«Здоровьесберегающие технологии при работе с обучающимися с нарушением интеллекта»
статья
Данный материал будет полезен не только педагогам коррекционной школы, но и учителям общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии
при работе с обучающимися с нарушением интеллекта»
Проблема воспитания и обучения школьников с умственной отсталостью на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. Работа педагога должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому дефектологу, логопеду и другим педагогам, работающим с такими детьми, приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса, не наносящего вреда здоровью участников. В зависимости от форм и методов работы здоровьесберегающие технологии в специальном образовательном учреждении могут быть:
- медико-гигиенические технологии (напр. медицинский кабинет, физиотерапевтический кабинет);
- физкультурно-оздоровительные технологии (закаливание, развитие быстроты, ловкости, выносливости, они реализуются на занятиях физической культуры);
- экологические технологии (основная цель которых – создание оптимальных условий жизни и деятельности обучающихся и педагогов);
- технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (их реализуют на занятиях по безопасности жизнедеятельности);
- здоровьесберегающие образовательные технологии (их реализация возможна лишь при осознании всеми педагогами ответственности за сохранение здоровья детей и при высоком уровне компетентности в данной области).
По характеру действия здоровьесберегающие технологии в специальном образовательном учреждении разделяются на:
- защитно-профилактические технологии (к этой группе относятся приемы, методы, направленные на защиту человека от неблагоприятных воздействий, соблюдение требований СанПиНов);
- компенсаторно-нейтрализующие технологии (физкультминутки, которые позволяют нейтрализовать перегрузки; йодирование, витаминизация).
- стимулирующие технологии (они позволяют активизировать собственные силы организма, закаливание, самомассаж от простуды);
- информационно-обучающие технологии (уроки здоровья обеспечивают необходимый уровень грамотности для заботы о своем здоровье и здоровье окружающих).
Коррекционно – развивающая работа с применением здоровьесберегающих технологий предполагает коррекцию всей личности в целом. Среди обучающихся с проблемами в интеллектуальном развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
Рассмотрим некоторые здоровьесберегающие технологии.
1.Артикуляционная гимнастика.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
2.Дыхательная гимнастика.
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
3. Зрительная гимнастика.
Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Основными принципами зрительных гимнастик являются:
- индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;
- регулярность проведения;
- постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;
- сочетание с двигательной активностью;
- развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.
4.Пальчиковая гимнастика.
Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Пальчиковая гимнастика преследует следующие цели: развитие речи; формирование правильного звукопроизношения; умение быстро и чисто говорить; развитие мелкой моторики, координации движений; развитие памяти, внимания; умение согласовывать движения и речь.
5.Самомассаж.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком.
Виды самомассажа:
- самомассаж лицевых мышц;
- самомассаж кистей и пальцев рук;
- аурикулярный массаж;
- массаж ушных раковин.
6.Релаксация.
Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.
Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы.
7.Биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
8.Арттерапия. Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Сюда входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой.
Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка такие как: красочная живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.)
9.Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читают, но и обсуждают с детьми. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают, или стесняются обсуждать их с взрослыми.
В последние годы остро встала проблема сбережения не только физического, но и духовно-нравственного здоровья учащихся. Психическое здоровье, то есть способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой, является наиболее уязвимым для обучающихся коррекционной школы, равно как и социальное здоровье, заключающееся в способности адаптироваться в социальной среде, управлять своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами. Для решения данной проблемы можно применять здоровьесберегающую технолоию - психогимнастика
Психогимнастика - снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям, с неврозами, нарушениями характера, с легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Используется в непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.
Регулярное включение в урок методов и приемов здоровьесберегающих технологий показало.
1.У детей развиваются психомоторные и речемоторные функции.
2.Укрепляется физическое и психическое здоровье детей через развитие дыхательной, системы.
3. Стимулируется развитие произвольной регуляции движения.
4.Формируется артикуляционная моторика и развивается речевой аппарат.
5. Развивается мелкая моторика.
6. Развивается речь.
7. Формируется мотивационная готовность к регулярному применению полученных навыков.
8. Повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие.
9. Дети учатся видеть, слышать, рассуждать.
10. Корректируется поведение, преодолеваются психологические трудности.
11. Повышается работоспособность.
12. Развиваются психические процессы.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни
Педагогическая система формирования здорового образа жизни работает, если выпускник школы:
- усвоил основные понятия педагогики здоровьесбережения;
- может применять их в соответствующих ситуациях для объяснения ценности своего здоровья и здоровья окружающих,
- предпринимает практические действия по укреплению здоровья (стал усиленно заниматься физкультурой, закаливанием организма, расширил культурные и досуговые интересы, стал более активным в общественной жизни, борется с вредными привычками).
