Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках ОРКиСЭ
учебно-методический материал
Выступление на семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.51 КБ |
![]() | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках ОРКиСЭ»
Развивать функциональная грамотность в школе – это значит научить ребенка решать вне предметные задачи средствами предметных знаний и своего жизненного опыта.
Что касается предмета ОРКСЭ, то он занимает совсем небольшое место в учебном плане, 1ч в 4 классе и как продолжение -реализация предметной области ОДНКНР в основном звене. Предмет гуманитарный, а значит основное место в нем занимает текст и работа с ним. К тому же, здесь текст помогает выполнять не только образовательные, но и воспитательные задачи при формировании духовнонравственных качеств личности. Таким образом понятно, что на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР мы можем формировать и развивать в первую очередь читательскую грамотность, как одну из составляющих функциональной грамотности.
В сегодняшних условиях существуют множество технологий, методов и приёмов работы с текстом, которые все мы используем, в той или иной степени. Особо здесь можно выделить, конечно технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Приемы «толстых и тонких вопросов», «чтение с пометами», «синквейн», «ромашка или кубик Блума» все мы используем давно и успешно. Чаще всего мы на одном уроке мы используем приемы разных технологий, наиболее подходящие в данной конкретной ситуации. Сама я часто беру за основу при работе с текстом на уроке элементы технологии продуктивного чтения, разработанную профессором Н.Н. Светловской, потому что считаю, что она позволяет обучить школьников вдумчивому, аналитическому чтению. Покажу это на примере урока «Красота этикета». В учебнике Шемшуриной по этой теме очень удачный, на мой взгляд, текст, в котором в форме сказки рассказывается о правилах столового этикета.
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
Этап 1. Работа с текстом до чтения.
Этап 2. Работа с текстом во время чтения.
Этап 3. Работа с текстом после чтения.
1 Работа с текстом до чтения.
Целью первого этапа «Работа с текстом до чтения», является развитие умений предполагать, прогнозировать содержание текста
Задача учителя: мотивировать на прочтение данного текста.
На первом этапе урока это дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию, поставить цели и задачи урока.
На первом этапе моего урока для определения темы детям было предложено поиграть в слова, а именно, найти нужные, используя только первые слоги. Желающие по очереди выходили к доске и записывали по одному слогу. В результате получилось словосочетание – тема нашего урока.
Для того, чтобы дети сами спрогнозоровали нащу дальнейшую деятельность, я попросила их найти и прочитать вслух выделенные жирным текстом слова и предложения в тексте по теме. По этим словам они легко определили, что речь пойдет именно о столовом этикете.
Главная цель второго этапа «Работа с текстом во время чтения» – освоение содержания, основной мысли текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста.
На этом этапе урока предусмотрены:
Первичное чтение, на уроке оно было комбинированным, частично текст читала я, частично хорошо читающие дети. Текст читался частями, т.е. с остановками.
После того, как была прочитана определенная часть текста, детям было предложено самостоятельно перечитать текст и найти строки, которые подтверждают иллюстрацию на слайде. Важно было найти нужный текст точно. Одновременно проводилась и беседа по содержанию текста. Дети высказывали свои суждения по поводу прочитанного, отвечали на уточняющие вопросы к каждой смысловой части текста и завершении на обобщающие вопросы по тексту в целом.
3этап Работа с текстом после чтения.
На этом этапе используются обобщающие вопросы, творческие задания.
Задача учителя – обеспечить полноценное восприятие и понимание текста.
Здесь я использовала прием игровой технологии «Дерево мудрости». Детям было предложено найти в тексте правила поведения за столом и придумать по одному из правил, на выбор, один вопрос для своих одноклассников. Т.о. каждый написал записку, в которой задается вопрос по тексту и прикрепил ее к нарисованному на доске дереву. Далее по очереди каждый подходил к дереву, “срывал” записку и отвечал на вопрос вслух. Отвечающие выходили с учебниками, чтобы иметь возможность проверить себя по тексту. Остальные оценивают вопрос и ответ. В конце определились лучшие знатоки. Домашним заданием стало практическое задание накрыть стол для своей семьи по всем правилам этикета и сделать фотоотчет.
