ИКТ: квест и кейс технологии, их плюсы и минусы.
статья
Предварительный просмотр:
Плюсы и минусы веб-квестов
в образовательном процессе
Теселкина Н.В.
Современный ребёнок, это уже ни тот ученик, которого мы обучали в конце прошлого века и в первые годы 21 столетия. Ещё не ступив на школьный порог, ребёнок легко открывает «двери» в Интернет, лучше и быстрее собственных родителей разбирается с любым телефоном, что приводит многих мам и пап в восторг, они уверены, что подарили миру почти гения. Родителей легко понять, они относятся к поколению, не имевшему «ВКонтакте», «Мой мир», «Одноклассники». В итоге – ребёнок просиживают часами бесцельно за компьютером, живя в виртуальном мире, роясь, не понятно зачем, в информационных кучах поисковиков, вбирая в себя информацию из сомнительных по содержанию сайтов. В итоге школа имеет две огромных проблемы: ученик и родители ученика. И если взрослым людям можно объяснить, показать, обосновать их ошибки в воспитательных действиях, то ребёнка убедить, не дав ему что-либо взамен – невозможно. (Забираешь любимую игрушку – замени более интересным.) Натиск, давление в таких педагогических проблемах приводит к тому, что со стороны подростка возникает «глухая стена», а учитель для него перестаёт быть авторитетом.
Существует множество способов идти в ногу со временем: использовать на своих уроках презентации, видео, страницы специальных обучающих порталов, покупать специальные диски с обучающими программами, рекомендованные Министерством образования. Существует так же множество способов и вариантов работы с учащимися в Интернете под руководством учителя.
Остановимся на таком способе работы учащихся как Веб-квест.
В принципе – этот метод можно отнести к методу проблемного обучения и к методу проектного обучения одновременно.
Дети хотят компьютер? Интернет? Пожалуйста!
Что такое веб-квест?
Веб-квест от английского "web-quest” – «Интернет поиск».
«Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).
Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).
Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам:
Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.
Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.
Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
Этапы работы над квестом
Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
Задачи:
1) поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры сайта; 3) создание материалов для сайта; 4) доработка материалов для сайта.
Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
О критериях оценки веб-квеста
Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Bernie Dodge (http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html) рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:
- исследовательской и творческой работы,
- качества аргументации, оригинальности работы,
- навыков работы в микрогруппе,
- устного выступления,
- мультимедийной презентации,
- письменного текста и т.п.
Для создания бланка оценки необходимо:
- Сформулировать наиболее значимые критерии оценки. Критерии должны быть адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывать:
- достижение заявленной цели;
- качество выполнения работы;
- качество процесса выполнения работы;
- содержание;
- сложность задания.
- Определить шкалу оценки - например, трех-, четырех-, пятибалльную.
- Подготовить описание параметров оценки.
Необходимо начинать с описания идеального варианта выполнения задания, а затем переходить к описанию возможных недостатков выполнения работы по каждому критерию.
Требования к описанию параметров:
- язык описания должен быть понятен учащимся;
- описание должно позволять определить количественные отличия одного параметра от другого;
- разница между количественными показателями должна быть примерно одинаковой (например, 4 балла ставится при наличии 1-2 орфографических ошибок, 3 балла - при наличии 3-4 ошибок и т.д.)
4. При необходимости можно также указать значимость каждого критерия в общей оценке (например, в процентах).
Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными.
Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трех сеансов. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом, ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).
Некоторые дополнения:
Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и web-квесты, предназначенные для работы отдельных учеников.
Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив учащимся выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с ними: например, если преподаватель предложил роль секретаря Объединенных Наций, то этот персонаж может послать письмо другому участнику (который играет роль президента России, например) о необходимости мирного урегулирования конфликта.
Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.
Формы web-квеста также могут быть различными. Приведем наиболее популярные:
Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики.
Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.
Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).
Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.
Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т.п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным ученикам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах.
Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов, презентаций, буклетов (локально или в Интернет)»
Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).
- Веб-квест является новым средством использования технологий в целях создания урока ориентированного на учеников вовлеченных в учебный процесс и поощряющим их критическое мышление.
