Статья «Мотивация как способ повышения качества образования»
статья
Мотивация - это основной двигатель образования. Ребенок должен быть заинтересован в предмете и понимать для чего ему это нужно. В противном случае результаты обучения могут быть намного ниже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
В современной системе образования существует большое количество требование к результатам образовательной деятельности, которые отражены в положениях ФГОС. Эти требования затрагивают как предметные, так и метапредметные и личностные результаты, необходимые к достижению каждым учащимся по окончанию каждой ступени образования.
Но чтобы выполнить эти требования и показать результаты, необходима «отдача» от ребенка.
Каждый учитель был бы рад, если ученики хорошо занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Мотивация учеников является одной из основных задач современной школы.
Я всегда стараюсь продумать, чем будет заниматься на уроке каждый ученик, насколько подробно необходимо объяснить материал для того или иного ребенка. Для каждого должна быть подобрана работа по силам, ведь если ученик не понял хотя бы основной смысл темы, - то этот урок для него был бесполезен. Что ни есть хорошо ни для учителя, ни для ребенка, хоть они этого не всегда понимают.
Как приятно смотреть, когда «двоешники» и «проказники» с увлечением решают примеры и пытаются еще и сделать это быстрее всех! Но для этого необходимо найти подход к каждому и к классу в целом.
В начале года у большинства детей присутствует рвение к учебе в той или иной степени, но спустя несколько недель от былой радости ни останется и следа, что чревато полной потерей мотивации и ребенка.
Родители, стремясь повысить мотивацию детей к обучению, ставят в пример успешных людей, общих знакомых, пугают работой дворником и грузчиком, наказывают за плохие оценки, лишают компьютера, прогулок или же, наоборот, предлагают платить за хорошие отметки и т.д.
Учителя, в свою очередь, пугают плохими оценками, вторым годом, вызовом родителей…
Дети не хотят учиться. Но они НЕ просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как им предлагают это делать сегодня.
Думаю, каждый из нас задавался вопросами:
Как создать у ученика желание учиться? Как я могу удержать его от потери внутренней мотивации к изучению нового, независимо от того, сколько усилий для этого потребуется? Как сформировать у учащихся мотивацию к обучению?
Какой обычно ответ: перегрузка, не весело, комп. Игры, просто лень. Это сложно; я не знаю как; Я не понимаю, зачем это нужно. проблемы со здоровьем. Есть много причин для этого. Однако иметь возможность влиять на некоторые из них очень важно. Попробуем разобраться, что здесь в наших силах и что нужно учитывать, чтобы учебная ситуация стала по-настоящему мотивирующей к обучению. Подойдём к этому вопросу с научной точки зрения.
Термин «мотивация» происходит от английского «movere» - «двигать». Иными словами, мотивация – это то, что движет человеком, заставляет его выполнять ту или иную задачу с завидным упорством и настойчивостью, идет к своей цели. Мотивированные люди легко достигают интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Мотивация к обучению заложена в нас естественным образом. Любое полученное знание или приобретение нового навыка вознаграждается всплеском гормонов счастья. Когда вы не уверены, справится ли ваш ребенок с заданием и справитесь ли вы с ним, степень успеха будет наивысшей. И, конечно же, желание учиться у ученика становится очень сильным.
Однако система вознаграждения дает сбой, когда ожидаемые вознаграждения и похвалы не выполняются или когда предъявляются чрезмерные требования. То же самое происходит, когда успех становится нормой. В этом случае практически невозможно мотивировать студентов к обучению, и с каждым годом у большинства студентов появляется стремление к академическим достижениям и их мотивация к обучению снижается. Причем если ранние подростки попадали в эту категорию детей в первую очередь в силу своего переходного возраста, то теперь даже у младших школьников мотивация к обучению неуклонно снижается.
Психологический аспект.
Школьные оценки – это результат формирования желания учиться. Успехи и неудачи школ свидетельствуют не только об умственном развитии и способностях их учеников. Скорее, успеваемость в школе – это сумма навыков, знаний и желания учиться. Детям, не заинтересованным в обучении, очень трудно усваивать знания и уметь применять их на практике.
Мотивация к обучению – это мотивированная деятельность, которую учащиеся демонстрируют для достижения целей обучения. Наиболее важными мотивами для студентов являются:
- познавательные;
- коммуникативные;
- эмоциональные;
- саморазвитие;
- позиция школьника;
- достижения;
- внешние (поощрение, наказание).
Особенность учебной мотивации заключается в том, что в процессе ее реализации учащийся приобретает знания и формируется, как личность.
Доказано, что одним из основных условий успешного обучения является мотивация к обучению.
