Технологии интерактивного обучения
учебно-методический материал

Родина Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Первый этап. Мотивация

Фрагмент урока литературы в 6 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой»»

Вступительное слово учителя:

Виктор Петрович Астафьев   - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны,  почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он провел и последние годы жизни.

Однажды он напишет о своей жизни: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того  дивного коня с розовой гривой».

Почему? На этот вопрос мы сегодня ответим

Второй этап. Объявление темы, сообщение ожидаемых учебных результатов

Фрагмент урока литературы в 8 классе на тему «В.Шекспир «Ромео и Джульетта»

Учитель может предложить ученикам самостоятельно сформулировать цель занятия и записать в виде плана на доске.

Сегодняшний урок научит нас:

  • характеризовать персонажей и определять свое отношение к ним;
  • объяснить, почему большая любовь была обречена на гибель;
  • раскрывать главную тему трагедии;
  • определять характерные черты ренесанского произведения.

Третий этап. Предоставление необходимой информации

Урок литературы в 8 классе на тему «А.Т.Твардовский «Василий Теркин»

Ученики заранее получили опережающее задание: объединиться по желанию в группы и подготовить сообщения («Краткий очерк жизни А.Т.Твардовского», «История создания «Василия Тёркина» т.д.)

 Группы могут иметь такие названия: «биографы», «литературоведы», «историки», «литературные критики».

Четвертый этап урока. Интерактивное упражнение (центральная часть занятия)

Урок литературы в 7 классе на тему «Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Предлагается ученикам разделиться на группы, чтобы дать

сравнительную характеристику Остапу и Андрию.

Первая группа находит общее в Остапе и Андрие.

Вторая группа находит различие в характерах братьев.

Третьей группе предлагается проанализировать поступки героев.

Устные ответы командиров групп систематизирует и записывает творческая группа в виде плана.

По составленному плану представители групп рассказывают о сыновьях Бульбы. Учитель помогает ученикам делать переход от одного пункта плана к другому.

В заключении предлагается интерактивное упражнение «Пласт».

Вопрос: Существует ли проблема долга сегодня? Насколько она актуальна?

Ученики отвечают на поставленный вопрос по данному началу:

Я думаю…

Потому что…

Например…

Следовательно…

Пятый этап. Подведение итогов, оценивание результатов урока

Фрагмент урока литературы в 6 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой»»

Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её

  обманул? (Ответы и рассуждения детей)

         Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях.  Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»

Какие жизненные уроки получил герой? (Ответы детей)

  • Не  поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
  • Признайся в содеянном
  • Раскаяние приносит облегчение
  • Спешить делать добро
  • Надо быть милосердным всегда
  • Люби ближнего своего как самого себя

Учитель благодарит ребят за работу и спрашивает:

- что вы узнали нового на уроке?

- Какие приобрели навыки?

- Может ли это быть полезным в жизни?

- Что понравилась на уроке?



Предварительный просмотр:

«АЖУРНАЯ ПИЛКА»

Урок литературы в 5 классе на тему: «Подготовка и написание сочинения по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

Ученики по группам получают задание на карточках. Группы, которые заранее выполняли задание в классе, делятся информацией. Ученики объединяются в три экспертные группы (по числовым обозначениям на карточках) – обмениваются информацией. Затем снова возвращаются в свои «домашние» группы и анализируют материал в целом.

Задание для первой группы может быть заполнение таблицы «План характеристики образа Герасима».

Вторая группа может разработать сложный план к характеристике.

Третья группа по данной схеме определяет отношения между героями рассказа и главным героем, показывая направление стрелками.

Четвёртая группа доказывает и объясняет, что события в рассказе происходят во времена господства в России крепостного права.

 Такое упражнение позволит задействовать всех учащихся в подготовке к сочинению и обработать большое количество необходимого материала.



Предварительный просмотр:

ДИСПУТ

Урок  литературы в 9 классе на тему «И. Гёте «Фауст»

        Во время проведения диспута ученикам предлагаются для обсуждения следующие вопросы:

- Какие проблемы поднимаются в произведении?

- Как изображены человек и общество в трагедии?

