«Обучающихся с ОВЗ (задержкой психического развития) в условиях инклюзивного образования
презентация к уроку

Киселева Кристина Юрьевна

«Обучающихся с ОВЗ
(задержкой психического развития)
в условиях инклюзивного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr_metapredemetnye_znaniya.pptx239.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обучающихся с ОВЗ (задержкой психического развития) в условиях инклюзивного образования Киселева К. Ю. МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» Излучинск, 2019.

Слайд 2

Задержка психического развития (ЗПР) Темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей , которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания . Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе .

Слайд 3

Инклюзивное образование Под инклюзивным (включенным) образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум.

Слайд 4

Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО, АООП ООО обучающихся с задержкой психического развития составляют: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ,N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; Примерная адаптированная основная образовательная программа (ПАООП) начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития.

Слайд 5

Особые образовательные потребности в формировании общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов); в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.); в развитии личностной сферы: развитии и укреплении эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки; в сохранении и укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.

Слайд 6

в усвоении адекватных форм учебного поведения , предполагающего умение следовать установленным правилам коммуникации и взаимодействия с учителем и одноклассниками; умение запрашивать и использовать помощь взрослого; в организации поведения вне ситуации обучения , способствующей вовлечению ребенка во взаимодействие со сверстниками, расширению спектра коммуникативных и социально-перцептивных навыков; во внешнем контроле , организующей помощи и стимуляции интереса к содержанию выполняемых видов учебной деятельности, в поддержании умственной работоспособности при выполнении субъективно сложных видов деятельности; в активизации способности к самостоятельной организации собственной деятельности , умения принимать, сохранять ее цели и следовать им в учебной деятельности; умения планировать свою деятельность в соответствии с заданными целями и контролировать ее результат; в освоении школьной программы по отдельным учебным дисциплинам на основе индивидуального применения специальных методических приемов и коррекционных подходов; в упорядочении и осмыслении усваиваемых знаний и умений ; в формировании способности применять знания, полученные в ходе обучения, в повседневной жизни; в осмыслении, упорядочении и дифференциации индивидуального жизненного опыта ; в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем; в развитии способности к пониманию причинно-следственных связей в происходящем, умения прогнозировать последствия собственных действий и поступков . Особые образовательные потребности

Слайд 7

У словия необходимые для удовлетворения выделенных потребностей комфортное введение ребенка в ситуацию школьного обучения в условиях инклюзии : налаживание эмоционального контакта, формирование у него установки на позитивное отношение к окружающим, трансляция этой установки одноклассникам ребенка с ЗПР; специальные занятия по отработке форм адекватного учебного поведения и внеучебных коммуникаций ; особая пространственная и временная организация образовательной среды и процесса обучения с учетом особенностей деятельности ребенка; отведение ребенку места в классе, обеспечивающего удобный контроль со стороны учителя и минимум отвлекающих факторов; создание организационных и мотивационных условий для поддержания продуктивности деятельности ; подготовка к фронтальной работе на уроке : планирование обязательного периода перехода от индивидуальной инструкции к фронтальной; обеспечение непрерывного контроля становления учебно-познавательной деятельности, продолжающегося до появления самостоятельности в выполнении учеником учебных заданий; использование, наряду с общими, специальных методов, приемов и средств обучения, с учетом возможных парциальных трудностей в овладении предметными знаниями и особенностей обучаемости данной группы детей с ЗПР; обязательное дополнение программы «академических знаний» полезными жизненными компетенциями; использование, наряду с общими методами, специальных приемов и средств, а также организационных условий , позволяющих выявить достижения и трудности ребенка при освоении образовательной программы и его продвижение в расширении сферы жизненной компетенции; занятия со специалистами, направленные на компенсацию недостатков психосоциального развития и коррекцию дисфункций, затрудняющих учебно-познавательную деятельность .

Слайд 8

Компоненты жизненных компетенций развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях , о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; овладение социально-бытовыми умениями , используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации ; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей; знание и соблюдение норм здорового образа жизни .

Слайд 9

Система коррекционной работы Создание комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, АООП ООО, коррекции нарушений в психофизическом развитии и формировании соответствующих возрасту жизненных компетенций

Слайд 10

ОГЭ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Для обучающихся с ЗПР, освоивших образовательные программы основного общего образования, количество сдаваемых экзаменов по их желанию сокращается до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике . В какой форме обучающиеся с ОВЗ могут сдавать ГИА, решают школьники, их родители или опекуны. По желанию вместо стандартной государственной итоговой аттестации можно выбрать устный экзамен с традиционными билетами или один из письменных форматов: сочинение, изложение, диктант. Льготный дополнительный лимит экзаменационного времени для участников ОГЭ с ограниченными возможностями здоровья составляет полтора часа. Эти 90 минут прибавляются к стандартным предметным нормативам. Например, ОГЭ для детей с ОВЗ по математике может длиться не 235 минут, а 325.

