Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках ОРКиСЭ
учебно-методический материал

Кадо Светлана Юрьевна

Выступление на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx18.51 КБ
Файл prezentatsiya_-_kopiya.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:

«Формирование и  развитие функциональной грамотности на уроках ОРКиСЭ»

Развивать функциональная грамотность в школе – это значит научить ребенка решать вне предметные задачи средствами предметных знаний и своего жизненного опыта.

Что касается предмета ОРКСЭ, то он занимает совсем небольшое место в учебном плане, 1ч в 4 классе и как продолжение -реализация предметной области ОДНКНР в основном звене. Предмет гуманитарный, а значит основное место в нем занимает текст и работа с ним. К тому же, здесь текст помогает выполнять не только образовательные, но и воспитательные задачи при формировании духовнонравственных качеств личности. Таким образом понятно, что на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР мы можем формировать и развивать в первую очередь читательскую грамотность, как одну из составляющих функциональной грамотности.

 В сегодняшних условиях существуют множество технологий, методов и приёмов работы с текстом, которые все мы используем, в той или иной степени. Особо здесь можно выделить, конечно технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Приемы «толстых и тонких вопросов», «чтение с пометами», «синквейн», «ромашка или кубик Блума» все мы используем давно и успешно. Чаще всего мы на одном уроке мы используем приемы разных технологий, наиболее подходящие в данной конкретной ситуации. Сама я часто  беру за основу при работе с текстом на уроке элементы технологии продуктивного чтения, разработанную профессором Н.Н. Светловской, потому что считаю, что она позволяет обучить школьников вдумчивому, аналитическому чтению. Покажу это на примере урока «Красота этикета». В учебнике Шемшуриной по этой теме очень удачный, на мой взгляд, текст, в котором в форме сказки рассказывается о правилах столового этикета.

Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

Этап 1. Работа с текстом до чтения.

Этап 2. Работа с текстом во время чтения.

Этап 3. Работа с текстом после чтения.

1 Работа с текстом до чтения.

Целью первого этапа «Работа с текстом до чтения», является развитие   умений предполагать, прогнозировать содержание текста

Задача учителя: мотивировать на прочтение данного текста.

На первом этапе урока это дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию, поставить цели и задачи урока.

На первом этапе моего урока для определения темы детям было предложено поиграть в слова, а именно, найти нужные, используя только первые слоги. Желающие по очереди выходили к доске и записывали по одному слогу. В результате получилось словосочетание – тема нашего урока.

Для того, чтобы дети сами спрогнозоровали нащу дальнейшую деятельность, я попросила их найти и прочитать вслух выделенные жирным текстом слова и предложения в тексте по теме. По этим словам они легко определили, что речь пойдет именно о столовом этикете.

Главная цель второго этапа «Работа с текстом во время чтения» – освоение содержания, основной мысли текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста.

На этом этапе урока предусмотрены:

Первичное чтение, на уроке оно было комбинированным, частично текст читала я, частично хорошо читающие дети. Текст читался частями, т.е. с остановками.

После того, как была прочитана определенная часть текста, детям было предложено самостоятельно перечитать текст и найти строки, которые подтверждают иллюстрацию на слайде. Важно было найти нужный текст точно. Одновременно проводилась и беседа по содержанию текста. Дети высказывали свои суждения по поводу прочитанного, отвечали на уточняющие вопросы к каждой смысловой части текста и   завершении на обобщающие вопросы по тексту в целом.

3этап  Работа с текстом после чтения.

На этом этапе используются обобщающие вопросы, творческие задания.

 Задача учителя – обеспечить полноценное восприятие и понимание текста.

Здесь я использовала прием игровой технологии «Дерево мудрости». Детям было предложено найти в тексте правила поведения за столом и придумать по одному из правил, на выбор, один вопрос для своих одноклассников. Т.о. каждый написал записку, в которой задается вопрос по тексту и прикрепил ее к нарисованному  на доске дереву. Далее по очереди каждый подходил к дереву, “срывал” записку и отвечал на вопрос вслух. Отвечающие выходили с учебниками, чтобы иметь возможность проверить себя по тексту. Остальные оценивают вопрос и ответ. В конце определились лучшие знатоки. Домашним заданием стало практическое задание накрыть стол для своей семьи по всем правилам этикета и сделать фотоотчет.