- Веб-квест является веб-проектом, в котором все материалы, с которыми работают учащиеся, исходят из Интернета. Дизайн веб-квеста предполагает рациональное планирование времени учащихся, сфокусированного не на поиске информации, а на её использовании.
- Веб-квест способствует: поиску Интернет информации, которую поручает учащимся учитель, развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации, развитию компьютерных навыков учащихся и повышению их словарного запаса, поощрению учеников учиться независимо от учителя. Так как многие подростки буквально "без ума" от компьютера Веб-квест также является забавным методом как обучения, так и учения.
Как работает Веб-квест?
Прежде чем разделить учащихся на группы, весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта.
Учитель отбирает ресурсы сети Интернет и классифицирует их так, чтобы каждая группа ознакомилась лишь с одним проблемным аспектом темы.
После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга уже все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо). В ходе решения веб-квеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера. Веб-квест – это не что иное, как сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме.
В основе веб-квеста лежит индивидуальная или групповая работа учащихся (часто с распределением ролей) по решению заданной проблемы с использованием интернет-ресурсов, подготовленных автором – учителем. Веб-квест – это не простой поиск информации в сети. Учащиеся, работая над заданием, собирают, анализируют, обобщают информацию, делают выводы, формируя и защищая собственную точку зрения. Творческий процесс преобразования информации из разных источников способствует развитию мышления и дает основу прочных знаний.
Итак, Web-Quest – это формат урока с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности учащихся, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет.
Веб-квест является одним из популярных и современных видов образовательных интернет-технологий.
Веских причин для использования веб-квестов достаточно много. Это легкий способ включения Интернета в учебный процесс, при этом не требуется особых технических знаний. Веб-квест может выполняться индивидуально, но групповая работа при решении веб-квеста является более предпочтительной. При этом достигаются две цели обучения – коммуникация и обмен информацией.
Веб-квесты развивают критическое мышление, а также умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно.
Веб-квест способствует поиску интернет-информации по заданию учителя, развитию компьютерных навыков обучающихся и повышению их словарного запаса, поощряет учиться независимо от учителя. Так как многие подростки буквально «без ума» от компьютера, веб-квест также является забавным методом как обучения, так и учения. Учащиеся воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности обучения.
Технология web-квест позволяет в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения.
- Наглядность включает в себя различные виды демонстраций, презентаций, видео, показ графического материала в любом количестве.
- Мультимедийность добавляет к традиционным методам обучения использование звуковых, видео-, анимационных эффектов.
- Интерактивность объединяет все вышеперечисленное и позволяет воздействовать на виртуальные объекты информационной среды, помогает внедрять элементы личностно ориентированного обучения, предоставляет возможность учащимся полнее раскрывать свои способности.
Использование данной технологии в процессе обучения дает возможность:
- повысить заинтересованность учащихся в изучении учебной дисциплины;
- повысить мотивацию обучения;
- использовать различные виды информации для восприятия (текстовая, графическая, видео и звуковая);
- наглядно представлять разнообразные ситуационные задачи и т.д.;
- воспитывать информационную культуру учащихся.
Тем, кто впервые хочет использовать этот метод, необходимо простое объяснение сути.
1. Детей необходимо заинтересовать проблемой.
2. Учащихся делят на группы. В нашем Веб – квесте «Население России» дети разделены были на группы: «Корректоры», «Аналитики», «Составители», «Аниматоры», «Картографы».
3. У каждой группы была своя «роль» и конкретные задания, по которым они должны искать информацию, соответствующую ролевой игре.
4. В каждой группе обязательно должен быть хотя бы один учащийся, на достаточном уровне умеющий работать в поисковика, скачивать информацию, использовать антивирус. Соответственно, информацию необходимо форматировать и выбирать из неё главное – фильтровать.
5. Одного члена группы мы назначили «информационным консультантом». Консультанты в ходе подготовки Веб – квеста менялись группами. Их задача – следить за тем, что бы информация сочеталась, была взаимосвязана и шла в рамках оценивания.
6. В заключение каждая группа оформляет свой материал в виде Веб – страниц. Это можно сделать в MS Word, в MS Publisher. Получается локальный варианта Веб – квеста.
8. Каждая группа защищает свою Веб – страницу.
9. Итогом Веб – квеста может стать уже прекрасно подготовленное общешкольное мероприятие, классный час, устный журнал.
