшей работы или способов применения полученных выводов, а затем оценивается ход обсуждения, участие каждого в решении проблемы.

Для введения в дискуссию можно использовать разные приемы:

- изложение проблемы или описание конкретного случая;

- ролевая игра;

- демонстрация кинофрагмента;

- обсуждение представленного наглядного материала (объекты, иллюстрации);

- обсуждение текущих новостей.

Обычно руководство ходом дискуссии берет на себя учитель. Как организатору дискуссии, учителю приходится придерживаться определенной стратегии:

1) воздерживаться от собственных суждений;

2) стимулировать продуктивность идей с помощью вопросов;

3) менять ход обсуждения с помощью вопросов или обобщенных суждений;

4)      уточнять, пояснять высказывания учащихся с помощью вопросов, перефразирования;

5)      не игнорировать ни одного вопроса и ответа;

6)      давать время для обдумывания ответов;

7)      наблюдать за соблюдением правил ведения дискуссии:

– Выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего); повторные выступления могут быть только отсроченными; недопустима перепалка между участниками.

– Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами. В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться.

– Каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены.

– В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т. п.

При ориентации на задачу метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом.

  1. Методические приемы организации метода «мозгового штурма».

«Мозговой штурм» («мозговая атака») - первичная форма инновационной игры, род дискуссионных методов, который характеризуется отсутствием критики поисковых усилий, сбором всех гипотез, рожденных в поиске. «Мозговой штурм» - это метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Этот метод может заранее планироваться как фрагмент занятия, в основу которого положен поиск новых принципов решения проблемы. Метод способствует динамичности мыслительных процессов, абстрагированию от привычных взглядов и сосредоточению на какой-либо конкретной цели.

В настоящее время наиболее распространенным названием данного метода является "мозговой штурм". Распространены также варианты перевода: "мозговая атака", "конференция идей". Мозговой штурм является наиболее свободной формой дискуссии.

Пять правил проведения мозгового штурма:

1. Отсутствие всякой критики.

Свободный поток идей может литься только тогда, когда отсутствует страх подвергнуться критике. Также важно не показывать, что идея не имеет ценности, игнорируя чей-либо вклад или демонстрируя критичное отношение невербальными жестами (пожимая плечами, поднимая брови и т.п.).

2. Поощрение идей.

Чтобы удостовериться, что существует достаточно идей, группа должна чувствовать, что вклад каждого будет оценён. Должен быть сделан акцент на количестве предложений, а не на их качество. На стадии оценки у каждого появится возможность выразить свои чувства по поводу любого частного предложения.

3. Равноправие участников.

Следовательно, каждый должен чувствовать, что его предложение стоит рассмотрения, тогда все будут иметь стимул выдвигать свои идеи. Лучший способ предотвратить доминирование одного или двух членов группы — установить систему, когда каждый участник высказывает свое мнение по очереди. Эта процедура может замедлить процесс, сделав его более формализованным, но это более чем компенсируется за счет включения в работу всех участников.

4. Запись всех идей.

Запись — это не просто фиксирование важных предложений, но также возможность оттолкнуться от них в надежде на рождение дальнейших идей.

Применение метода «мозгового штурма» на этапе объявления темы и постановки УЗ, обеспечивает нестандартность организации данного этапа.

Преимущества мозгового штурма

1. Поощрение креативного мышления.

Часто утверждают, что креативность - это не то качество, которому следует обучать, и что идеи не приходят с легкостью туда, где есть формализованный подход к их выработке. Мозговой штурм является одним из немногих способов генерации идей с использованием структурированной процедуры. Ведь именно само существование основных правил «мозгового штурма» является причиной его высокой эффективности.

2. Выход за пределы стандартного мышления.

Процесс использования чужих идей для стимулирования собственной креативности имеет своим результатом некоторый ряд предложений, более широкий, чем, если бы их производил один человек.

3. Простота.

Мозговой штурм - это метод, который легко понять и легко применять. Он не требует высокотехнологичного оборудования или долговременного обучения, а его результаты можно с легкостью оценить.

  1. Методика организации кейс-метода.

Использование метода кейсов в качестве средства обучения стало чрезвычайно популярно в последние годы.

Кейс-метод - род дискуссионных методов обучения, основанный на изучении анализа конкретных ситуаций. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Условия, необходимые для организации кейс-метода.

1. Выбор подходящего материала.

Материал, отобранный для метода кейсов, должен отражать проблемы, соответствующие содержанию учебного материала. Дополнительные сведения всегда можно предоставить позже. Это может происходить или автоматически, или в зависимости от требований группы.

2. Наличие альтернатив.

Выбранный вопрос должен быть достаточно обширным, чтобы охватывать различные стороны и иметь различные решения. Проблемы, имеющие лишь один "правильный" ответ наименее пригодны для использования в этом методе.

3. Небольшое число участников в группе.

Чем больше группа, тем более громоздким и неуклюжим может стать упражнение. Чтобы получить оптимальные результаты при помощи метода кейсов, ограничивают число людей в группе до десяти человек. Если группа большая, ее делят на несколько малых, каждая из которых будет заниматься одним аспектом заданной проблемы.

Преимущества метода кейсов:

1. Реализм.

Использование метода кейсов может дополнить многие теоретические аспекты курса посредством введения практических задач, которые группе необходимо решить.

2. Минимизация давления.

Метод кейсов дает уникальную возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке тренинга, а не в реальной жизни, с ее угрозами и риском.

3. Активное взаимодействие.

Коммуникативная природа упражнения предоставляет возможность быстрой, но достаточно полной оценки важности обсуждаемых проблем и предлагаемых решений.

  1. Мониторинг эффективности применения дискуссионных методов в учебном процессе.

Успешность внедрения дискуссионных методов обучения в образовательный процесс доказывают результаты

- контрольных срезов;

- итоговой аттестации;

- участия в конкурсах и олимпиадах.

- развития интеллектуальных умений.

- уровня активности учащихся на занятиях.

Заключение.

Таким образом, мониторинг подтверждает обоснованность применения данных методов.

Внедрение дискуссионных методов обучения обеспечит решение проблем, связанных с формированием компетенций обучающихся, обеспечит развитие их способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию, они станут более уверенными, способными выражать и отстаивать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Прием на работу"

Урок по теме "Прием на работу" проходит в 10 классе. Цель урока совершенствовать коммуникативные способности учащихся, расширение потенциального словаря, а также способствовать формированию у учащихся...

Презентация к уроку "Прием на работу"

Данная презентация поможет вам  провести урок  более интересно и будет полезна для учащихся....

Открытый бинарный урок по английскому языку и ИТПД "Прием на работу"

Тема занятия: Прием на работуВид занятия: практическое занятиеТип занятия: урок – обобщение Цели: Образовательные:- развитие умений использовать иностранный язык как инструмент общения по пройден...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Аксиологический комментарий как прием аналитической работы над мифами в профильных гуманитарных классах (на примере изучения творчества Н.А. Некрасова, С.А. Есенина)

В статье рассматривается технология использования аксиологического комментария как приемаа аналитической работы над мифами в профильных гуманитарных классах (на примере изучения творчества Н.А. Н...

Эвристическая беседа как прием фронтальной работы на уроке химии. Презентация

Презентация по теме "Эвристическая беседа как метод фронтальной работы на уроке химии". В условиях работы по обновлённым ФГОС-2 понятие "фронтальная работа" стало восприниматься зн...