Использование инфографики в образовательном процессе для формирования метапредметных результатов.
статья
Работа посвящена вопросу визуализации учебного материала в образовательном процессе при помощи инфографики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
infografika.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОГРАФИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
В.И. Тищенко, tistschenko@yandex.ru
учитель истории ГБОУ лицей 393
Кировского района г. Санкт-Петербург
Аннотация
Работа посвящена вопросу визуализации учебного материала в образовательном процессе при помощи инфографики.
Ключевые слова: визуализация, инфографика.
Изображения делают любую информацию более привлекательной и убедительной. В современном обществе формируется так называемое «клиповое сознание». В основном, под этим термином понимается привычка воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовости, инфографики, либо в любом другом виде. Главное требование к «клипу» – краткость и красочность его фрагментов.
Компьютерные технологии, интернет, СМИ формируют новый способ восприятия информации, где визуальным образам отводится главное место. Инфографика совмещает логику построения, яркость образов, объёмность информации и рассматривается как новое средство визуализации учебного знания.
Инфографика – это особым образом иллюстрированная информация, которая представлена одновременно в виде текстов, а также диаграмм, графиков, различных рисунков. В современном коммуникативном процессе присутствие инфографики повышает качество преподносимого материала, а также увеличивает его значимость и наглядность [2].
По способу отображения инфографика подразделяется на следующие виды:
- статичная инфографика— одиночные изображения без элементов анимации;
- динамическая инфографика— инфографика с анимированными элементами. Основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика, анимированные изображения, презентации [1].
Варианты использования инфографики в учебном процессе могут быть различны.
Первый вариант: инфографика создается педагогом для решения образовательных задач, в том числе, для лучшего восприятия учащимися темы урока.
Второй вариант: ученик, проведя собственное исследование, работая в учебном проекте, анализирует материал, выделяет акценты и самостоятельно создает инфографику. Работа над ней способствует более тщательному изучению материала, развивает критическое мышление.
Третий вариант: с помощью отдельных сервисов работать над инфографикой можно коллективно, в процессе у ребят появляются навыки работы в команде.
Любой из этих вариантов может быть эффективен для развития метапредметных результатов обучения.
Метапредметными называют результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Инфографика как один из методов визуализации учебной информации может использоваться на уроках и в работе над учебным проектом для:
- создания проблемных ситуаций;
- организации эффективной поисковой деятельности;
- развития критического мышления;
- развития открытой познавательной позиции.
Так, например, онлайн-сервис Word Cloud позволит за считанные секунды создать необычное облако тегов, можно выбрать шрифт, наклон и поворот слов, ориентацию и другие параметры. Использовать такое облако можно при введении в тему, повторении терминов, мотивационной беседы, рефлексии.
Широкие возможности для визуализации учебного процесса представляет сервис Н5Р, в котором можно создавать упражнения, игры, викторины, интерактивное видео, интерактивную презентацию, интерактивный плакат, ленту времени, коллаж, диаграмму. Формат интерактивного плаката позволяет консолидировать все необходимые для проведения урока ресурсы: тексты, аудио, видео, иллюстративный материал.
Кроме того, в образовательном процессе можно использовать и готовые продукты.
Список литературы:
- Новичков А., Виды инфографики [Текст]/Новичков А.// «Виды инфографики» статья-2014 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://comagency.ru/vidyinfografiki
- Хавьер Э. Лекция. Инфографика: что такое и с чем еѐ едят?// Конференция «Газетный дизайн 2004». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kak.ru/columns/masterclass/a1044
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование современных технологий при формировании метапредметных результатов на уроках истории"
Мастер - класс для учителей....
Формирование метапредметных результатов в условиях компетентностно-контекстной модели образовательного процесса
Данная работа освещает как формируются метапредметные результаты в условиях компетентностно-контекстной модели образовательного процесса - одной из современных технологий обучения в рамках н...
Формирование метапредметных результатов на уроках биологии в 7 - 11 классах с использованием мультимедийного диска "Навигатор"
В последнее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие – педагогические технологии. Определений педагогических технологий довольно много. Одна из формулировок такова:Педаго...
«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов» презентация
Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией Федеральных государственных стандартов второго поколения, оказывают ощутимое в...
Авдеева Л.И., учитель русского языка и литературы:«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов»
В статье предлагается теоретически обоснованная, экспериментально проверенная методика работы над текстом. Разработанный АВдеевой Л.И. дидактический материал (междисциплинарная программа «...
Практическое применение современных образовательных технологий для формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
Примеры применения современных образовательных технологий на уроках математики и физики в коррекционной школе....
Методическая разработка " Эффективное использование инфографики в образовательном процессе"
В методической разработке представлены возможности использования инфографики. Даны рекомендации по использованию инфографики. Предложены возможности решения для внедрения инфор=графики в образовательн...