- Каким предстает мир в «Фаусте»?

- Что является в мире движущей силой?

Во время полемики могут возникнуть новые вопросы:

- Кем же является человек на земле – «божественным созданием» или «животным из животных»?

- Почему для Гете так важен был вопрос о сущности человека?

«Фауст» - сложное философское произведение, в котором поднимаются проблемы жизни и смерти, добра и зла, сущности бытия, назначения человека в мире. Поэтому на таком уроке ученики не только получают новые знания, но и учатся мыслить, понимать безграничность процесса познания, понимают необходимость духовного самосовершенствования.

В конце урока вырисовывается общая картина понимания учениками темы дискуссии: «Человек – существо противоречивое». Он постоянно ищет смысл жизни, хочет познать всю глубину тайн природы и имеет на это моральное право, но раскрыть тайну этого безграничного и разнообразного мира во всех его проявлениях невозможно, так как мир постоянно меняется».

Чтобы не оборвать нить полемики на уроке, ученикам предлагается написать сочинение на тему «Что есть человек на земле?». Это прекрасная возможность для каждого участника диспута ещё раз поразмышлять над бессмертными страницами великого гения.

Не всегда полемика ограничивается школьным уроком, часто дискуссия продолжается после звонка. Именно в этом сила урока – диспута. Такие минуты живого, непосредственного общения с детьми особенно интересны. Ведь именно в этот момент открывается их богатый внутренний мир, пробуждается своё «я», проявляется желание творить.

ДИСКУССИЯ

Урок литературы в 9 классе на тему «М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

Дискуссия на тему «Противоречия Печорина и его духовные проблемы».

В начале дискуссии целесообразно показать отрывок из фильма по роману Лермонтова.

Вопросы для обсуждения:

- Печорин пишет о себе: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно…» Тогда какой же он, герой Лермонтова?

-Способен ли Печорин на высокие чувства?

- Печорин говорит о том, что он приносит несчастье другим и сам страдает от этого. Правда ли это?

- Был ли Печорин когда-нибудь счастлив?

- Способен ли он на дружеские взаимоотношения?

- Что такое жизнь и смерть для Печорина?

- Какое место занимали женщины в его жизни? Каким он был в любви?

- Почему Печорина не устраивают тихие радости и покой семейной жизни?

- Что стало причиной разочарования в жизни и в людях?

- Чем Печорин отличается от своего окружения?

- За что он презирает людей? Как его это характеризует? Всех ли он презирает?

- Как вы думаете, случайной ли была смерть Печорина в романе или закономерной?

- Какие противоречивые черты характера обозначились, определились в Печорине?

- Почему Печорин – «лишний» герой?

- Вызывает ли он сочувствие?



Предварительный просмотр:

ИГРА «ЗАПУТАННЫЙ РАССКАЗ»

Урок литературы в 6 классе на тему «Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла»

Трём группам учеников предлагается составить сообщения о героях рассказа. Слушателям нужно установить ошибки и неточности в сообщениях. Группа экспертов подводит итоги упражнения.

Первая группа составит рассказ и сделает вывод по образу Шурика Авдеенко.

Вторая группа проделает такую же работу по образу Сахарова.

Третья группа -  по образу Адольфа Комарова.

При составлении характеристик героев ученикам предлагается воспользоваться цитатным планом.

Шурик Авдеенко

Отличник Сахаров

Адольф Комаров

Загорелое угрюмое лицо;

Показывая мощные усилия ума и воли;

Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом;

Длинный, нескладный самый мрачный человек в классе.

Чёрный лебедь (сравнение)

Умное добросовестное лицо;

Во время смеха не перестал быть отличником; (ирония)

– Опрятный, худой и тихий;

Привычка держать руки на промокашке;

Считался способным троечником;

Волосы светлые;

Веснушки.

Его редко ругали, но ещё реже хвалили.

Адольф стал Аликом.

Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.



