Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению
методическая разработка
«Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению» представляет собой технологическую карту обучающегося семинара для молодых педагогов.
Актуальность семинара обусловлена современным уровнем развития науки, характеризующейся интеграцией общественных, естественнонаучных и технических знаний. Возрастает роль знаний человека в области смежных наук и умений комплексно применять их при решении различных задач. Выпускник школы должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии и быть готовым реализовать свои знания и умения в профессиональном самоопределении и в жизни.
Молодые педагоги будут иметь возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, разработками, освоят приемы самостоятельного извлечения новых знаний и структурирования их на основе ментальных карт, чек-листа, групповой проектной деятельности.
Получение теоретического и практического опыта на семинаре будет ориентировать педагогов на успех в дальнейшей педагогической деятельности. Материалы семинара могут быть использованы непосредственно в работе педагогов, в целях самообразования и повышения своей педагогической компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_yarkova_s.n.docx | 294.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов»
Семинар
«Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению»
Автор
Яркова Светлана Николаевна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МБОУ «СШ №30 с УИОП»
г. Нижневартовск, 2021 год
Актуальность
«Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению» представляет собой технологическую карту обучающегося семинара для молодых педагогов.
Актуальность семинара обусловлена современным уровнем развития науки, характеризующейся интеграцией общественных, естественнонаучных и технических знаний. Возрастает роль знаний человека в области смежных наук и умений комплексно применять их при решении различных задач. Выпускник школы должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии и быть готовым реализовать свои знания и умения в профессиональном самоопределении и в жизни.
Молодые педагоги будут иметь возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, разработками, освоят приемы самостоятельного извлечения новых знаний и структурирования их на основе ментальных карт, чек-листа, групповой проектной деятельности.
Получение теоретического и практического опыта на семинаре будет ориентировать педагогов на успех в дальнейшей педагогической деятельности. Материалы семинара могут быть использованы непосредственно в работе педагогов, в целях самообразования и повышения своей педагогической компетентности.
Пояснительная записка
Тема семинара: | Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению. |
Цель семинара: | Создание условий для повышение уровня компетентности молодых педагогов через освоение опыта работы по использованию межпредметных связей в проектировании педагогического процесса. |
Задачи: |
|
Оборудование | компьютер, медиа-проектор, медиа-экран; презентация |
Дидактический материал: | макеты технологических карт; карточки с заданиями. |
Формы и методы реализации:, | групповая форма работы; наглядный словесный, иллюстративный. |
Вид семинара: Продолжительность семинара: | 1 час; практико-ориентированный. |
Ожидаемые результаты: | Работа на семинаре с молодыми педагогами будет способствовать:
|
Технологическая карта семинара
Структурный компонент | Деятельность ведущего семинара | Деятельность участников семинара | Результат структурного компонента |
Организационный этап Цель: создать благоприятный психологический климат, сформировать рабочие группы | 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Мне хотелось бы занятие начать с удивительной притчи Мотивирующая притча: Однажды ученик спросил Учителя: — Учитель, скажи, существует ли день, наиболее благоприятный для того, чтобы начинать какое-то новое дело? — День? — удивился Учитель. — Ну, может быть, день недели или число месяца… — А-а-а, день недели… — кивнул Учитель. — Да, конечно. Этот день — среда, — и хитро посмотрел на учеников. Те схватили свои тетради и стали записывать сказанное Учителем. — А ты почему не записываешь? — строго спросил он ученика, который сидел прямо и улыбался, глядя на Учителя. — Потому что я знаю, что ты скажешь дальше, Учитель. — И что же? — Учитель, нахмурившись, поднял руку, и все ученики замерли. Тогда ученик, который не записывал, сказал: — Это также вторник, пятница, суббота, понедельник, четверг и воскресенье. — Ты прав, — сказал Учитель. — Только я хотел назвать сначала пятницу, а потом вторник. Ученики зашумели, радуясь тому, что их товарищ сказал почти всё правильно. А потом один из них спросил: — Учитель, именно такая последовательность? Учитель внимательно посмотрел на ученика, который дал почти правильный ответ и сделал ему знак рукой: — Ответь! — Только один день, — сказал тот. — Этот день — сегодня. | 1)Участники садятся по группам в соответствии с цветом выбранной на входе карточки. Участники принимают участие в игре. Пишут слово, которым выразить свое состояние ожидания от предстоящей работы на семинаре. | Распределение по группам – выбор карточки. Игра «Ассоциации» - создание благоприятной среды для продуктивной деятельности семинара. Быстрое включение в работу. |