5 ТОП плюсов:
- Повышает мотивацию к обучению
- Расширяет кругозор учащихся
- Развивает творческое и критическое мышление
- Формирует навыки поисковой и исследовательской деятельности
- Дает возможность организовать дистанционное обучение
Какие минусы можно превратить в плюсы?
- Плохое материальное обеспечение – стимул к обновлениям
- Недостаточная компьютерная грамотность – стимул к самообразованию (как для учителей, так и для учеников)
- Сервисы на английском языке – стимул к изучению английского языка
- Трудоемкое занятие – в ходе создания квеста можно черпать материал на будущее для учителя и на другие предметы для ученика в ходе выполнения. Также можно получить банк различных квестов (учебных, развлекательных), а вместо конспектов уроков – творческие тематические лаборатории.
- Невозможность регламентировать работу уч.ся за компьютером:можно разработать правила работы за ПК; провести беседу с детьми о вреде длительной работы.
Минусы веб-квестов
- Компьютерная неграмотность или недостаточный уровень компьютерной грамотности
- Разработка квеста - это достаточно трудоемкий процесс
- Нехватка времени для разработки квеста
- Недостаточно технических возможностей у школы и у учеников
- Ученики проводят слишком много времени выполняя задания за компьютером
- Нестабильность работы Интернет-провайдеров
- Невозможность полной защиты учащихся от опасностей в Интернете
- Не все ребята доходять до финиша
- Снижение личностной самооценки у отдельных игроков
- Неумение играть в команде (проводился живой квест)
- Потеря интереса к выполнению задания из-за сложности вопросов
Использование технологии web-квест не допустит превращения Ваших учащихся в пассивных созерцателей!
В процессе творческой работы учащиеся получают не «готовые к употреблению» знания, упрощенные и клишированные формулы, а сами вовлечены в поисковую деятельность.
Список литературы
- Кузнецов А. А, Семенов А.Л.,. Уваров А.Ю. О проекте концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии» // Информатика – 2001. - № 17. – С. 21 \
- Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
- Семенов С. В. Проектный подход // ИНФО. – 1997. - № 5. – С. 37.
- Степанова И. Ю Особенности организаци обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и Интернет", Санкт-Петербург, 2001
- Чечель И. Д. Метод проектов: Субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. – 1998. - № 4. – С. 3
- . Ястребцева Е. Н , Быховский Я. С. Моя провинция – центр Вселенной: Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Федерация Интернет-образования, 2001. – 216
Интернет ресурсы
- Быховский Я. С. Что такое образовательный веб-квест? http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php
- Как создать веб-квест. http://uwle4enia.ucoz.ru/publ/uchitelju/kak_sozdat_veb_kvest/5-1-0-6
- Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство
развития навыков информационной деятельности учащихся.http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm - Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. http://festival.1september.ru/articles/513088/
Приложение
- Перечень веб-квестов по предметам, в сети Интернет
- Буклет «Веб-квест»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электричество, его плюсы и минусы
Данный материал позволяет показать учащимся 5-х классов положительные и отрицательные стороны электричества....
Плюсы и минусы сотовой связи
Для чего ребенку нужен мобильный телефон? Как научить его правильно с ним обращаться? Материал для родителей....
Плюсы и минусы гласности.9/11 классы
Урок по истории России.20 век. Учитывая возрастные особенности обучающихся, применяя дифференцированный подход, возможно проведение данного урока для обучающихся как 9, так 11 классов. Урок с ...
Педсовет "Плюсы и минусы использования ИКТ"
В Настоящее время нельзя представить урок без использования интерактивной доски, компьютера, но всегда ли это полезно?...
Современные педагогические (образовательные) технологии: плюсы и минусы
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются ин...
Классный час по профилактике негативных проявлений: «Курение: минусы и мнимые плюсы» «Энергетические напитки: плюсы и минусы.» Для учащихся 7-12-ых классов
Цель:используя метод противоположностей, помочь подросткам осознать, что курение-это чрезвычайно вредная и опасная привычка.Способствовать формированию у обучающихся навыков критического мышления и ос...
Презентация "Плюсы и минусы игровых технологий во внеурочной деятельности"
laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пыт...