Предварительный просмотр:

 «КРУГ ИДЕЙ»

Урок  литературы в 6 классе на тему «Малые жанры устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки»

При подготовке к уроку (домашнее задание) учитель может предложить учащимся разделиться на 3 группы, каждая из которых подготовит сообщение с примерами об одном из изучаемых жанров фольклора. Учащиеся делятся на группы и распределяют обязанности.

В данном случае можно также организовать группу экспертов, которая обобщит собранную информацию о характеристике малых жанров устного народного творчества.



Предварительный просмотр:

 «МИКРОФОН»

Урок литературы в 8 классе на тему: « Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.   «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии»

На этапе актуализации опорных знаний проводится упражнение «Микрофон».

Ученики, получая импровизированный микрофон, отвечают на вопросы:

- Назовите роды литературы.

- Назовите жанры драмы.

- Что такое драма?

     - Чем отличается драма от эпоса и лирики

- Назовите известных драматургов и их произведения.



Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ В ИГРЕ

Урок литературы в 10 классе на тему: «Образ Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза»

Возле доски стоит поставить несколько парт, за которые сядут участники пресс-конференции. За первыми партами можно разместить журналистов с фотоаппаратами, видеокамерой. Один из журналистов может представить участников пресс-конференции. Сильные ученики класса могут сыграть роли И.А. Гончарова, А.А. Плетнёва, А.Д. Галахова, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, М.А. Антоневича. Учащиеся – журналисты задают вопросы критикам:

- Что Вы можете сказать о главной героине пьесы «Гроза»?

- Какой представляется Вам душа главной героини?

- Как Вы считаете, насколько верно изображена действительность в драме?

- Что вы можете сказать о характеристике Катерины?

- Решительность характера Катерины – это её протест против кабановских понятий?

- В чем цельность и гармония характера Катерины?

Группа экспертов под руководством педагога должна подвести итоги пресс-конференции. Такая ролевая игра требует, конечно, хорошей предварительной подготовки. Есть один важный момент – распределение ролевой игры по времени. На объяснение условий игры можно отвести 10 – 15% времени, на работу в малых группах – 15 – 25%, на презентацию и обсуждение – 40 – 50%, на подведение итогов – до 15%.



Предварительный просмотр:

 «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Урок русского языка в 5 классе на тему «Антонимы»

На этапе актуализации опорных знаний предлагаем ученикам игровое задание «0тгадай загадку»:

Короткий хвост и длинные ноги.

Ночью и днем-в тревоге

Мира и покоя не знаю

Всех боюсь и убегаю. (Заяц).

Учащиеся отгадывают загадку. Учитель подчеркивает мелом разных цветов пары слов (короткий - длинные, ночью - днем, тревоги - покоя).

«Мозговой штурм»

Почему именно эти слова объединены учителем в пары? Что можно сказать о значении данных слов? Что можно сказать об их принадлежности к частям речи? Как называются такие слова? Дальше - работа по изучению темы.



Предварительный просмотр:

РАБОТА В ГРУППАХ

Фрагмент урока литературы в 5 классе по теме: «Н. А. Некрасов. Крестьянские дети»

Группам детей предлагается прослушать аудиозапись текста, проанализировать стихотворение и проследить за сменой настроения автора, ответив на вопросы:

1.Каким настроением проникнута I часть?

2.Как определить, что он доволен ночлегом? Как воспринимает окружающую обстановку? (радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей).

Автор видит не только природу, но и «вереницу вдоль щели внимательных глаз». Это вездесущие, любознательные деревенские ребятишки, заинтересовавшиеся необычным охотником.

3.Как вы думаете, как автор относится к крестьянским детям?

4.Как он сам об этом говорит? (растроган, нежность наполняет его, умиление. Я детского глаза люблю выраженье...)

Каждая группа работает над определенным отрывком из текста



Предварительный просмотр:

РАБОТА В ПАРАХ

Фрагмент урока литературы в 5 классе по теме: «Н. А. Некрасов. Крестьянские дети»

Ученики объединяются в пары, определяют, кто из них будет высказываться первым. Определяется время на выполнение задания.

        По окончании времени на совещание пары представляют результат работы и отвечают на поставленные вопросы, аргументируя ответ.