Слайд 11

Особенности организации и проведения итогового собеседования Для участников итогового собеседования с ОВЗ (участники с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и др .): привлечение специалистов, с которыми указанный участник знаком, находится в контакте, в качестве экзаменаторов-собеседников; оценивание работ таких участников проводится по второй схеме (проверка экспертом после окончания проведения итогового собеседования аудиозаписей с устными ответами на задания итогового собеседования): в аудитории проведения итогового собеседования не должен присутствовать эксперт, оценивание происходит по завершении проведения итогового собеседования на основе аудиозаписи устного ответа участника.

Слайд 12

Протокол эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования для детей с ОВЗ (ЗПР, ТНР ) N Критерий Краткое название Балл Задание 1. Чтение вслух 1//0 1. Интонация соответствует /не соответствует пунктуационному оформлению текста ИЧ Задание 2. Пересказ текста без включения высказывания по ключевым словам, выделенным экспертом (экспертной комиссией) 2. Все основные микротемы исходного текста сохранены или упущена 1 микротема /упущены микротемы текста (2 или более) П1 3. Фактических ошибок нет или допущены 3 фактические ошибки /фактические ошибки допущены (4 или более) П2 Грамотность речи (задания 1 и 2) 4. Грамматических ошибок нет или допущены 3 грамматические ошибкидопущены грамматические ошибки (4 или более) Г 5. Орфоэпических ошибок нет или допущено не более 3 орфоэпических ошибок (исключая слово в тексте с поставленным ударением) /допущены орфоэпические ошибки (4 или более) О 6. Речевых ошибок нет или допущено не более 5 речевых ошибок /допущены речевые ошибки (6 или более) Р 7. Искажения слов нет или допущены искажения в 3 словах /допущены искажения слов (4 или более) Иск Итог:

Слайд 13

Протокол эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования для детей с ОВЗ (ЗПР, ТНР ) N Критерий Краткое название Балл Задание 3. Монолог 8. Приведено 5 или более фраз по теме высказывания без фактических ошибок /приведено менее 5 фраз, и / или допущены фактические ошибки (2 или более) М1 9. Речевая ситуация учтена /речевая ситуация не учтена М2 10. Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, логикой изложения /высказывание нелогично, изложение непоследовательно, допущены логические ошибки (2 или более) МГ Задание 4. Диалог 11. Даны ответы на все вопросы /ответы не даны или даны односложные ответы Д1 12. Речевая ситуация учтена /речевая ситуация не учтена Д2 Грамотность речи (задания 3 и 4) 13. Грамматических ошибок нет или допущены 3 грамматические ошибки /допущены грамматические ошибки (4 или более) Г 14. Орфоэпических ошибок нет или допущено не более 3 орфоэпических ошибок /допущены орфоэпические ошибки (4 или более) О 15. Речевых ошибок нет или допущено не более 5 речевых ошибок /допущены речевые ошибки (6 или более) Р 16. Речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции /отличается бедностью и/или неточностью словаря, используются однотипные синтаксические конструкции РО Итог:

Слайд 14

Развитие ВПП Развитие устной речи Активизация познавательной активности, как сознательной деятельности, направленной на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание. Коррекция и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения и мышления у обучающихся с ЗПР Коррекционные курсы

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

статья на тему: "Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы"

статья на тему: "Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы"...

Рабочая программа учебного курса «Математика» для обучающихся с ЗПР (задержкой психического развития)

составлена:на основе авторской программы «Математика» С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин/Москва, Просвещение, 2015г. учебник: Математика. 5 класс, С.М. Николь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» (7-9 КЛАСС) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)

Программа разработана для учителя математики. В программе представлены:1.пояснительная записка2. Место предмета в базисном учебном плане3. Планируемые результаты освоения учебного предмета4....

Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) в условиях инклюзивного образования по учебному предмету «Обществознание» для 7 класса

Адаптированная рабочая программадля обучающихся с ОВЗ  (с задержкой психического развития)в условиях инклюзивного образованияпо учебному предмету «Обществознание»для 7 класса...

Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) в условиях инклюзивного образования по учебному предмету «История» для 7 класса

Адаптированная рабочая программадля обучающихся с ОВЗ  (с задержкой психического развития)в условиях инклюзивного образованияпо учебному предмету «История»для 7 класса...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) в условиях инклюзивного образования по учебному предмету «Биология» для 5 класса

Адаптированная рабочая программа  для обучающихся с ОВЗ  (с задержкой психического развития)  в условиях инклюзивного образования по учебному предмету «Биология»...