«Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения»
статья

«Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения»

Эпиграф: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». (А.Дистервег)

Обучение на современном этапе - это реализация в образовательной практике личностно-ориентированных педагогических систем, в которых учитель становится не только источником знаний, но и организатором собственной познавательной деятельности обучающихся. И для этого необходим поиск особых организационных форм, адекватных для формирования ключевых компетенций.

В последние годы велик интерес к инновационным образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными в образовательном процессе в формировании профессиональных компетенций. Одним из таких методов является - метод модерации.

Модерация (MODERATE (англ.) в переводе с английского означает – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздание. А в педагогической работе модерация используется как:

  • Способ проведения урока или внеклассного мероприятия, обеспечивающий оперативное принятие решений и персональную ответственность каждого из участников
  • Структурированный по особым правилам процесс группового обсуждения в целях идентификации проблем, поиска путей их разрешения и принятия общего решения

Заинтересовала меня отличительная черта, этого метода, которая заключается в инициативности самих обучающихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции помощника. Ход и результат обучения приобретают личностную значимость для всех участников процесса. При использовании метода модерации каждый ученик проживает учебный процесс в роли активного его участника.

Кроме содержательных учебных результатов (знаний и умений по учебной дисциплине) использование метода модерации позволяет развивать у обучающихся способности самостоятельного решения проблем. Это предполагает:

  • анализировать информацию и определять проблему
  • находить возможности и ресурсы для решения проблемы
  • вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия
  • вести дискуссию и переговоры, т.е. уметь выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения.

Метод модерации помогает мне на занятиях по ОБЖ эффективно организовать получение обучающимися новых знаний, применение собственного нового опыта и его осмысление, дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные.

В групповом обучении с применением метода модерации значительно меняется моя роль, как учителя. В этом случае Я выступаю как ведущий или тренер (модератор). И поэтому от меня требуется не столько обучать участников группы, обеспечивая определенный объем знаний, сколько создавать условия для формирования и развития у членов группы определенных способностей и тренировать их.

Модератор должен обладать:

  • способностью к интенсивному и эмоциональному общению,
  • способностью к сопереживанию,
  • толерантностью,
  • аналитическими способностями и навыками рефлексии,
  • креативностью,
  • навыками саморегуляции.

Работая с методом модерации, я опираюсь на следующие принципы:

- структурированности (все содержание урока рационально делится на    четко определенные части);

- систематичности (отдельные части урока взаимосвязаны и логически    следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);

- комплексности (содержание каждой части урока и организуемые    процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию    обучающихся);

- прозрачности (деятельность каждого обучающегося видна учителю,    всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его    промежуточные и итоговые результаты).

Выделяют основные процессы модерации:

  • визуализация – наглядное представление мнений, идей, решений (совместно, в виде схем, образных рисунков),
  • вербализация – групповое обсуждение по принятым правилам,
  • презентация – представление результатов работы малых групп (мимика, жесты, позы…),
  • обратная связь – обмен содержательной и эмоциональной информацией между участниками.

Для проведения модерации участниками определяются, правила ее проведения, которые на уроках мы с учениками обсуждаем вместе, что позволяет им с начала деятельности чувствовать себя равноправными участниками обучающего процесса.

  • высказывания должны быть краткими (лидеру группы, дается ограниченное время для выступления – регламент,
  • говорить можно только по очереди (выступать можно с разрешения модератора, свое желание выражать поднятием руки),
  • главные идеи и предложения визуализируются (в виде схем, образных рисунков),
  • все обсуждения протоколируются (чтобы не потерять нить обсуждения),
  • противоречивые мнения сохраняются с особой пометкой (молния – конфликтные знаки, в целях экономии времени предупреждения личностных конфликтов).

Для успешного проведения модерации я делю учеников на группы так, как состав от 3 до 7 человек обеспечивает возможность принять реальное участие в работе всем членам группы,

Распределяются роли-функции членов группы:

  • «Ведущий» (лидер) – организует обсуждение проблемы с обязательным вовлечением в процесс дискуссии всех членов группы.
  • «Аналитик» – задает вопросы по ходу обсуждения, подвергая сомнению высказывания, уточняя и проясняя смысл.
  • «Протоколист» – фиксирует все относящееся к решению проблемы, систематизирует высказывания группы, выступает с презентацией решения.
  • «Наблюдатель» - оценивает участие членов группы.

Эти роли на первых порах распределяю я модератор ( преподаватель), поясняя функции и ожидаемые результаты.

При проведении модерации я определяю следующие основные задачи для работы с малыми группами:

  • конкретизация цели групповой дискуссии,
  • контроль времени выполнения работы,
  • подведение итогов с анализом содержания результатов обсуждения и организации дискуссии по оценке «наблюдателя».

Выделяют следующие этапы процесса модерации:

I этап знакомство и создание свободной, доверительной атмосферы в группе.

II этап определение и формулировка проблемы или темы обсуждения (без обсуждения по существу).

III этап обсуждение темы по существу в малых группах, визуализация и презентация результатов. Общая дискуссия

IV этап обобщение и конкретизация результатов работы. Акцентируется вклад каждого, составляется каталог конкретных мероприятий по разрешению выявленных проблем.

V этап подведение итогов и эмоциональная обратная связь.

Я выбираю метод модерации для своей профессиональной деятельности потому, что он помогает выработать у учеников:

  • способность к анализу информации и выявлению проблемы,
  • умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы,
  • умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия,
  • умение выслушать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения,
  • навык принятия персональной ответственности за воплощение принятых решений в жизнь.

Использованная литература

  1. Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В.Борисовой., Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: Изд-во «Полиграф-С», 2012. -79 с.: ил.
  2. Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред.Е.В. Ивановой, Л.И. Косовой, Т.Ю. Аветовой – СПб.: Изд-во ООО «Полиграф - С», 2014. – 160 с.
  3. Технологические подходы и интерактивные методы. Программа Обучение Здоровью. М. 2014. -95 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в обучении английскому языку

В брошюре речь пойдет преимущественно о компьютерных технологиях, используемых для повышения мотивации к изучению языка....

Использование современных образовательных технологий при обучении ИЯ

Перечень основных образовательных технологий с их краткой характеристикой....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Учителю и ученикам недостаточно использования презентации просто как иллюстрации к объяснению материала. Эффективнее всего использование на уроках интерактивных презентаций, которые делают учеников не...

Применение современных образовательных технологий при обучении физике - необходимая составляющая образовательных стандартов второго поколения

Педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, со...

Проблемный анализ образовательной технологии интерактивного обучения

На современных уроках не обойтись без интерактивного обучения - взаимодействия учителя и ученика и включения самостоятельно полученных учеником знаний в учебный процесс....