Работа в парах над репродукцией картины В.Маковского «Игра в бабки»

Вопрос:  Чем эта картина перекликается со стихотворением Некрасова «Крестьянские дети»?

Художник «как и поэт» с большой любовью относится к детям. Они такие же разные, как и ребятишки из стихотворения. Хотя на детях бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего, бросаются в глаза их смышленые лица, живые, любознательные глаза. А это свидетельствует об уважении художников к крестьянским детям, о том, что они видели в простом мужике человека, личность со своим миром чувств, переживаний, мыслей. В этом близость картины со стихотворением, которая проникнута любовью к детям.



Предварительный просмотр:

Оценивание деятельности учеников на интерактивном уроке

Тест по русскому языку в 5 классе на тему «Лексика. Культура речи»

Вопрос № 1 

Все слова языка, его словарный состав.

 лексикология
 лексическое значение
 лексика
 лексикон

Вопрос № 2 

Из предложенных слов укажите однозначное.

 богатырь
 олимпиада
 биография
 пейзаж

Вопрос № 3 

Укажите прилагательное, употребленное в переносном значении.

 оловянный солдатик
 железная линейка
 свинцовое небо
 кожаная сумка

Вопрос № 4 

Укажите слова, которые не являются синонимами.

 изумрудный - лазурный
 красный - алый
 ровесник - сверстник
 смелый - храбрый

Вопрос № 5 

Укажите слова, которые не является антонимами.

 небрежность - аккуратность
 мягко - жестко
 пассивный - равнодушный
 будний - праздничный

Вопрос № 6 

Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно.

 Богатырь - человек большого роста, сильный, крепкого телосложения.
 Биография - описание жизни писателя.
 Абзац - красная строка, отступ вправо в начале строки.
 Летописец - тот, кто составляет, пишет летопись.

Вопрос № 7 

В каком предложении слово "абзац" употреблено неправильно?

 Лисицын вносил исправления в текст, переписывая целые абзацы.
 В некоторых учебниках по литературе на абзацах приведены цитаты из произведений русских писателей.
 Перескакивая с абзаца на абзац, она с замиранием сердца читала статью о своем новом романе.
 Ребята списывали текст, деля его на абзацы. 

Вопрос № 8 

В каком предложении слово "одеть" употреблено неправильно?

 Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу. 
 Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю. 
 Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу
 Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

Вопрос № 9 

В каком ряду не все слова являются синонимами?

 опасаться, робеть, трусить
 возражать, протестовать, восклицать 
 журить, ругать, бранить
 бродить, блуждать, слоняться 

Вопрос № 10 

В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении? 

 золотое сердце, теплый прием, чистая посуда 
 дырявая память, туманный намек, сердечный человек 
 холодный ум, медвежья нора, глубокий пруд
 лисья хитрость, железная воля, каменный дом

Вопрос № 11 

Какое прилагательное можно включить в данный перечень синонимов?
Мышиный, дымчатый, стальной... 

 желтый
 зеленый
 серый
 синий

Вопрос № 12 

Укажите, значение какого слова употреблено неверно.

 Деликатный - мягкий, вежливый в обращении с другими.
 Невежда - малообразованный человек.
 Комплимент - похвала, лестное замечание.
 Сувенир - дорогой подарок.

Вопрос № 13 

Выберите вариант ответа, в котором неверно подобран антоним.

 Глубокая река - мелкая река
 Легкий чемодан - тяжелый чемодан
 Свежий ветер - сильный ветер
 Аккуратный почерк - небрежный почерк

Вопрос № 14 

Укажите "лишнее" слово.

 храбрый
 отважный
 смелый
 трудолюбивый

Вопрос № 15 

К какому слову синоним подобран неправильно!

 век - столетие
 друг - знакомый
 враг - неприятель
 буря - ураган

Оценивание деятельности учеников на интерактивном уроке

Экспресс – опрос на уроке русского языка в 6 классе на тему «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-»

Стимул: Вам предстоит сдать зачёт по изученной нами теме "Правописание приставок". Сегодня у вас есть возможность проверить готовность к зачёту с помощью предложенного задания. Оценить свои знания по данной теме.

