Приемы повышения мотивации учащихся
статья
В данной работе более детальное рассмотрение приемов повышения мотивации. Эта работа расскрывает одноименную призентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методы мотивация поддержать интерес учащихся | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы повышения мотивации учащихся на уроках английского языка.
- Мотивация учебной деятельности - главный катализатор процесса обучения. Вопросами мотивации занимались многие отечественные и зарубежные методисты, педагоги и психологи. В связи с этим существует большое количество подходов к пониманию сущности мотивации, её природы и структуры.
Мотив определяется как побудительная причина действий и поступков человека, исходящих из стремления удовлетворить свои потребности.
Учебная мотивация является ведущей, поскольку определяется как процесс побуждения обучаемого к учебной деятельности для достижения образовательной цели. Главная задача мотивации учения - организация учебного процесса, что максимально способствует раскрытию внутреннего потенциала личности обучаемого.
- Мотивация относится к внутреннему желанию или потребности человека в совершении какого-либо действия, невозможно одному человеку замотивировать другого, это уже будет расцениваться как манипуляция, которая может либо увеличить, либо уменьшить внутреннюю мотивацию.
У каждого обучаемого есть мотивация делать что-либо, но она редко направлена на изучение иностранного языка. Когда речь идёт о процессе обучения, необходимо различать виды мотивации, которые приводят к положительному эффекту обучения. Мотивация должна исходить от самого
обучающегося, а учитель может только «манипулировать» учеником таким образом, чтобы уровень его мотивации поддерживался и в дальнейшем возрастал. Для этого следует учесть важность разных видов мотивации.
Внутренняя мотивация связана с желанием самого обучаемого получить положительный результат обучения, он сам осознаёт цель данного процесса. Цель может быть определена как стремление к познавательной деятельности и выявлению причинно-следственной связи в изучении учебного материала из-за собственного любопытства. Внутренние мотивы имеют долгосрочный эффект и постоянство. Как только человек определяет деятельность, необходимую для достижения поставленной им цели, эта деятельность становится регулярной. Именно поэтому, внутренняя мотивация – самый эффективный способ обучения
Внешняя мотивация противоположна внутренней. В то время как внутренняя мотивация тесно связана с целью, внешняя – либо не имеет отношения к цели, либо обладает целью, не относящейся к внутренней мотивации. Если цель внутренней мотивации - положительный результат обучения, имеющий длительный характер, то цель обучаемого, мотивированного внешне, совершенно другая. Когда человек имеет внешнюю мотивацию, его цель – это какой-либо желаемый результат (хорошая оценка, избежание наказания и т.п.), он признаёт определённый способ поведения целесообразным и планирует свои действия, исходя из этого. Как правило, такие обучающиеся мотивированы результатом, который функционально не связан с деятельностью, в которой они участвуют. Всё, что выполняется, основано на ожидании «внешней» награды. Следовательно, «манипуляция» действиями обучаемого со стороны учителя приравнивается к внешней мотивации.
Г.В. Рогова и З.Н. Никитенко утверждают, что интерес к процессу изучения иностранного языка держится прежде всего на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. Таким образом, в целях поддержания интереса к предмету преподаватель иностранного языка должен развивать у обучающихся внутренние мотивы. Для этого необходимо строить процесс обучения таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели
Страноведческая – сравнительный анализ и сопоставление культурных особенностей стран, создание и поддержание диалога культур;
Мотивация успеха – желание получить поощрение за выполнение домашнего задания, за усвоение материала
Инструментальная – возможность выразить себя в предпочитаемом виде деятельности
Эстетическая – получение наслаждения от нахождения в классе или на уроке именно по этому предмету.
Подводя итог можно заключить, что под мотивацией принято понимать совокупность внешних и внутренних движущих сил, которые побуждают людей к реализации идей или потребностей через действия или поведение. Соответственно, учебная мотивация определяется как побуждение обучаемого к учебной деятельности для достижения образовательной цели. Она имеет сложную структуру. Главными компонентами мотивации учения являются мотивы такие, как познавательный, гражданский, материальный, мотив значения, переживания и др.
Также среди многообразия видов выделяют внутреннюю и внешнюю желаниях самого обучающегося получить положительный результат обучения.
Успех обучения и поддержание мотивации на высоком уровне зависят от того, насколько увлекательно учитель проводит уроки. Для выполнения данного условия учитель должен иметь представления не только о мотивации в целом, её структурах, приёмах и способов её повышения, но и о психологических и возрастных особенностях обучаемых на разных этапах обучения.