Хочется отметить, что урок прошел очень продуктивно, дети работали активно, с интересом. Таким образом, базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности в начальной школе является, конечно, предмет литературное чтение, но и мы, учителя ОРКСЭ вполне можем внести свою лепту в этом направлении.
Что касается других составляющих функциональной грамотности, т о математическую, естественно-научную и финансовую грамотность, мы оставим другим школьным предметам, а вот глобальные компетенции как будто бы и придуманы для того, чтобы развивать их на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР. Достаточно сравнить компоненты и ценности модели глобальных компетенций и планируемые результаты освоения курсов. Уважительное отношение к людям других культур и религий, взаимопонимание, уважение человеческого достоинства – об этом мы говорим в каждой теме и на каждом уроке. Масса возможностей и для развития креативного мышления, задания творческого характера, позволяющие каждому показать свое «я» тоже, конечно, предусмотрены программами предметов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни .
Приёмы по формированию смыслового чтения « Задай вопрос» «Читаем и спрашиваем» «Верные – неверные утверждения» «Дневник двойных записей» «Чтение с пометками» «Ассоциативный куст» «Ромашка Блума », «Кубик Блума » «Приём тонких и толстых вопросов» «Чтение с остановками» «Таблица ЗХУ» «Дерево предсказаний»
Основы религиозных культур и светской этики Красота этикета
Технология продуктивного чтения 1 этап: Работа с текстом до чтения 2 этап: Работа с текстом во время чтения 3 этап: Работа с текстом после чтения
Работа с текстом до чтения Цель этапа развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста (урока) Приемы работы Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте ) Составление вопросов к теме Высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала Организация проблемной ситуации и др.
Читай только первые слоги. Какие слова получились? Краски, отрок, аист, этаж, тихоня, кепочка, талант
Прочитайте выделенные слова. Как вы думаете, о каком виде этикета пойдет речь в тексте?
Работа с текстом во время чтения Цель этапа понимание текста и создание его читательской интерпретации Приемы работы Чтение текста «с карандашом» Определение основных понятий (без чтения всего текста) Составление таблиц (выборочное чтение) Составление плана текста (для пересказа) Поиск пропущенных слов
Найди в тексте
Юноша сел на стул и, чтобы было удобно, облокотился на стол. Волшебник сразу же сделал ему замечание: «Нельзя класть локти на стол. Можно положить руки на край стола, а локти надо прижать к бокам, чтобы не мешать соседям».
Работа с текстом после чтения Цель этапа достигнуть понимания текста на уровне смысла, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли Приемы работы постановка концептуального вопроса (почему?) повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям выполнение творческих заданий
Дерево мудрости
Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное. К.Д.Ушинский
Личностные результаты …усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; …формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках ОРКи СЭ и ОДНКНР Кадо С.Ю., учитель ОРКиСЭ и ОДНКНР МБОУ Кыштовская СОШ №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/23/picture-977592-1511446324.jpg)
«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс
Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/05/picture-725368-1654418143.jpg)
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального
Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...
Формирование языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы: эффективные технологии, приемы и методические находки
В сентябре 2022 года в силу вступили новые федеральные образовательные стандарты для начальной и основной школы (1,5 классы). В новых стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности ка...
Разработка примеров мониторинга формирования УУД и функциональной грамотности на уроках химии Формирование УУД на уроках химии: контроль и диагностика
Работа рассказывает об эффективной методике приемов мониторинга на уроках химии...
Разработка примеров мониторинга формирования УУД и функциональной грамотности на уроках химии Формирование УУД на уроках химии: контроль и диагностика
Эффективная методика мониторинга учебных достижений на уроке химии...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/27/picture-1539983-1730035272.jpg)
Статья «Формирование элементов функциональной грамотности на уроках естественнонаучного цикла»
laquo;Вся жизнь-открытая задача и от того,Насколько успешно ты ее решаешь,Зависит твое настоящее и будущее»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/27/picture-1539983-1730035272.jpg)
Выступление на заседании методического объединения «Формирование элементов функциональной грамотности на уроках естественнонаучного цикла»
laquo;Вся жизнь-открытая задача и от того, Насколько успешно ты ее решаешь, Зависит твое настоящее и будущее»Международные исследования, такие как PIRLS (иссл...