Вводный этап Цель: повысить интерес участников семинара к освещаемой теме. Осознание участниками целей семинара; согласование видения результатов семинара между участниками и ведущими | Однажды молодой завуч рассказал мне по секрету, что он попробовал целый день провести с учениками одного класса целый день. Он ходил из класса в класс от одного учителя к другому и в конце дня у него разболелась голова от хаоса обрушившихся знаний. А пробовали ли вы себя поставить на место ученика? Чтобы наш ученик уходил с уроков не с больной головой, а ясной и светлой. Как же найти путь к такому прозрению? Перед вами карточки-это наши школьные предметы. Попробуйте связать их вместе. 2)Давайте обобщим: Качественная сторона развития системы образования предполагает отбор содержания образования, которое отражается в конкретных областях действительности: Природа, Общество, Человек. | У каждой группы на столе изображение трех объектов:-природы, общества, человека.Карточки1 Участники обсуждают и высказывают свои предположения. | Осознание актуальности предложенной темы. Постановка индивидуальных целей. |
III. Теоретический этап Цель: дать теоретический материал, раскрывающий методологическую основу построения занятий. | Во время объяснения теоретической части предлагаю заполнить ментальные карты. Объясняю, что карта станет помощником при выполнении практической части. Используется презентация. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Учителя знают, что обучающегося нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения. Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Следует тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала. Одним из способов реализации межпредметных связей является решение задач и выполнение заданий, требующих комплексного применения знаний из разных учебных дисциплин. Решая задачи межпредметного содержания, обучающиеся не только приобретают и совершенствуют практические умения и навыки, но и учатся выявлять и самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и процессами. При этом создаются благоприятные условия для осмысленного понимания фактов, законов, теорий, общих для всех дисциплин, происходит конкретизация и углубление ранее приобретенных знаний Например, на этапе мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся предлагаю обсудить исторический факт: «…Альфред Нобель – известный шведский промышленник заработал свое состояние благодаря изобретению динамита. Однако ему пришлось пережить смерть младшего брата Эмиля, который погиб в ходе одного из экспериментов. После того, как о нем стали писать миллионер на крови», он решил сделать так, чтобы не остаться в памяти человечества «злодеем мирового масштаба...». Так по завещанию Альфреда Нобеля была учреждена Нобелевская премия. Вопрос: Обязан ли ученый задумываться о последствиях своих научных открытий? (Привожу примеры межпредметных связей из собственного предмета) | Задание 1. Ментальная карта. Участники заполняют по ходу презентации. | Знакомство с теорией, анализ способствует закреплению понятий «Мотивация» «Межпредметные связи» |
IV. Практический этап Цель: закрепление знаний и умений, формирование умений работы в группе, осуществлении самоконтроля и контроля степени усвоения знаний | Урок можно разбить на три основные части:
Задача любого педагога показать ребенку успех применения его знаний в его предмете. На каждом этапе важно уделить внимание применению межпредметных знаний. Итак, давайте мы с вами сейчас попробуем смоделировать эти части на применение межпредметных связей. Задание № 3. Проект – памятка. Предлагаю разработать памятку- проект для молодых учителей «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению» как результат деятельности на нашем семинаре. | Участники выполняют Задание № 2 Задание № 3 | Развитие интеллектуальной и творческой инициативы, командной работы |
V. Заключительный этап. Цель: подвести итоги мероприятия; отследить степень удовлетворенности участников качеством проведенного мероприятия). | Мы стремимся найти формы, которые помогут успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха. | Отчет деятельности групп. Анализируют результат. Представляют ментальные карты, проект памятки. Определяют степень успешности выполнения работы. | Анализ межгруппового взаимодействия участников семинара. Развитие презентативных умений. |
VI. Рефлексия Цель: организовать рефлексию психоэмоционального состояния, мотивации, самостоятельной деятельности, взаимодействия с участниками семинара. | Я прошу подумать и оценить ваш личный успех на данном семинаре и озвучить свое решение: - самым полезным для меня было… - я встретился с трудностью при … - мне это необходимо для… - у меня хорошо получилось… - что возьму на заметку… Оценка работы на семинаре. Я прошу вас заполнить лист оценки семинара. Закончить хочется словами американского писателя Элберта Хаббарда «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Впереди вас ждет длинная дорога профессионального творчества. Желаю вам успехов! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество с вами! Спасибо за внимание! | Оценивают личный успех на семинаре, выбирают позицию оценки и озвучивают свое решение. Голосование с помощью системы ZipGrade | Осмысление значения усвоенного содержания для профессиональной деятельности. Формирование умения осознавать свои знания и ставить цели на саморазвитие |
Литература:
1. Баляйкина В.М., Маскаева Т.А., Лабутина М.В., Чегодаева Н.Д. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6.;: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29320
2. Межпредметные связи как одно из направлений повышения качества образования [Электронный ресурс] // Межпредметные связи как одно из направлений повышения качества образования. URL:https://infourok.ru/doklad_mezhpredmetnye_svyazi_kak_odno_iz_napravleniy_povysheniya_kachestva_obrazovaniya-302807.htm
Приложение
Карточки.