На начальном этапе уровень мотивации обучающихся английскому языку в большинстве случаев высок. Следовательно, учитель занимается общим развитием ребёнка и поддержанием интереса к обучению на том же уровне. На среднем этапе цель учителя – дать знания грамматического материала и основ культурной речи. На данном этапе мотивация может уменьшиться, поэтому учитель должен заинтересовывать обучающихся актуальными темами и методическими приёмами, характерными для возраста его учеников. На старшем этапе уровень мотивации в связи с различными факторами может очень сильно упасть. Отсюда, учителю требуется как можно тщательнее подбирать приёмы повышения мотивации и не забывать про формирование коммуникативной компетенции, как главной цели обучения иностранным языкам.
- Рассмотрим некоторые приёмы и способы повышения мотивации на уроках английского языка:
- Применение педагогического мастерства и такта, позволяющих создать атмосферу оптимизма и веры обучающихся в собственные силы. Обучающиеся способны раскрепоститься, поверить в себя и забыть о языковом барьере, если учитель сам относится позитивно к предмету и создаёт на уроке ситуации успеха. Также необходимо помогать обучающимся ставить перед собой достижимые, соответствующие реальности цели и задачи, моделировать процесс, приводящий к их реализации, обеспечивать обучающихся опорами для предусмотрения успешного результата. Нельзя равнодушно относиться к усилиям, которые обучающиеся затратили на выполнение заданий, отмечая только результат или неудачи. Более того нужно сформировать у обучаемых способность ценить не только свои собственные, но и общие достижения своей группы или класса. Не стоит забывать и про принцип доброжелательности, начинать и заканчивать урок с улыбкой, не проявлять явную агрессию в критике. В общем, делать всё, чтобы поддерживать благоприятную атмосферу обучения.
- Игровая деятельность на уроках английского языка тренирует произношение и навыки аудирования. Игры создают и поддерживают положительный микроклимат в группе, развивают творческие, мыслительные способности обучающихся и характеризуются актуальностью и разнообразием материала. Чувство равенства и атмосфера увлечённости способствуют преодолению стеснительности, скованности, усталости у обучающихся, а также снятию языкового барьера и барьера между учителем и учеником. В процессе игровой деятельности обучающиеся овладевают такими составляющими общения, как умение начать беседу, поддержать её, в нужный момент согласиться с мнением собеседника или опровергнуть его, а также задавать уточняющие вопросы. Элемент игры возможно включить в любой вид деятельности на уроке, из-за чего он станет увлекательным и интересным. Именно игры выполняет мотивационно-побудительную функцию.
Наиболее эффективный приём повышения мотивации к изучению английского языка – это игры. Игры имеют ряд возможностей, способствующих развитию умений обучающихся и обеспечивающих дальнейшую демонстрацию того, что они могут в рамках темы или раздела. Стоит перечислить и другие положительные стороны использования игр на уроках английского
Считается, что, учитывая возрастные особенности, учителя обязаны использовать игры на всех этапах обучения для повышения мотивации, ведь игры – не только средства обучения, но и средства развития познавательных процессов и интеллектуальных способностей обучающихся.
С. А. Шмаков характеризует игровую деятельность эмоциональной приподнятостью, активным характеров и соперничеством. Используя игру на уроке английского языка, не следует забывать, что она является не самоцелью, а лишь средством активизации грамматики, лексики, фонетики, чтения, письма и устной речи.
Игры способствубт не только успешному усвоению нового материала, закреплению старого, но и повышению мотивации, возникновению и развитию интереса обучающихся к предмету «Английский язык».
- Внеклассная деятельность раскрывает способности и возможности обучающихся, обеспечивает преодоление трудностей в самоутверждении, тимулирует развитие творческой и познавательной активности, а также способностей обучающихся, не востребованных во время уроков
- Использование на уроках песен. Это создаёт приятный эмоциональный климат и снимает напряжение обучающихся, воздействуя на их эмоции и чувства. Не зря музыку называют «сильнейшим психологическим побудителем, проникающим в подспудные глубины сознания». С помощью песен, стихотворений, видеороликов, фильмов и музыки прочнее усваивается грамматический материал, расширяется словарный запас и совершенствуются навыки произношения. К тому же музыку и стихи можно включать как в начале урока для фонетической зарядки, так и для релаксации в середине или в конце урока, когда обучающиеся нуждаются в разрядке и восстановлении работоспособности.
