«Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения»
статья
«Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения»
Эпиграф: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». (А.Дистервег)
Обучение на современном этапе - это реализация в образовательной практике личностно-ориентированных педагогических систем, в которых учитель становится не только источником знаний, но и организатором собственной познавательной деятельности обучающихся. И для этого необходим поиск особых организационных форм, адекватных для формирования ключевых компетенций.
В последние годы велик интерес к инновационным образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными в образовательном процессе в формировании профессиональных компетенций. Одним из таких методов является - метод модерации.
Модерация (MODERATE (англ.) в переводе с английского означает – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздание. А в педагогической работе модерация используется как:
- Способ проведения урока или внеклассного мероприятия, обеспечивающий оперативное принятие решений и персональную ответственность каждого из участников
- Структурированный по особым правилам процесс группового обсуждения в целях идентификации проблем, поиска путей их разрешения и принятия общего решения
Заинтересовала меня отличительная черта, этого метода, которая заключается в инициативности самих обучающихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции помощника. Ход и результат обучения приобретают личностную значимость для всех участников процесса. При использовании метода модерации каждый ученик проживает учебный процесс в роли активного его участника.
Кроме содержательных учебных результатов (знаний и умений по учебной дисциплине) использование метода модерации позволяет развивать у обучающихся способности самостоятельного решения проблем. Это предполагает:
- анализировать информацию и определять проблему
- находить возможности и ресурсы для решения проблемы
- вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия
- вести дискуссию и переговоры, т.е. уметь выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения.
Метод модерации помогает мне на занятиях по ОБЖ эффективно организовать получение обучающимися новых знаний, применение собственного нового опыта и его осмысление, дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные.
В групповом обучении с применением метода модерации значительно меняется моя роль, как учителя. В этом случае Я выступаю как ведущий или тренер (модератор). И поэтому от меня требуется не столько обучать участников группы, обеспечивая определенный объем знаний, сколько создавать условия для формирования и развития у членов группы определенных способностей и тренировать их.
Модератор должен обладать:
- способностью к интенсивному и эмоциональному общению,
- способностью к сопереживанию,
- толерантностью,
- аналитическими способностями и навыками рефлексии,
- креативностью,
- навыками саморегуляции.
Работая с методом модерации, я опираюсь на следующие принципы:
- структурированности (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
- систематичности (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
- комплексности (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
- прозрачности (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
Выделяют основные процессы модерации:
- визуализация – наглядное представление мнений, идей, решений (совместно, в виде схем, образных рисунков),
- вербализация – групповое обсуждение по принятым правилам,
- презентация – представление результатов работы малых групп (мимика, жесты, позы…),
- обратная связь – обмен содержательной и эмоциональной информацией между участниками.
Для проведения модерации участниками определяются, правила ее проведения, которые на уроках мы с учениками обсуждаем вместе, что позволяет им с начала деятельности чувствовать себя равноправными участниками обучающего процесса.
- высказывания должны быть краткими (лидеру группы, дается ограниченное время для выступления – регламент,
- говорить можно только по очереди (выступать можно с разрешения модератора, свое желание выражать поднятием руки),
- главные идеи и предложения визуализируются (в виде схем, образных рисунков),
- все обсуждения протоколируются (чтобы не потерять нить обсуждения),
- противоречивые мнения сохраняются с особой пометкой (молния – конфликтные знаки, в целях экономии времени предупреждения личностных конфликтов).
Для успешного проведения модерации я делю учеников на группы так, как состав от 3 до 7 человек обеспечивает возможность принять реальное участие в работе всем членам группы,
Распределяются роли-функции членов группы:
- «Ведущий» (лидер) – организует обсуждение проблемы с обязательным вовлечением в процесс дискуссии всех членов группы.
- «Аналитик» – задает вопросы по ходу обсуждения, подвергая сомнению высказывания, уточняя и проясняя смысл.
- «Протоколист» – фиксирует все относящееся к решению проблемы, систематизирует высказывания группы, выступает с презентацией решения.
- «Наблюдатель» - оценивает участие членов группы.
Эти роли на первых порах распределяю я модератор ( преподаватель), поясняя функции и ожидаемые результаты.
При проведении модерации я определяю следующие основные задачи для работы с малыми группами:
- конкретизация цели групповой дискуссии,
- контроль времени выполнения работы,
- подведение итогов с анализом содержания результатов обсуждения и организации дискуссии по оценке «наблюдателя».
Выделяют следующие этапы процесса модерации:
I этап знакомство и создание свободной, доверительной атмосферы в группе.
II этап определение и формулировка проблемы или темы обсуждения (без обсуждения по существу).
III этап обсуждение темы по существу в малых группах, визуализация и презентация результатов. Общая дискуссия
IV этап обобщение и конкретизация результатов работы. Акцентируется вклад каждого, составляется каталог конкретных мероприятий по разрешению выявленных проблем.
V этап подведение итогов и эмоциональная обратная связь.
Я выбираю метод модерации для своей профессиональной деятельности потому, что он помогает выработать у учеников:
- способность к анализу информации и выявлению проблемы,
- умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы,
- умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия,
- умение выслушать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения,
- навык принятия персональной ответственности за воплощение принятых решений в жизнь.
Использованная литература
- Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В.Борисовой., Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: Изд-во «Полиграф-С», 2012. -79 с.: ил.
- Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред.Е.В. Ивановой, Л.И. Косовой, Т.Ю. Аветовой – СПб.: Изд-во ООО «Полиграф - С», 2014. – 160 с.
- Технологические подходы и интерактивные методы. Программа Обучение Здоровью. М. 2014. -95 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий в обучении английскому языку
В брошюре речь пойдет преимущественно о компьютерных технологиях, используемых для повышения мотивации к изучению языка....
Использование современных образовательных технологий при обучении ИЯ
Перечень основных образовательных технологий с их краткой характеристикой....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Учителю и ученикам недостаточно использования презентации просто как иллюстрации к объяснению материала. Эффективнее всего использование на уроках интерактивных презентаций, которые делают учеников не...
Применение современных образовательных технологий при обучении физике - необходимая составляющая образовательных стандартов второго поколения
Педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, со...
отчет о использовании современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, использование метода проектов и др.)
В статье описаны основные современные образовательные технологии в работе воспитателя ДОУ....
Проблемный анализ образовательной технологии интерактивного обучения
На современных уроках не обойтись без интерактивного обучения - взаимодействия учителя и ученика и включения самостоятельно полученных учеником знаний в учебный процесс....