Выступление к городскому семинару "Компоненты этнокультурного образования на уроках и во внеурочной деятельности"
методическая разработка
Этнокультурное образование — это образование на духовно – нравственной основе, в котором цели, задачи, содержание, методики и технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства, способного к самоопределению и самореализации в условиях современной мировой цивилизации.
Этническая педагогика уходит своими корнями в далекое прошлое, сохраняет в себе опыт многих поколений, но она обращена и в будущее, так как использует этнокультурный опыт для организации жизни современных поколений, воспитывая их на идеалах, лучших традициях, общечеловеческих и культурных ценностях своего народа, способствует самоидентификации и толерантности к другим культурам, развитию способности и потребности использовать этот опыт в процессе жизнедеятельности, творческой и коммуникативной деятельности в группе со взрослыми и сверстниками.
Актуальность:
Использование различных форм и методов этнокультурного образования и воспитания в процессе внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» способствуют:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_k_seminaru_kiseleva_e.n.docx | 47.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Тема выступления: опыт развития толерантного сознания, коммуникативной толерантности в рамках внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» (Киселева Е.Н.)
Слайд 2
Жизнеспособность всего мира в целом будет зависеть от многообразия сосуществующих культур. Многообразие, а не однородность является фактором мирного сосуществования и развития человечества, при этом самоизоляция и неприятие других культур может сказаться пагубно на существовании цивилизации в целом.
Этнокультурное образование — это образование на духовно – нравственной основе, в котором цели, задачи, содержание, методики и технологии воспитания и обучения личности ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства, способного к самоопределению и самореализации в условиях современной мировой цивилизации.
Этническая педагогика уходит своими корнями в далекое прошлое, сохраняет в себе опыт многих поколений, но она обращена и в будущее, так как использует этнокультурный опыт для организации жизни современных поколений, воспитывая их на идеалах, лучших традициях, общечеловеческих и культурных ценностях своего народа, способствует самоидентификации и толерантности к другим культурам, развитию способности и потребности использовать этот опыт в процессе жизнедеятельности, творческой и коммуникативной деятельности в группе со взрослыми и сверстниками.
Слайд 3
Актуальность: использование этнокультурных технологий в урочной и внеурочной деятельности; формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе является значимым и актуальным на современном этапе. Толерантность, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.
Слайд 4
Современная школа - стартовая площадка для формирования жизненных ценностей и жизненного успеха ребёнка. Жизненные ценности личности, как человека культуры – это компас, который направляет человека по дороге жизни, помогает ему самоутвердиться, двигаться дальше, быть успешным и счастливым в многообразном мире отношений с людьми различных национальностей.
Большая разобщенность среди представителей разных национальностей затрудняет развитие у детей чувства братства, взаимоуважения, а главное - понимания другой культуры, что отрицательно влияет на духовное развитие как отдельно взятой личности, так и общества в целом. Поэтому поддержание духа межнационального согласия и добрососедства актуально и для нашей школы.
Слайд 5
Считаем, что воспитание должно давать веру в жизнь и глубокомысленное отношение к ней, помогающее строить толерантные взаимоотношения с людьми, конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Важно помочь ребятам правильно ориентироваться в любых обстоятельствах, быть внимательными ко всяким признакам изменений в себе, окружающих людях и самой жизни, быть активными творцами своей жизни в многообразном мире отношений и деятельности.
Слайд 6,7, 8
Наиболее альтернативный способ формирования толерантного сознания, на наш взгляд – это вовлечение учащихся в социально - значимые проекты по пропаганде жизненных ценностей, культуры взаимоотношений, профилактике конфликтов и жестокости. Дипломы лауреатов городского конкурса учебных проектов «Взгляд в будущее» (2019, 2020, 2021) г.
Слайд 9
Данный опыт работы презентовали на различных творческих конкурсах, фестивалях, научно – исследовательских конференциях различного уровня и в публикациях:
Диплом победителя Всероссийского конкурса на лучшее социально-психолого-педагогическое сопровождение детско-юношеских общественных организаций и объединений (г. Москва). Диплом лауреата: программа ОУ «В гармонии с собой и миром» на Всероссийском конкурсе УВКБ ООН «Толерантность в образовании и воспитании» отмечена как одна из лучших (г. Москва). Золотая медаль на Всероссийском заочном конкурсе «Мир молодости» молодёжных социально значимых инициатив, начинаний и опыта под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры в номинации «Протяни руку» (опыт работы по формированию толерантного сознания обучающихся ОУ). Серебряная медаль на Всероссийском конкурсе «Учитель! Перед именем твоим…» за кейс материалов по формированию коммуникативной толерантности, потребности к самопознанию и саморазвитию, к осознанному жизненному самоопределению.
