Презентация и доклад "Интеллект-карта как средство стимулирования творческого мышления студентов"
презентация к уроку
Данная презентация разработана для сопровождения одноименного доклада при выступлении на заседании Школы педагогического мастерства" Медицинского колледжа № 1, которое состоялось 24 февраля 2021 года.
Ссылка на презентацию здесь.
Ссылка на презентацию в виде он-лайн книги здесь.
Доклад доступен для скачивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад Интеллект-карты | 35.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Смирнова Галина Ивановна
Интеллект-карта – это графический способ представления информации. То есть, это инструмент для структурирования идей. Интеллект-карта имеет определенную структуру: центральное место должна занимать ключевая идея, вопрос, предмет исследования. Далее вокруг центрального элемента выстраиваются ключевые темы, заголовки. И потом наступает очередь детализации ключевых тем.
Интеллект-карты имеют несколько названий. Это «ментальная карта», «диаграмма связей», «карта мыслей», «ассоциативная карта», «mind map» и др.
Разработчиком «mind maps» принято считать Тони Бьюзена – британского писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.
Понятно, что данный способ работы с информацией в тех или иных вариациях или под другими названиями существовал еще задолго до Тони Бьюзена. Но тем не менее именно Тони Бьюзен стал популизатором идеи интеллект-карт, как эффективного способа работы с информацией.
В своей книге «Супермышление»[1] он описывает историю создания этой технологии:
«Ключ к подлинному успеху, рассудил я наконец, следует искать в ответе на вопрос, насколько рационально я использую свой интеллект вообще и мыслительные способности в частности, - осознание этого и привело меня в библиотеку. Когда я вышел из нее в тот день, мне вдруг пришло в голову, что проблема, с которой я столкнулся, не найдя нужной литературы, быть может, пришлась кстати. Поскольку таких книг еще не написано, я ступил на заповедную территорию, где есть подлинный простор для пытливого ума».
В советской, российской школе данное направление получило самостоятельное развитие. В 70-х годах прошлого века учитель математики из Донецка, Виктор Федорович Шаталов, обнародовал авторскую методику обучения. Уникальность методики Шаталова заключается в том, что в результате ее применения даже слабый ученик блестяще усваивает учебный материал и успешно использует его на практике через значительный промежуток времени[2]. В.Ф.Шаталов выделил 7 ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ:
- Обучение на высоком уровне сложности.
- Бесконфликтность.
- Быстрое движение вперед.
- Открытые перспективы.
- Сверхмногократное повторение.
- Ведущая роль теоретических знаний.
- Гласность.
Разберем основные из принципов.
ОБУЧАТЬ КРУПНЫМ БЛОКОМ, ЗА 1 УРОК ОБЪЯСНЯЯ НЕ 1 ПРАВИЛО ИЛИ ТЕОРЕМУ, А НЕСКОЛЬКО ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ТЕМ.
Главное отличие обучения Шаталова от других экспериментальных методик – это получение знаний от общего к частному. Виктор Федорович по-новому подошел к подаче знаний. Он принципиально отказался от традиционного линейного обучения, когда темы идут строго одна за другой, но вместо того брал самый сложный раздел учебника и начинал с него. Вокруг этого центра строил все остальное.
Учёбу можно сравнить с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное восприятие изображения. А если вначале дать представление о целом, то кусочки легко встанут на свои места, и мозаика сложится.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРЕДЛАГАТЬ В ВИДЕ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ ИЛИ БЛОК-СХЕМ. СОСТАВЛЯТЬ ИХ ЯРКИМИ И НЕОБЫЧНЫМИ, ЧТОБЫ АКТИВИРОВАТЬ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ.
За один учебный день на голову учащегося обрушивается новый материал в таком объёме, который при любых способностях не может быть усвоен в 100%-ом объеме. Шаталов разработал систему опорных сигналов (ОС) и опорных конспектов (ОК), служащих ученику своеобразными «маячками» для запоминания и стимулами для разворачивания полноценного ответа. К слову, именно благодаря системе ОС методика Шаталова и стала так широко известна, и именно ОС послужили основой для распространения известных сегодня карт памяти (mind maps).
В ОК изображаются тезисы занятия – в виде некой графической схемы из элементов, связанных между собой. При этом число тезисов не должно превышать 7 ± 2 (таково, по мнению психологов, число смысловых элементов, с которыми наше сознание может эффективно оперировать одновременно). ОК короток, прост, впечатляюще оформлен. ОК – единая для всех, перенесённая на бумагу, свёрнутая логическая цепь, которая, однако, разворачивается по-разному, в соответствии со способностями и фантазией ученика. Кто хорошо запомнил его, понял все внутренние связи и продумал варианты ответа, тому не нужно заглядывать в запись. Исчезает необходимость в списывании и шпаргалках. Выучить – быстрее.
В подтверждение исследований В.Ф. Шаталина и Т. Бьюзена когнитивная наука подчеркивает доминирующую роль левого полушария, как в школе, так и в обществе в целом, в ущерб правому полушарию. Левое полушарие отвечает за слова, иерархию идей, числа, в то время как правое связано с творчеством, оно управляет пространством, анализирует информацию через краски и ритмы. В двух словах, левое полушарие отвечает за логику, а правое – за творчество. При создании обычных заметок, конспектов человек использует только левое полушарие, а при создании интеллект-карт задействует оба полушария.