Задание:

  1. Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенные буквы в приставках.
  2. Подумайте, на какие группы можно поделить данные слова? Впишите соответствующие названия колонок в таблицу. Заполните таблицу данными примерами.
  3. Добавьте в каждую колонку свои примеры (по 4 слова).

Источники информации: Правила учебника.

Пр...близиться к родным местам, ра...жать ладони,в...пахать землю, пр...градить путь, пр...открыть дверь, бе...жалостный человек, пр...ступить закон, пр...шить пуговицу, пр...школьный участок,  ра...чистить двор.

Бланк для выполнения задания

Модельный ответ: 

таблица №1

Пре-

При-

Буква З на конце приставки

Буква С на конце приставки

преступить

приблизиться

разжать

вспахать

преградить

приоткрыть

безжалостный

расчистить

пришкольный

пришить

 таблица №2

Пре =очень

Пре = пере

При-прибл., присоед.

При-около чего-либо

Словарные слова

З на конце приставки

С на конце приставки

свои примеры

свои примеры

свои примеры

свои примеры

свои примеры

свои примеры

свои примеры

                                                

Оценивание деятельности учеников на интерактивном уроке

Расширенный опрос (письменный) на уроке русского языке в 6 классе (повторение изученного в 6 классе)

1.Сделайте фонетический разбор слов: вес, муж, вьюн, яростный, лёгкий, машина, жжется, лесного

2.Укажите слова, в которых все согласные звуки  звонкие : сборный, грач, гриб, лимон, дикий, задание, ветер, южный, ворон, лёд.

3.Сделайте морфемный разбор слов: прочитать, плакучий, весело, взглянув, слушатель, коснулись, волчий, чулок, голубоглазый, повседневный.

4.Укажите способ образования слов: разговаривать, носитель, даль, продвигать, великодушный тотчас, СМИ.

5.Постройте словообразовательное гнездо из слов: наглядный, глядеть, глянуть, выглянуть, выглядывать, гляделки, взглянуть.

Оценивание деятельности учеников на интерактивном уроке

Урок развития речи по русскому языку в 8 классе.  Изложение с творческим заданием по китайской сказке "Колокол"

Чтение текста.

Учитель:

Как бы вы озаглавили этот текст? Почему? (Сила любви. Самопожертвование. Героический поступок).

Учащиеся отмечают, что в данном тексте два главных образа и, на их взгляд, главным является Сяо Лин.

А.Безант сказал: «Самопожертвование состоит в том, что человек умирает для себя, дабы воссиял свет вокруг». Можно ли эти слова отнести к Сяо Лин? А взять в качестве эпиграфа?

Напишите синквейн по данному тексту.

Сяо Лин

Отважная, героическая

Жертвует, спасает, вдохновляет

Жизнь отдает ради земли родной

Героиня

Колокол

Могучий, звонкий

 Ударяет, зовет, воодушевляет

 Наполняет сердца радостью и покоем.

Сердце.

Сяо Лин

Мужественная, сильная

Умерла, спасла, воссияла

 Голос ее звучит в сердцах людей

 Память

Обсуждение синквейнов.

Каждый ли человек способен на жертву? Назовите людей, которые погибли ради своей земли. Напишите подробное изложение, продолжив его рассказом о людях, пожертвовавших собой ради отечества.

Оценивание деятельности учеников на интерактивном уроке. Игровые методы оценивания

Брейн-ринг по русскому языку в 6 классе на тему «Лексика. Культура речи»

Условия игры:

1. Играет 3 – 5 команд, от 3 до 6 человек.

2. Готовность определяется звуковым сигналом (свистком).

3. Если команда ответила неверно, право ответа имеет другая команда.

4. На обдумывание дается 30 секунд. На блиц-опрос – по 10 секунд.

Ход игры.

1. Где допущена ошибка? «Мой приятель лежал в беспамятстве, я взял графин, расстегнул ему воротник и плеснул ему в лицо холодной водой».

(Ошибочное употребление местоимения. Не понятно, кому он расстегнул воротник и плеснул водой)

2. Что обозначает выражение «заруби себе на носу». Каково его происхождение?

