Эссе «Чему научила меня исследовательская работа моих учащихся»
статья (11 класс)
Эссе «Чему научила меня исследовательская работа моих учащихся»
Конкурс педагогов «Траектория педагогического мастерства»
Номинация: Личность и профессиональные компетенции педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Поломошнова Н.А. | 14.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Чему научила меня исследовательская работа моих учащихся
Эссе
Автор: Поломошнова Н.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ№61 п. Персиановский Ростовской области
И в самом деле, чему же научила меня исследовательская работа моих учащихся? Вы не поверите, но учитель - это исследователь по жизни. И что же он исследует?- спросите вы. - Он исследует жизнь, самого себя, он в постоянном поиске. В поиске найти новое или потерянное, забытое, утраченное. Можно сказать, что исследование -это своего рода блуждание по лабиринту, когда ты находишь новые повороты, новые траектории движения, порой заходишь в тупик и снова возвращаешься , чтобы понять правильный путь к цели, к выходу. Это очень интересная и забавная игра. И вдвойне интереснее становится эта затея, когда ты идешь не один, а вдвоем с учеником. С одной стороны, ты учитель, многое знаешь, многое уже тебе известно и порой неинтересно, ты достаточно уверенный в себе человек. Если сравнивать тебя с учеником, неуверенным, полным сомнений, а иногда и не желающим отправиться в путь исследования. И чем сложнее задача, стоящая перед учителем, тем сильнее разгорается азарт исследователя.
Ведь тема, которая стала интересна учителю, должна не в меньшей, а может даже в большей мере увлечь ученика. Как это сделать?
Вот тут и начинается квест - руководство исследовательской работой.
Обычно все свои идеи я черпаю из уроков литературы, которые очень люблю за способность пробуждать в учениках мысли, сомнения, вопросы, желание спорить с автором, убеждать своих одноклассников и учителя в том, что еще недавно тебя ничуть не интересовало.
Каждый автор открывается всякий раз по-новому. В этом году десятиклассникам очень «зашел» Достоевский, так внимательно они погружались в темы, так жарко спорили, так глубоко проникали в характеры персонажей «Преступления и наказания».
На уроке мы очень серьезно погружаемся в текст - это основа нашего пути изучения, исследования. В принципе любой урок может превратиться в исследование, было бы желание. Но урока, конечно, мало, нужно время, для раздумий, для работы с источниками. Однако уже на уроке видно, кто из ребят особенно увлечен произведением, кому оно действительно нравится, кто в большей степени исследователь текста.
Без сомнения, важен человеческий, личностный фактор. Ученик должен быть хотя бы в небольшой степени заинтересован автором, темой исследования. Роль учителя - распалить этот интерес, пробудить желание узнать больше, основательней, попытаться найти что-то свое, новое, изучив мнения критиков, взгляды литературоведов, серьезных исследователей.
Как происходит этот щелчок, это возгорание - небольшой секрет, который кроется в личности учителя и ученика. Конечно, должны быть понимание, симпатия, доверие. Необходимое условие - увидеть первичный интерес к материалу у ученика, найти точки соприкосновения, понять, что еще кроме текста интересно ему. Какие сферы, области знания. Потому что, как правило, тема исследования, проблема располагается на стыке наук, например, литературоведение -психология, или литературоведение-живопись. Учитель должен быть здесь и психологом и литературоведом и тренером-коучем и мотиватором.
Чему же учит эта деятельность?
Во-первых, ты повышаешь свой статус литературоведа-исследователя, не только учишь своего подопечного проникать в лабораторию писателя, но сам поддерживаешь себя в форме, а порой делаешь для себя открытия.
Во-вторых, ты, как тренер-коуч, учишься мотивировать своего ученика, опираясь на его же интерес, наращивая его, помогая находить интересный материал, острые вопросы, требующие ответа.
В-третьих, ты как психолог, проникаешь в тонкости душевной организации своего подопечного, который испытывает скачки интереса и равнодушия к теме, и настраиваешь его на успех, укрепляешь веру в себя.
В-четвертых, ты как аналитик, как писатель, учишься быть наблюдательным и видеть нюансы в поведении и отношениях между людьми, пробуждая подобное желание у своего юного исследователя.
В-пятых, ты еще раз убеждаешься в том, что учиться новому - это всегда интересно, что творчество - это основа радостной и полноценной жизни.
И это, поверьте, очень много! Потому что дает мощный заряд бодрости, желание работать дальше, пробуждает неугасающий интерес к жизни. А чем еще жив учитель?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательские работы моих учеников
Работа, в которой исследуется история имён и показывается значимость имени Анастасия...
Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»
Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....
Организация исследовательской работы с учащимися (система работы МАН).
В настоящее время история нашего государства подверглась жесточайшей ревизии: многие факты были пересмотрены и по-иному трактованы. Некоторые современные ученые предлагают свою верси...
Исследовательская работа «Лексикон учащихся 6-8 классов моей школы»
Актуальность исследования: утрата понимания ценностей родного языка среди учащихся; необходимость формирование культуры речи учащихся для адаптации в современном мире....
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...
Научно-исследовательская работа моей ученицы.
Тема работы "Избыточный вес, как следствие неправильного питания". С этой работой мы выступали на Научно-практической конференции "Шаг в будущее"....
- Мне нравится (1)