Технология саморазвития Г.К. Селевко и стандарты ФГОС 2022
методическая разработка
Технология саморазвития Г.К. Селевко как основа реализации ФГОС 2022.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samorazvitie_selevko.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология саморазвития Г.К. Селевко и стандарты ФГОС 2022
Технология саморазвития Селевко Г.К. основана на использовании мотивов самосовершенствования личности и представляет собой новый уровень развивающего обучения. Она может быть названа и саморазвивающим обучением.
Саморазвивающее обучение включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы: теория, практика, методика.
В технологии саморазвития личности ставится многообещающая цель – создать и поддерживать у учащихся доминанту на самосовершенствование, на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя.
В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента – курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс.
Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет структуру по классам.
Творческая деятельность также является как основная сфера самосовершенствования личности; здесь формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны Я-концепции, происходит самооткрытие личности.
Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет структуру по классам.
Творческая деятельность также является как основная сфера самосовершенствования личности; здесь формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны Я-концепции, происходит самооткрытие личности.
Цель и принципы воспитания.
Исходя из своих воззрений на процесс развития школьника, профессор Г. К. Селевко считает, что цель воспитания следует сформулировать таким образом: воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.
Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая себя.
Соответственно этим условиям в структуре саморазвития личности учащихся существуют три подсистемы.
1. Подсистема «Теория». Эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания, влияния личности на саму себя определяется уровнем осознания ребенком целей и возможностей своего развития. В технологии самовоспитания ребенку открывается «тайна» процессов, идущих в его психике, серия специальных предметов и курсов знакомит учащихся с теоретическими понятиями и закономерностями самопознания, самовоспитания, самообразования. В учебный план школы вводится существенный, принципиально важный компонент — курс «Самосовершенствование личности» (с I по XI класс).
Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теоретической компоненты в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов и для внеурочной деятельности.
2. Подсистема «Деятельность» охватывает, по существу, всю внеклассную составляющую работы школы, представляет организацию опыта самостоятельной и творческой деятельности учащихся, сопровождаемой удовлетворением разнообразных потребностей самосовершенствования. Эта деятельность реализуется во внеурочных занятиях ребенка во второй половине дня. Учащиеся вовлекаются в широкую и многообразную внеклассную творческую деятельность по интересам, которая дает практический тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха, самоутверждения и убеждает ребенка в возможностях его личности. Содержание клубной работы школы может группироваться по следующим направлениям деятельности: общественная; художественно-эстетическая; краеведческо-экологическая; техническая; учебно-исследовательская и научная; трудовая (технологическая); физкультурно-оздоровительная и др.
Ставится цель — предоставить каждому возможность проявить себя в одной из сфер дополнительного образования.
В начальной школе вводятся творческие книжки школьника, в которых фиксируются все сколько-нибудь значимые его достижения. На средней и старшей ступенях развитие самостоятельности и творчества учащихся продолжается в различных укрупненных структурах: «воспитательные центры», «открытый университет самосовершенствования», научное общество учащихся (НОУ). Формы деятельности учащихся разнообразны: разновозрастные отряды, полемические клубы, тренинг общения, работы исследовательского характера, смотры, конкурсы, конференции.
В научных обществах учащихся большое внимание уделяется развитию исследовательских умений, способности учеников самим получать информацию, осваивать новые, ранее неизведанные пространства знаний и навыков.
Большие возможности для практики самостоятельности и творчества предоставляют учебные дисциплины, которые предполагают практические работы учащихся; это трудовое обучение и предметы эстетического цикла, включение учащихся в самостоятельную работу на уроках по любым дисциплинам.
Переходя от одной возрастной ступени к другой, ребенок остается все время в нацеленной на доминанту самосовершенствования среде, которая представляет для него опыт творчества, преодоления, достижения, самоутверждения.
3. Подсистема «Уклад». Третья труппа условий, необходимых, по А. А. Ухтомскому, для эффективного формирования доминанты самосовершенствования, — это стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды жизнедеятельности ребенка, адекватные поставленным целям. Свобода выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здорового честолюбия, творческое горение, стремление окружающих к самосовершенствованию — вот климат, способствующий формированию доминанты самосовершенствования.
Таким образом, данная система воспитания отвечает новым стандартам ФГОС 2022:
- Психолого-педагогические условия
В новых ФГОС требований к психолого-педагогическим условиям стало больше. При этом акцент сделан на социально-психологической адаптации к школе.
Подсистема « Уклад»
- Требования к рабочей программе воспитания
Она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (п. 32.3 ФГОС ООО)
Подсистема «Теория»
- Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
Подсистема «Деятельность»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический вестник по технологии Г.К.Селевко
Технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко ...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....
ФГОС -2022
Презентация описывает изменения, произошедшие во ФГОС...
рабочая программа по новому ФГОС 2022 2023 английский язык SPOTLIGHT 5 с требованиями к оцениванию по английскому языку всех видов деятельности, поурочным, тематическим планированиями и файл для электронного журнала
ОглавлениеОглавление. 1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 2ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК» 2ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛ...
Рабочая -программа математика 5класс 2022-2023 уч.г. ФГОС 2022
Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых тре...
Рабочая программа по информатике для 5–6 классов ФГОС 2022 на 2022-2024 уч год
Рабочая программа по информатике для 5–6 классов составлена на основе: Примерной рабочей программы по информатике для 5–6 классов -Требований к результатам освоения основной образовательно...
РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс.Авторы: Г.В.Дорофеев, С.В.Суворова, Е.А.Бунимович,Л.В.Кузнецова,С.С.Минаева,Л.О.РословаУчебник алгебра 6 класс. Авторы: Г.В.Дорофеев,И.Ф.Шарыгин, С.В.Суворова, Е.А....