( Значение – «запомнить надолго». Нос – устаревшее слово, которым называлась дощечка, где делали памятные зарубки, заметки)

3. Назовите начальную форму глагола «вылечу».

( вылететь, вылечить)

4. Как известно раньше было не 6 падежей, а 7. Как назывался в русском языке  7-ой падеж? Когда его употребляли?

(Звательный падеж. Употреблялся при обращении. Позже звательный совпал с именительным падежом)

5. Как правильно сделать морфологический разбор слов «дали» и «стекло»?

( Их можно разобрать как существительные и как глаголы)

6. Назвать через 30 секунд два фильма или два произведения, названия которых представляют собой оксюморон.

(«Обыкновенно чудо», «Живой труп», «Горячий снег», «Зимняя вишня»,

« Криминальный талант»)

7. Какое суждение верно:

а) Кириллица древнее глаголицы.

б) Глаголица древнее кириллицы.

(Они возникли в одно время, но глаголица позже была забыта)

8.  «Добро, есть, живете, мыслете, наш, он, покой». Что это за слова? Что их объединяет?

(Это буквы кириллицы: д, е, ж, м, н, о, п)

9. На основании какого фразеологизма можно сделать вывод, что у человека не две ноги, а гораздо больше; что у книги есть ноги?

(«бежать со всех ног», «держать вверх ногами»)

10. Блиц – опрос.

 - Что изучает топонимика? (Раздел языкознания, изучающий происхождение собственных названий географических мест (населенного пункта, реки и т.д.).

-  Что такое аббревиатура? (слова, которые образуются  путем соединения начальных букв, частей слов, части слова и целого слова)

-  Что такое омографы? (слова, которые пишутся одинаково, но при произношении различаются)

- Как возникло слово «олимпиада»? ( В древнегреческой мифологии Олимп - гора, на которой обитали боги., а олимпиада – это промежуток в 4 года между олимпийскими играми. Олимпиадами позднее стали называть состязания в какой-либо области)

 - Что изучает этимология? (Происхождение слов).

11. Что обозначает фразеологизм «от доски до доски»?

(Переплеты книг в старину делались из досок, обтянутых кожей. Читать «от доски до доски», значит от начала до конца, ничего не пропуская)

12. Какое слово может относиться в разном значении к винограду, рябине, художнику, руке?

(Слово «кисть»)

13. Что общего между словом «кожа» и словом «коза»?

(Слово «кожа» исторически связано со словом «коза». Первоначально слово «кожа» обозначало козью шкуру)

14. Почему местоимение «ее» может стоять в одном синонимическом ряду с местоимением «свой»?

(Местоимение «ее» может быть формой  Р.п., а может выступать в роли притяжательного местоимения: ее (чья?) книга. Местоимение «свой» является притяжательным местоимением: свой (чей?) человек.  Поэтому они могут стоять в одном синонимическом ряду)

15. «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» Что обозначают эти необычные числительные?

(Образованы они от сочетаний слов «три по десять», «три по девять». Обозначает «очень далекий»)

16.  Все слышали выражение «готовить, словно на маланьину свадьбу». А кто такая Маланья?

(По  народному  обычаю,  в канун Нового года (31 декабря) был день Меланьи (по церковному календарю). Принято было готовить  много кушанья, которое потом раздавались молодежи всего поселка, «посещающей своих соседей с поздравительными песнями и веселыми играми»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Технология интерактивного обучения.

Методическая  тема: « Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы как средство развития личности». ...

Технология интерактивного обучения

Материал электронного курса "Технология интерактивного обучения". Может быть кому-то будет полезно....

Технологии интерактивного обучения на уроках химии

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс п...

Технология интерактивного обучения

Аннотация разработки Изучив специальную литературу и применяя  на практике технологию интерактивного обучения, я пришла к выводу, что в процессе преподавания она  позволяет оживит...

Технология интерактивного обучения как эффективная образовательная технология

В данной статье рассматриваются научно-практические основы технологии интерактивного обучения. Современное общество требует от человека  не только приобрести новые знания и умения, но,...