Хочется отметить, что урок прошел очень продуктивно, дети работали активно, с интересом. Таким образом,  базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности в начальной школе является, конечно, предмет литературное чтение,  но и мы, учителя ОРКСЭ вполне можем внести свою лепту в этом направлении. 

Что касается других составляющих функциональной грамотности, т о математическую, естественно-научную и финансовую грамотность, мы оставим другим школьным предметам, а вот глобальные компетенции как будто бы и придуманы для того, чтобы развивать их на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР. Достаточно сравнить компоненты и ценности модели глобальных компетенций и планируемые результаты освоения курсов. Уважительное отношение к людям других культур и религий, взаимопонимание, уважение человеческого достоинства – об этом мы говорим в каждой теме и на каждом уроке.  Масса возможностей и для развития креативного мышления, задания творческого характера, позволяющие каждому показать свое «я» тоже, конечно,  предусмотрены программами  предметов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках ОРКи СЭ и ОДНКНР Кадо С.Ю., учитель ОРКиСЭ и ОДНКНР МБОУ Кыштовская СОШ №2

Слайд 2

Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни .

Слайд 3

Приёмы по формированию смыслового чтения « Задай вопрос» «Читаем и спрашиваем» «Верные – неверные утверждения» «Дневник двойных записей» «Чтение с пометками» «Ассоциативный куст» «Ромашка Блума », «Кубик Блума » «Приём тонких и толстых вопросов» «Чтение с остановками» «Таблица ЗХУ» «Дерево предсказаний»

Слайд 4

Основы религиозных культур и светской этики Красота этикета

Слайд 5

Технология продуктивного чтения 1 этап: Работа с текстом до чтения 2 этап: Работа с текстом во время чтения 3 этап: Работа с текстом после чтения

Слайд 6

Работа с текстом до чтения Цель этапа развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста (урока) Приемы работы Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте ) Составление вопросов к теме Высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала Организация проблемной ситуации и др.

Слайд 7

Читай только первые слоги. Какие слова получились? Краски, отрок, аист, этаж, тихоня, кепочка, талант

Слайд 8

Прочитайте выделенные слова. Как вы думаете, о каком виде этикета пойдет речь в тексте?

Слайд 9

Работа с текстом во время чтения Цель этапа понимание текста и создание его читательской интерпретации Приемы работы Чтение текста «с карандашом» Определение основных понятий (без чтения всего текста) Составление таблиц (выборочное чтение) Составление плана текста (для пересказа) Поиск пропущенных слов

Слайд 10

Найди в тексте

Слайд 11

Юноша сел на стул и, чтобы было удобно, облокотился на стол. Волшебник сразу же сделал ему замечание: «Нельзя класть локти на стол. Можно положить руки на край стола, а локти надо прижать к бокам, чтобы не мешать соседям».

Слайд 12

Работа с текстом после чтения Цель этапа достигнуть понимания текста на уровне смысла, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли Приемы работы постановка концептуального вопроса (почему?) повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям выполнение творческих заданий

Слайд 13

Дерево мудрости

Слайд 15

Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное. К.Д.Ушинский

Слайд 16

Личностные результаты …усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; …формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

Слайд 17

Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках ОРКи СЭ и ОДНКНР Кадо С.Ю., учитель ОРКиСЭ и ОДНКНР МБОУ Кыштовская СОШ №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс

Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...

Урок – семинар, разработанный на основе технологии СДО, как инструмент формирования функциональной грамотности на уроках обществознания

Отличительная особенность семинаров, разработанных в системе   СДО – структура, которая обеспечивает наивысшую степень самостоятельности обучаемых при подготовке к нему и реализацию кр...

«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»

Выступление на  методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...

Формирование языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы: эффективные технологии, приемы и методические находки

В сентябре 2022 года в силу вступили новые федеральные образовательные стандарты для начальной и основной школы (1,5 классы). В новых стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности ка...