Выступление " Современные образовательные технологии на уроках географии"
статья
Выступление на методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление " Современные образовательные технологии на уроках географии" | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Поводимовская средняя общеобразовательная школа им. Героя Социалистического Труда Н.М. Суродеева» Дубенского муниципального района.
Выступление
на районных секционных занятиях учителей географии
Дубенского муниципального района
« Современные педагогические технологии на уроках географии»
Подготовила : учитель географии МБОУ « Поводимовская СОШ им. Героя Социалистического Труда Н.М. Суродеева»
Касимкина Н.В.
Уроки географии… Пожалуй нет такого человека, который , перешагнув школьный порог и отправившись в самостоятельное путешествие по жизни, не вспомнил бы по- доброму те увлекательные открытия и встречи, которые довелось пережить в школе на уроке географии.
Этот школьный предмет стоит особняком среди других дисциплин, значащихся в учебном плане. С одной стороны – точная наука, в которой все подчиняется строгим законам, а каждое предположение проверяется на практике путём опыта и исследования. С другой стороны, география – предмет мечтателей и путешественников, позволяющий раздвинуть привычные рамки и границы и обладающий широчайшими воспитательными возможностями.
Современное общество предъявляет к образованию серьезные и важные требования: школа должна не только давать учащимся прочные знания, вооружать необходимыми в жизни умениями, но и воспитывать в каждом ребенке человека, гражданина, патриота.
Как это сделать на уроке географии? У каждого педагога свои средства и приемы. Каждый учитель изо дня в день в день совершенствует урок, находит нестандартные решения стандартных задач.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и
нравственного развития учащихся.
Нельзя не отметить, что большая роль отводится здоровьесберегающим технологиям в образовательном процессе – это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Какие же современные педагогические технологии используются на уроках географии?
- Проблемное обучение. Когда учитель на уроке ставит перед учениками ряд проблем, учащиеся должны найти пути решения данных проблем. Проблемное обучение дает всестороннее гармоническое развитие личности ребенка.
- Исследовательская работа. Развитие исследовательских навыков по географии с последующей презентацией результатов работы в виде реферата, доклада и т. д.
Современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность. Традиционная методика обучения не позволяет выполнить этот социальный заказ. Поиск решений данных проблем заставляет педагогов пересматривать некоторые методические аспекты преподавания географии и место ученика в процессе учебной деятельности как субъекта обучения. Ведущей педагогической идеей сегодня является формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающегося, развитие навыков общения через интерактивные методы преподавания.
-2-
Пожалуй, каждый учитель сегодня ставит перед собой и решает следующие задачи:
- создание условий для развития творческой деятельности школьника и формирование устойчивого интереса к предмету;
- формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающего себя индивида, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых.
- создание ситуации успеха с целью формирования адекватной самооценки, развития навыков общения через интерактивные методы преподавания.
К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, относится метод проектов, который обеспечивает формирование исследовательской деятельности учащихся через активные формы и методы преподавания. Дает возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Проект – это буквально « брошенный вперед» ,то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Активность учащихся школы в создании тех или иных проектов дает возможность освоить новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Тематика и выбор проектов тесно связана с школьной программой.
Учащиеся, в процессе проектной деятельности, овладевают способами индивидуальной учебной деятельности, учатся самостоятельно работать, планировать свои действия, использовать различные источники учебной информации, формулировать и отстаивать свою точку зрения, делать обобщения, выводы.
В зависимости от сферы деятельности проекты делятся на несколько типов:
- Научно-позновательные ( изучение географических проблем, историко-культурных, социальных, экологических аспектов географии).
- Практико-преобразовательные ( создание картографических моделей, графических схем, проведение наблюдений, экспериментально-измерительных работ на местности).
- Ценностно-ориентационные ( создание проектов, включающих духовно – нравственные вопросы, фундаментальные ценности человечества, связанные с сохранением жизни, цивилизации.
- Художественно-эстетические ( создание проектов раскрывающих эстетические особенности природы, чувства, впечатления, эмоции, возникающие при изучении природных, общественных, исторических и культурологических процессов и явлений, охватывающих географию.
-3-
3.Уроки с использованием блочно-модульной технологии. Внедрение модульной технологии становится актуальным, так как используемые приемы создают условия для формирования у учащихся потребности в постоянном совершенствовании, в реализации творческих
возможностей.
Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрепленного блоками- модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других видов деятельности. Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов.