Приложение.
АНКЕТА. Отношение к здоровью
Для обучающихся 5–9-х классов.
Инструкция
Внимательно прочитай предложения и выбери ответ (ответы), которые соответствуют твоему мнению. Если дано только 2 варианта ответа, нужно выбрать один из них. Если дано больше вариантов ответа, можно выбрать столько, сколько считаешь нужным.
1. У меня не возникает трудностей с тем, чтобы объяснить другому человеку мотивы моего поступка.
● Да;
● нет.
2. Для меня в последнее время характерно
● отсутствие чувства усталости;
● хороший аппетит;
● хороший сон;
● хорошая память;
● хорошее настроение;
● дружелюбие и доброжелательность к другим;
● отсутствие страха перед чем-либо.
3. Каковы для меня «выгоды» здоровья?
● Могу выбирать любое хобби (спорт, танцы, занятие музыкой);
● я не обуза для родителей;
● не чувствую неприятных ощущений в теле (например, не болит голова);
● не утомляюсь от учебы;
● могу выбирать любые продукты питания;
● могу видеться с друзьями, когда захочу;
4. Каковы для меня «выгоды» нездоровья?
● Родители и друзья проявляют ко мне больше внимания и заботы;
● есть больше времени смотреть телевизор;
● есть больше времени играть на компьютере;
● могу пропустить школу;
5. Важно ли быть здоровым для людей моего возраста?
● Важно;
● не важно;
● не задумывался над этим.
6. Что я стараюсь делать для своего здоровья?
● Не курю;
● не пью алкоголь;
● не употребляю наркотики;
● правильно питаюсь;
● одеваюсь по погоде;
● соблюдаю гигиену;
● не смотрю долго телевизор;
● не играю долго на компьютере;
● много двигаюсь (физкультура в школе, прогулки, дополнительные занятия спортом);
● не подвергаю себя риску в общении с другими (не хожу на вечеринки в сомнительные компании, не сажусь в машину к незнакомым людям );
● соблюдаю правила дорожного движения;
● делаю уборку в своей комнате;
● позитивно отношусь к себе;
● позитивно отношусь к другим людям и к миру;
7. Кто должен заботиться о моем здоровье?
● Врачи:
● родители:
● я сам;
● учителя.
8. Зачем мне нужно вести здоровый образ жизни?
● Не знаю;
● мне не нужен здоровый образ жизни, у меня и так все хорошо;
● чтобы у меня ничего не болело;
● чтобы на меня не ругались родители и учителя;
● чтобы я хорошо выглядел(-а);
● чтобы быть сильным(-ой);
● чтобы быть свободным(-ой) в выборе хобби, питания.;
● чтобы у меня все получалось в жизни;
● чтобы у меня были здоровые дети;
● так принято в моей семье.
9. Если другой человек предложит мне попробовать что-то новое, то я:
● не соглашусь, если буду знать, что есть какой-то риск себе навредить;
● соглашусь с радостью, захочу попробовать, что бы это ни было;
● засомневаюсь, вдруг это может мне навредить, но соглашусь,
чтобы не показаться трусом или «белой вороной»;
● не соглашусь, потому что взрослые это не одобрят.
Твои впечатления
Интересно ли тебе было заполнять анкету?
● Да;
● нет.
Спасибо за участие! Внимательное отношение к себе – залог
благополучия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая дифференциация обучающихся с нарушенным интеллектом.
Педагогическая дифференциация обучающихся с нарушенным интеллектом....
Коррекция познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта
Говоря о структуре урока нельзя не обратить внимание на то, что она всецело зависит от логики учебно-познавательной деятельности, которая в свою очередь определяется доминирующей триединой дидактическ...
Организация работы по внедрению элементов су-джок терапии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися с нарушением интеллекта
В статье представлен опыт по организации коррекционно-педагогической работы по использованию элементов су-джок терапии с обучающимися с нарушением интеллекта...
Использование элементов су-джок терапии на уроках в начальной школе с обучающимися с нарушением интеллекта
В статье представлен материал по использованию элементов су-джок терапии на уроках в начальных классах с обучающимися с нарушением интеллекта...
Статья о активизации познавательной активности у обучающихся с нарушением интеллекта
В данной статье рассматривается проблема активизации познавательного интеореса и как путь решения предлагается комплексное психолого-педагогическое воздействие...
Сообщение на педагогическом совете на тему: ««Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».
Рассуждения на тему: "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС"...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Описаны проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, а также методы и формы, ориентированные на коммуникацию через внеурочную деятельность...