- Применение компьютерных интерактивных технологий. Они позволяют разнообразить формы и методы работы, сделать урок более запоминающимся для обучающихся. Презентации на уроках английского языка удобны и для обучающихся, и для учителя, так как в них содержится не только текст, но и всевозможные наглядные примеры: картинки, графики, схемы и другое, делающие усвоение языкового материала проще и легче. К тому же Интернет позволяет пользоваться материалами из сети в ходе урока, самостоятельно искать информацию в рамках обучающего процесса и самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях. Кроме того с помощью Интернета на уроке можно создать естественную языковую среду, работая с аутентичными текстами и общаясь с носителями языка
- Проведение олимпиад, дистанционных конкурсах. В свою очередь они способствуют самореализации, повышают образовательный уровень, мотивируют на проверку знаний и ведут к более углубленному и интенсивному изучению английского языка
- Проект - это возможность для обучающихся выразить собственные идеи в удобной творчески продуманной форме. В процессе работы ученики ищут информацию, работают с литературой и Интернетом, обобщают её, представляют свои проекты, готовят выступления, вступают в дискуссии, отвечают на вопросы по теме, анализируют работу и самостоятельно оценивают себя. Проекты активируют стороны личности обучающегося, его любознательность, трудолюбие и коммуникативные навыки.
- Проведение интегрированных уроков развивает аналитическое мышление, логику и познавательный интерес, побуждая к творческому познанию окружающей среды. Форма проведения таких уроков нестандартна, поэтому они считаются более яркими и интересными
- Должен учитываться принцип смены видов деятельности, так как если обучающиеся будут заниматься на уроке одним и тем же, к примеру, только читать или писать, то такой урок недолго будет интересным. К тому же полезно в середине урока или после задания, которое требует высокого умственного напряжения, уделять время физкультминутке на английском языке, используя музыку, танцевальные движения или жесты
- Критика имеет место быть, но она должна быть нацелена на ситуацию успеха и не содержать негативных слов. Помимо оценивания обучающихся в словесной форме, важно, поощрять их какими-нибудь значками или символами. Тем ученикам, кто слабо успевает на уроках, следует показать, что учитель всё равно относится к ним хорошо, несмотря на малые успехи
Таким образом, формирование положительного имиджа нового предмета, желание активно его осваивать, в процессе обучения, требует приложения немалых усилий и временных затрат как от учителя, так и от обучающихся, и каждый преданный своей работе учитель самостоятельно выбирает стиль и направление обучения, вносит свои корректировки в учебный процесс, разрабатывает собственные методики и задания. Перечисленные приёмы также обеспечат создание устойчивой положительной мотивации обучающихся, будут успешно способствовать развитию навыков творческой и самостоятельной работы, расширению их знаний и общей эрудиции, при условии, что их будут варьировать и адаптировать в зависимости от целей и задач уроков, психологических и возрастных особенностей обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие автономии и повышение мотивации учащихся посредством приемов смешанного обучения.
Blended Learning, или cмешанное обучение – это образовательная концепция и универсальное средство реализации ФГОС, тк оно представляет собой сочетание очного и электронного обучения на основе при...
«Сборник методических приемов ,направленных на повышение мотивации учащихся, и их сущность»
Использование данных приемов может помочь учителю повысить интерес учащихся к предмету, создать возможность предоставить каждому учащемуся возможность активно участвовать в процессе обучения....
Приемы повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка
Основные принципы, приемы и методы повышения мотивации на уроках английского языка....
Приемы повышения мотивации учащихся на уроках истории и обществознания
Мотивация - важнейшее условие познавательной деятельности школьников. Предлагаются использованные на практике приемы мотивации, их результаты и эффекты...
Способы и приемы повышения мотивации учащихся на уроках английского языка
В статье представлены методы повышения мотивации учащихся. Предлагаются примеры упражнений...
Приемы повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка
В этой статьерассматриваются эффективные приемы повышения мотивации учащихся при изучении иностранных языков,в частности английского языка и приведены примеры,...
Приемы повышения мотивации учащихся на уроке английского языка
Мотивация учебной деятельности - наиболее главный катализатор процесса обучения. Основные способы пробудить интерес учащихся....