Модульные программы и модули для уроков строятся с целевым назначением информационного материала, с сочетанием комплексных и частных дидактических целей, с реализацией обратной связи ( т.е. интеграции теоретического блока-модуля и алгоритмического).начало модуля определяет общую, интегрированную цель, а начало его элемента- описание частной цели. Весь блок изучаемой темы намечает близкие, средние и дальние перспективы. Здесь необходимо подчеркнуть обязательную согласованность действий во всех во всех элементах модульного урока, основу которого должен составлять диалог учителя и учеников, а весь процесс учебной деятельности обеспечивается многократно повторяющейся и варьирующейся самостоятельной работой.
Схема модульного урока :
1) Общая цель урока.
2) Закрепление общенаучных навыков.
3) Модуль 1. ( Учебный элемент) Тема, Цели урока.
4) Модуль 2. Вспомните и ответьте на вопросы. Интеллектуальная разминка ( индивидуальная работа).
5) Модуль 3. Следующие элементы которые рассматриваются на уроке.
6) Модуль 4. Работа в группе ( паре).
7) Модуль.5. Подведение итогов урока.
4. Технология игрового обучения
Внедрение в методику преподавания географии элементов игровых технологий позволяет сделать обучение более эффективным и придать знаниям учащихся личностный смысл.
Какие игры могут быть применены на уроках географии?
Пресс-конференция. Из числа сильных учащихся выбираются «специалисты» по изучаемой теме, остальные учащиеся класса играют роли журналистов.
-4-
Они представляются корреспондентами различных изданий и задают вопросы « специалистам» по теме.
Путешествие. Предположим , что на космическом корабле к планетам Солнечной системы. Детям раздаются роли членов команды космического корабля. Во время « путешествия» изучаем атмосферу и температуру планет, « берем» пробы грунта и делаем выводы о возможности существования там жизни.
Экологический суд. Суд проходит над человеком, который повинен в нарушении экологического равновесия природы на определенной территории. На суде присутствуют: обвиняемый, судья - пятнистый олень, главный обвинитель – выхухоль, адвокат – собака, свидетели обвинения – воздух, вода, почва, свидетель защиты- Красная книга. Разбирается, почему эти животные играют определенные роли. В течении урока высказываются все «за» и « против» воздействия человека на природу и конце судья выносит приговор.
В одних случаях целесообразно использовать игру как часть урока, в других – подчинить её правилам целый урок. Какую форму учебного занятия придумает учитель – зависит от многих факторов. Может это будет:
- урок – путешествие по горной местности. Где дети играют роли альпинистов и преодолевают долину Сомнений. Ущелье Опасностей и покоряют пик Знаний;
- урок-аукцион знаний. Учитель – ведущий аукциона. В начале урока проводится словарная работа понятиями « аукцион», « лот». Затем учитель предлагает провести аукцион, но не вещей, а знаний по определенной теме. На аукцион выставляются лоты в виде картин. Макетов. Фотографий по данной теме. Приобрести их смогут те ученики, которые сообщат о лотах наибольшее количество сведений. То есть покажут наилучшие знания.
5. Использование компьютерных технологий и интернет – ресурсов в преподавании географии.
Анализируя возможности использования информационных технологий, можно выделить некоторые направления использования компьютера в изучении географии:
- компьютер как моделирующая среда в деловых играх;
- компьютер как инструмент решения экономических задач, обработки статистической информации;
- компьютер как источник информации, средство выхода в Интернет.
Использование компьютерных технологий предъявляет определенные требования не только к материальному, но и к методическому обеспечению, к знаниям учителя и навыкам ученика. Использование компьютера требует перехода к исследовательскому, проектному методу преподавания. А это значит, что от учителя требуется большая подготовительная научная и методическая работа.
-5-
Прежде чем он предложит выполнение работы ученику.
Школьный предмет география, в сферу которого входят как естественные, так общественные объекты и закономерности, располагает потенциально широкими возможностями для разработки методических приемов использования комплекса Интернет- технологий. В настоящее время на рынке компьютерных программ существует множество продуктов, можно использовать на уроках географии.
- Во-первых, это использование демонстрационного устройства на уроках изучения нового материала и закреплении пройденного при иллюстрации закономерностей развития природы и общества на конкретном материале регионального содержания. Интерактивные средства позволяют учителю и ученику управлять потоком информации, акцентируя внимание на наиболее интересных или сложных моментах изучаемого материала. Новые возможности мультимедийных приложений – комплексно воздействовать практически на все органы восприятия человека- так необходимы в преподавании географии, в содержании которой помимо абстрактных закономерностей большое место отводится региональному материалу, иллюстрирующему эти закономерности.