Информатика, как прикладная наука, имеет достаточно много сложных и насыщенных терминами тем. При изучении студентами 1 курса групп С011-1, С012-1 и С021-1 следующих разделов:
- «Виды программного обеспечения компьютеров»;
- «Защита информации, антивирусная защита»;
- «Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение»;
мною использовались разработки в области создания интеллект-карт с целью развития творческого мышления студентов.
На первом этапе я познакомила студентов с понятием «интеллект-карта», принципом ее построения, мы изучили примеры.
После теоретической подготовки, я предложила студентам составить проект интеллект карты по теме «Виды программного обеспечения компьютеров». Эту работу студенты выполняли в тетради от руки цветными карандашами, ручками и фломастерами в течении 45 минут.
Примеры – на слайдах № 12-21.
Конечно, не у всех получилось сразу сделать идеальную интеллект-карту: пропускались некоторые термины, приходилось вносить исправления, чтобы восстановить цепочку понятий.
На втором этапе, на практическом занятии по теме: «Защита информации, антивирусная защита» я познакомила студентов со специальным программным обеспечением для он-лайн диаграмм и блок-схем. Это программа – Cacoo (Кэку)[3]. Регистрация простая – по адресу вашей электронной почты. Бесплатный тариф включает набор базовых функций вполне достаточный для учебных целей. В программе есть более 100 готовых шаблонов для работы. Так же можно создавать собственные авторские проекты с помощью набора фигур. Сохраняется проект в виде графического файла с расширением *.png.
На данном этапе студенческие работы имели более высокий уровень творческого выражения, т.к. ребята уже освоили базовый алгоритм создания интеллект-карт.
Примеры – на слайдах № 23-29.
Третьем этапом по развитию творческого мышления студентов-медиков при работе с интеллект-картами стало совместное составление одной карты несколькими студентами. Данная функция реализована в программе Cacoo с помощью сервиса для коллективного создания инфографики.
В рамках практического занятия по теме: «Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение» проводились тематические квизы[4]. Студенты создавали две команды, выбирали капитана, придумывали название команды и выполняли задания. Одно из заданий состояло в том, чтобы создать коллективную интеллект-карту по изучаемой теме. Принцип работы прост: капитан создает новую чистую карту в личном кабинете сервиса Сасоо и приглашает членов своей команды, отправляя письмо на их почтовые ящики. В списках проектов у адресатов появляется общая схема, которую они могут редактировать. Обсуждать действия можно в текстовом и видеочатах. Наша совместная работа удалась!
Примеры – на слайдах № 31-32.
Данная работа носит рекомендательный характер. Выбор программных средств для развития творческого мышления студентов огромен. Мой выбор для осуществления идеи программной реализации создания интеллект-карт обусловлен наличием бесплатного тарифа и приемлемым форматом сохранения готовых работ в программе Сасоо.
Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:
- Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
- Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
- Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
- Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
- Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
- Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:
- Задействовать оба полушария головного мозга
- Повышать работоспособность
- Формировать общеучебные умения и навыки:
- запоминание информации при быстром и полном обзоре темы
- конспектирование или составление аннотаций письменных текстов
- создание конспектов лекций, докладов, выступлений
- написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций
- Осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:
- Улучшать все виды памяти
- Развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
- Формировать орфографические и пунктуационные навыки
- Обогащать словарный запас
- Повышать результативность
Данный метод дает возможность учителю:
- Повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся
- Развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
- Активизировать деятельность
- Изучать личность обучающихся, выявлять причины их затруднений
- Корректировать знания
Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:
- Изучение нового материала
- Закрепление материала
- Обобщение материала
- Написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы
- Подготовка проекта, презентации
- Аннотирование
- Конспектирование
Главное достоинство метода – его универсальность. Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником. Методический прием – применения программного обеспечения для создания интеллект карт с целью развития творческого мышления студентов – может быть рекомендован при преподавании как теоретических, так и практических разделов общепрофессиональных и профильных дисциплин в ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 1».
[1] В оригинале «The mind map book».
[2] В последние годы своей работы Шаталов уже брал не просто отстающие классы «Г» и «Д», но и занимался подвижничеством, работая в колониях. Однажды преподал годовой курс геометрии в детской колонии.
[4] Квиз (от англ. quiz) - это слово означает соревнование, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития творческого мышления.
Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развит...
Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)
«Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светон...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления у детей
В статье представлен опыт внедрения в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого мышления у детей....
Публичное представление педагогического опыта «Народное декоративно-прикладное искусство, как средство формирования творческого мышления учащихся»
Развитие и становление творческой личности трудно представить без участия искусства, а роль декоративно – прикладного искусства переоценить невозможно. Оно раскрывает творческий потенциал, разви...
Выступление на МО. Тема «Lego-конструирование как средство развития творческого мышления у детей»
Тема «Lego-конструирование как средство развития творческого мышления у детей»...
Стихотворная форма «das Elfchen» как средство развития творческого мышления
Das Elfchen - стихотворение на немецком языке, состоящее из 11 слов. Это слово не имеет перевода на русский язык, потому что не имеет аналогов в русской литературе. Моей задачей является по...
Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»
Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»...