Мотивация к обучению не является фиксированной величиной, а меняется в зависимости от ситуации, настроения, содержания обучения, но нет ни одного ребенка, который не мог бы «заинтересоваться» школьными предметами. У всех людей есть сила учиться, но очень жаль, что эта сила не всегда направлена на математику или географию. Но вы можете изменить все, включая формирование мотивации ваших учеников к учебе. Нужно только направлять ребенка, делать его самостоятельным и понимать цель мотивационных взаимодействий.
Мотивация к обучению включает внутренние и внешние факторы.
Внешние мотивы в обучении: оценки; моральный долг; учеба ради престижа, лидерства и материального вознаграждения; избежать наказания.
Внутренняя мотивация в обучении: удовлетворение от самой деятельности; прямой результат деятельности; понимание жизненных потребностей и стремление к успеху; образование как возможность для общения.
Главная задача мотивации учения: организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Поэтому наша главная задача – развитие внутренней мотивации».
Причины мотивационного кризиса учащихся.
1. Огромная избыточность учебных материалов.
2. У детей отсутствует уверенность в сохранении собственной психологической безопасности (страх и стресс как доминирующие условия воспитания).
3. «Палочка» — это хорошо, но чего-то под названием «пряник» недостаточно.
4. У детей с разными способностями, сидящих в классах, особое желание выполнять те или иные действия только при наличии уверенности в том, что они смогут оправдать ожидания учителя и успешно справятся с предложенными заданиями. у меня есть желание.
Пути разрешения проблемы мотивации:
- Постарайтесь выяснить основные причины, которые мешают вам учиться, и постарайтесь свести их к минимуму.
- Максимально использовать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию учащихся.
Способы повышения внутренней мотивации.
1По возможности исключите награды и призы за правильно выполненные задания и ограничьтесь только оценками и похвалами.
2. Максимально не используйте соревновательные ситуации на уроках. Мы рекомендуем вам научить ребенка анализировать и сравнивать собственные результаты и достижения.
3. Старайтесь не навязывать цели обучения «сверху». Гораздо эффективнее разрабатывать цели и задачи вместе с ребенком.
4. Помните, что наказание за неправильное решение учебных задач является последним и наименее действенным средством вызвать отрицательные эмоции и негативно повлиять на отношение детей к учебной деятельности.
5. По возможности избегайте установления временных ограничений. Это препятствует не только развитию творческих способностей, но и развитию внутренней мотивации.
6. Убедитесь, что учебные задания не только соответствуют возрасту, но и имеют оптимальный уровень сложности и способствуют развитию навыков и способностей вашего ребенка. Регулируйте сложность задачи и увеличивайте ее каждый раз.
7. Учебные задания желательно выбирать с элементами новизны и непредсказуемости. Это способствует формированию внутреннего интереса к процессу их реализации.
Наиболее важными в задаче учителя по созданию комплекса мотивации учащихся можно считать следующие установки и модели поведения.
- учитывать возрастные особенности школьников;
- выбор действий в соответствии со способностями учащегося;
- Сотрудничать со студентами, чтобы выбрать средства для достижения своих целей.
– Использование коллективных и коллективных форм работы.
- использование проблемных ситуаций, споров и аргументов;
– использование игровых технологий;
– Нестандартный формат проведения уроков.
– Создать атмосферу взаимопонимания и сотрудничества.
- создать успешную ситуацию;
- Уверенность учителя в компетентности ученика.
- использование поощрения и порицания;
- формирование правильной самооценки у студентов;
- Эмоциональная речь учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы как способ повышения качества образования»
Современная школа направлена на подготовку не только грамотных учеников, но и способных самостоятельно мыслить.Использование современных инновационных технологий (дебаты, «мозговой штурм», техно...
презентация к проведению педагогического совета "Учебная мотивация как средство повышения качества образования"
Презентация "Учебная мотивация как средство повышения каечства образования" поможет провести пегогичексий совет на важную для любой организации тему....
«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования»
«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования»...
Формирование мотивации учения на уроках ОБЖ как один из способов повышения качества образования
Формирование мативации учения на уроках обж...
«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования в объединении декоративно-прикладного творчества «Макраме»»
Большинство детей приходят на первые занятия в объединения учреждений дополнительного образования с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени, и у части детей падает интерес...
«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования»
Данное методическое пособие содержит теоретический и практический материал по проблеме мотивации, а также накопленный опыт педагогов Центра по формированию положительной мотивации обучающихся. П...
Учебная мотивация как один из способов повышения качества образования.
Что такое мотивация.Особенности мотивации школьников. Уровни учебной мотивации. Причины снижения мотивации учения. Формы и методы формирования учебной мотивации....