- Во вторых, это использование учебных геоинформационных систем ( ГИС)- особых интерактивных систем, при помощи которых на новом техническом уровне можно реализовать сбор, систематизацию, хранение, обработку, оценку и отображение данных и на основе получать новую учебную информацию и знания о пространственно-временных явлениях. Представляется эффективным использование учебных ГИС при сопоставлении тематических карт различного содержания, но одной и той же территории, будь то материк или небольшой участок местности. При этом усвоение знаний о взаимосвязях в природе станет более интересным и увлекательным.
На уроках географии необходимо активно использовать информационные технологии. Они служат для визуального материала. Для внесения в работу необходимого разнообразия. Для демонстрации материала можно использовать Power Point. Информация для презентации берется из книг, с CD-дисков, Интернета.
Особое место в учебном процессе занимают лекционные формы работы с использованием информационных технологий.
Лекция- систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера.
Проведение лекционных занятий требует от учителя особой подготовки. В процессе проведения лекции учитель вводит материал, мало знакомый учащимся, который не содержится в учебнике. Учитель продумывает обратную связь « учитель-ученик», цель которой – сделать слушание лекции активным учебным процессом. Иногда учитель привлекает к сотрудничеству учащихся, заранее продумывая темы сообщений.
-6-
Время проведения лекции 20-25 минут. Оставшееся от урока время учитель отвечает на вопросы учеников, которые могут возникнуть в процессе проведения лекции. А также обсудить тему лекции. Используя материал учебника.
Доля лекционных занятий не должна превышать 30% от учебного плана.
В зависимости от дидактических целей урока лекции подразделяются на следующие:
1. Лекция- консультация.
2. Водная лекция.
3. Проблемная лекция.
4. Обзорная лекция.
5. Информационная лекция.
Классификация лекций
По объему наполняемости По способу проведения
Материала ( монологическая, интерак-
- тивная, с компьютерной
( модульная, тематическая, поддержкой, поурочная) мультимедийная).
Вводная лекция – это « вхождение» учащихся в предполагаемую тему. Учащиеся в процессе прослушивания лекции знакомятся с общим содержанием темы, изучение которой может занять длительное время, например « региональная география», или крупные разделы « Многообразие стран мира», изучение которых занимает 4-5 часов.
Проблемная лекция- на этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса. Задачи или ситуации. При этом процесс познания учеников в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности.
Слайд-лекция использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью современного педагогического процесса. В образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения. среди них особую роль занимает использование на уроках географии слайд- лекций. Под слайд-лекциями понимается такая форма обучения, которая позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах информации, излагаемой учителем, с использованием наглядных эффектных образов в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков, карт, фотографий, видеослайдов.
Используя программное приложение «Power Point», учитель получает возможность осуществлять просмотр в необходимом на данный момент режиме. Чтение подобной лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых материалов.
-7-
Опыт применения слайд-лекций в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения, особенно при изучении материала, требующего большого количества наглядных пособий, например географических карт.
Благодаря развитию компьютерных технологий появилась возможность использования при ведении лекции метода наложения одной карты на другую, что позволяет учащимся проследить поэтапное изменение рельефа, последствия загрязнения окружающей среды, прогнозировать развитие экономических районов.
Достоинства применения слайд- лекций в процессе обучения.
- слайд- лекции концентрируют внимание учащихся на основных моментах учебного материала;
- сочетание устного лекционного материала, с изображением различных иллюстрации, делает лекцию интересной , наглядной и убедительной за счет использования современных мультимедийных технологий.
- позволяет проверить знания в интерактивном режиме, совместно. В ходе лекции, составлять опорные схемы, проводить сравнение.
- позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графика, видео, звук.
У любой лекции можно найти как достоинства , так и недостатки.
Достоинства лекции | Недостатки лекции |
Учитель во время проведения лекции полностью планирует и контролирует ход занятия. | Высокие требования к мастерству лектора, необходимые для качественной передачи цели. |
Возможность охвата большой аудитории. | Монолог лектора и низкая вовлеченность и активность учащихся; часто – низкий уровень усвоения материала лекции. |
Принципиальная особенность современного образовательного процесса состоит в том, что в качестве непосредственной основы развития школьников в процессе обучения рассматривается их учебная деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение им самого себя как субъекта учения.
-8-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"
изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...
Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"
изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...
Статья по теме самообразования: "Современные образовательные технологии на уроках географии"
самоанализ работы по теме самообразования...
Доклад на тему: «Использование современных образовательных технологий на уроках географии».
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...
"Использование современных образовательных технологий на уроках географии"
Выступление на педагогическом совете...
Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...
Применение современных образовательных технологий на уроках географии
Применение современных образовательных технологий на уроках географии...