Задание1.
Знак США
Во Франции и Германии - это ноль
В Японии – деньги
В Тунисе - угроза смерти
В Сирии -разрыв отношений
А в США ?
Подсказка
Ответ: В США это ОК
Задание 2.
«Вырази мысль другими словами». Составьте предложение с тем же смыслом, но используя другие слова. Ни одно слово данного предложения, за исключением предлогов, не должно повторяться. Приветствуется оригинальность и чувство юмора
Здесь зашифрованы известные поговорки и пословицы. Причем зашифрованы они следующим образом: каждое слово заменено на противоположное по смыслу. Например:Над стоячим песком молоко-то кипит. ---> Под лежачий камень вода не течёт.
Попробуйте разгадать, какие пословицы и поговорки здесь зашифрованы!
Над стоячим песком молоко-то кипит.
С безделья ты отпустишь всех кальмаров в океан.
Пять десятков обвесь, тринадцать склей.
Весела ночь под утро, ведь отдыхать некому.
Велик серебренник, но дешев.
А часть ведь серебро, оно тускнеет.
Буква — железо, звук — алюминий.
Четыре дурака плохо, но пять хуже.
Новый враг хуже старых девяти.
Разведчик под Москвой бросит.
Двое из леса шло пацифистов.
И ничего собаке Рождество.
Начал отдых — сиди тихо.
Отдыху место, работе годы.
Несогласие дешевле облигаций.
Для одного глупца мало сложностей.
Продай коляску зимой и самосвал летом.
Званый татарин лучше гостя.
Разбазаривай пороки стариком.
ОТВЕТЫ
Под лежачий камень вода не течёт.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Мал золотник, да дорог.
Не всё золото, что блестит.
Слово - серебро, молчание - золото.
Один ум хорошо, а два лучше.
Старый друг лучше новых двух.
Язык до Киева доведёт.
Один в поле не воин
Не всё коту масленица.
Кончил дело - гуляй смело.
Делу время, потехе час.
Уговор дороже денег.
На всякого мудреца довольно простоты.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Незваный гость хуже татарина.
Береги честь смолоду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках английского языка (5 класс)
Использование ИКТ для эффективного обучения в режиме сотрудничества учитель-ученик...
ИКТ как средство повышения мотивации к обучению
Материал по обобщению передового педагогического опыта....
Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. Сценарий сказки "Репка" на английском языке
Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. Сценарий сказки "Репка" на английском языке ...
Презентация "Внеурочная деятельность преподавателя -организатора как средство повышения мотивации к обучению"
Презентация содержит материал о формах учебной и внеучебной деятельности по ОБЖ...
Научно-методическая работа по теме: «Разработка и применение заданий межпредметного характера, как средство повышения мотивации у учащихся на уроках информатики»
Научно-методическая работа по теме: «Разработка и применение заданий межпредметного характера, как средство повышения мотивации у учащихся на уроках информатики»...
Семинар- практикум для молодых педагогов «Межпредметные связи как средство повышения мотивации школьников к обучению».
Межпредметные связи как средство повышения мотивации школьников к обучению....
Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС
Представлена методическая разработка на тему "Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГО...