Публикация
статья
Педагогические технологии, обеспечивающие социализацию школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_tehnologii.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Аянот Е.В. учитель русского языка и литературы МБОУ «УИОП №2»
Педагогические технологии, обеспечивающие социализацию школьников
«Безделье за партой – это развращает,
морально калечит человека,
и ничто не может возместить того,
что упущено в главной сфере – в сфере мысли».
В. Сухомлинский
Поэтому технология критического мышления – один из видов интеллектуальной деятельности человека, когда новая информация накладывается на жизненный опыт. На уроках литературы это особенно необходимо.
Приём Чтение с остановками предполагает выявление проблематики эпизода. В речи Тараса Бульбы о товариществе ребятам многое непонятно. Я предлагаю ребятам сесть с товарищем рядом и вместе выработать Правила общения. Можно написать письма друг другу и объяснить значение дружбы и товарищества, подсказать, на чем должны строиться взаимоотношения подростков в нынешнее время. В седьмом классе это актуально.
«Поучение В.Мономаха» помогает шестиклассникам осмыслить идею завещания русского князя. После широкого обсуждения «Поучения…» закономерно домашнее задание – Составить Поучение для своего младшего брата или сестры. Оно заставит ребят прочувствовать все тонкости письма В.Мономаха и выбрать некоторые советы русского князя, при этом связать советы с современностью. Но самое главное – задуматься над тем, что истинные человеческие ценности незыблемы и сохраняются веками.
На уроке внеклассного чтения в девятом классе по рассказу С.Геласимова «Нежный возраст» останавливаемся на тех страницах дневника главного героя, где он неоднократно говорит о желании взять автомат и перестрелять всех в школе. Ребята должны осмыслить причины его агрессии. Анализируя внутреннее состояние подростка, сделать вывод, что в нашей жизни есть люди, которые могут помочь увидеть прекрасное и отвести от страшной черты молодых людей. Надо только понять, что самое важное в жизни.
Стадия осмысления особенно необходима на вводных уроках по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Поэтому неторопливо, останавливаясь на деталях, читаем первые главы. Они тяжёлые, кровавые, но современные читатели не так остро воспринимают их. Вопрос: Станет ли Раскольников Наполеоном? – должен заставить задуматься старшеклассников. Перечитываем эпизод, когда Раскольников прячет окровавленный топор и все улики, делаем паузы, обращаемся к деталям и, конечно, анализируем внутреннюю борьбу с самим собой, психологическое состояние героя. Бедный студент ещё не понимает, что его теория уже провалилась, а сам он никакой не Наполеон. Хотя это понимание придёт позже.
На стадии рефлексии подведение итогов важно, но ещё важнее связь с современностью.
- Страдают ли этой болезнью наши современники?
- Как остановить молодых людей, которые врываются с автоматами в школы, в ВУЗы и безжалостно стреляют в своих сверстников?
- Что отличает их от Раскольникова?
Отслеживая ход рассуждений, ребята должны осознать, что Раскольников, помимо всего, хотел помочь бедным, а современными «мстителями» движет злоба, мелкая месть и желание получить лайки. Но это не всё. Нужно найти решение: Какие идеи могут остановить современных «Наполеонов»? Как найти себя в жизни? Это должен понять каждый для себя. На эти вопросы ребята будут искать ответы, размышляя наедине…
29.11 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...
Публикации
Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....
Подтверждения публикации авторских методических материалов на сайтах
Более 20 работ размещены на сайтах Интернета...
Публикация Зоткиной Н.И.
Публикация"Национальная идея выражается в языке"...
Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций
Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...
10. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
Профессиональный опыт....
X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...