Слайд 10
Диплом I степени Всероссийского конкурса по присуждению общественных наград Национальной Премии «Золотой фонд Российского образования» по теме: «ПРИЗВАНИЕ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ», воспитательная программа «Мы за будущее без жестокости». Диплом за предоставление опыта работы, II Общероссийский профессиональный фестиваль для педагогов «Педагогический олимп». Диплом победителя Всероссийского педагогического фестиваля «Педагог года-2019», проект по развитию конструктивного общения и толерантного сознания «Школа – территория общения и здоровьясбережения». Сертификат участия, Межрегиональный конкурс «Школа без жестокости к детям», распространение опыта реализации инициативы образовательной организации по противодействию жестокому обращению в отношении детей, насилия и агрессии в детско-юношеской среде. Диплом победителя, Общероссийский педагогический конкурс «Мой лучший урок» (развивающее занятие «Секреты позитивного общения»).
Слайд 11, 12
Публикации статей и методических разработок в СМИ: «Проектная деятельность по пропаганде жизненных ценностей в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения», сайт «Страна талантов»; «Современный урок в практике учителя: опыт, проблемы и перспективы», сайт «Мега – талант»; «Ступеньки роста толерантности», сайт «Едукон»; «Мастер – класс: «Дружба не знает границ», сайт «Инфоурок». Публикации в сборниках конкурсов статей и научно-практических конференций: Международные научно-практические конференции: «Психология и педагогика современного образования в России» по теме: самоуправление успехом (г. Пенза); «Актуальные проблемы и инновации в образовании», тема: самоуправление успехом (г. Ставрополь); «Молодёжь и наука: реальность и будущее», тема: возможности развития и популяризации в молодёжном сознании идей толерантности (г. Невинномысск); V Общероссийская заочная научно-практическая конференция педагогов (с международным участием) «Перспективные направления современного образования», «Формула успеха». Международный электронный сборник педагогических работ «Педагогические таланты», Публикация в сборнике «Материалы межрегионального конкурса статей», 2019, НМЦ.
Слайд 13,14
Традиционными и наиболее яркими событиями для учащихся стали уроки толерантности, развивающие занятия в рамках внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения»: «Мы такие… разные», «Я и права других людей», «Поведение в конфликте», «Ступеньки роста толерантности», «Дружба не знает границ!», «Радость общения – залог успеха и здоровья» и прочее.
Мы убедились, что за счёт проведения занятий учащимися в системе взаимодействия «Сверстник - сверстнику», их коммуникабельность и привлекательный имидж, способность говорить на доступном языке значительно влияет на положительный эффект в формировании коммуникативной толерантности в образовательном учреждении.
Слайд 15,16
Использование различных форм и методов этнокультурного образования и воспитания в процессе внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» способствуют:
Осознанию и принятию своих недостатков, достижению адаптивности и уверенности в себе, реставрации самоуважения и чувства достоинства, своих жизненных ценностей с учетом этнических традиций и идеалов.
Формированию чувства этнокультурной идентичности, национального самосознания и толерантного отношения к культуре других народов, навыков равноправного конструктивного общения, предотвращения предрассудков, стереотипов, экстремизма, жестокости и разрешения межличностных конфликтов.
Развитию коммуникативной толерантности и культуры взаимоотношений, способности к пониманию переживаний, состояний, взглядов и интересов, достоинств и недостатков других людей.
Обретению оптимизма в отношении к реальности, потребности к конструктивному общению, самовоспитанию, саморазвитию и самореализации.
Осознанию своего духовного единства с другими людьми.
Слайд 17
«Дружба не знает границ!» - фрагменты развивающего занятия по формированию толерантного сознания, коммуникативной толерантности в рамках внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» (5 – 6 классы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Городской семинар "Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в 5 - 6 классах"
Городской семинар "Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в 5 - 6 классах"...
Интеграция содержания образования на уроках и во внеурочной деятельности по химии
Введение ФГОС второго поколения привело к появлению серьезного противоречия между новыми целями школы и традиционными средствами организации педагогического процесса. В педагогической науке понятие &l...
Роль внеурочной деятельности в образовании или в чем отличия внеурочной деятельности от учебной?
Внеурочная деятельность, как и урок, является обязательной, так как внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач,...
Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"
В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....
Выступление на городском методическом объединении по теме "Мотивация обучающихся к творческой деятельности в условиях дополнительного образования"
Мотивация обучающихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях дополнительного образования...
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие творческого потенциала личности через приобщение к искусству – неотъемлемая сторона подготовки современного успешного человека. Интерес, вовлеченность в культуру своего региона, своей н...