Эссе
статья
Предварительный просмотр:
Эссе «Я-учитель»
Стругалевой Марины Петровны,
учителя ОБЖ, ОРКСЭ, педагога внеурочной деятельности МКОУ «Анненковская СШ»
«Что нужно для того, чтобы быть хорошим педагогом? Любить свой предмет, но еще больше любить тех, кому преподаешь»
В.Ключевский.
Очень часто от педагогов можно услышать такое высказывание: «Я люблю детей, свою профессию, школу». А всегда ли мы задумываемся над вопросом: «Что мы на самом деле делаем– любим или учим?»
По первому определению толкового словаря С.Ожегова: «Любить – испытывать любовь к кому-чему-н.. Иметь склонность, пристрастие к чему-н.».
По второму определению толкового словаря С.Ожегова «Учить-передавать кому-н. какие-н. знания, навыки. Наставлять; передавать свой опыт, свои взгляды».
Если рассматривать лексическое значение корня этих слов, то любить – тот, кто любит, а учить, тот, кто учит. Так что же важнее: любить или учить?
Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. В детстве мечтала стоять у доски и открывать детям новые горизонты, новые перспективы. Часто я проигрывала эти ситуации со своими подружками. Мне безумно хотелось поскорее стать взрослой, получить специальность и работать учителем. И вот моя мечта осуществилась, воплотились в жизнь все мои детские «уроки». Все-таки победила любовь к педагогике.
Попав в школу, я поняла, что получить такого удовлетворения от жизни можно только в школе. Это самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где всё время надо торопиться, торопиться успеть, где всё время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать.
И вот почти 29 лет торопливо бегу, боясь не опоздать. Эта «беготня»- годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Опираясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей и т.д.
Слова П. Вайнцвайга: «Дети- прирожденные художники, ученые, изобретатели- видят мир во всей его свежести и первозданности: каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом». Эти слова уж точно про моих учеников.
Может я их «заразила» или они меня проектной деятельностью? Им и вправду, хочется изучать, исследовать, проводить опыты и наблюдения.
Уже несколько лет проектная деятельность является необходимым показателем современности образовательного процесса. Технология проектной деятельности, которая является одной из отличительных черт ФГОС от стандартов предыдущих лет. Необходимо создавать все условия для подготовки учениками и учителями разнообразных проектов.
Работая над проектом, ребята учатся самостоятельно находить и выбирать нужную информацию и оформлять ее разнообразными способами, сотрудничать с партнерами по проекту, находиться в той или иной социальной роли; накапливают опыт и умения учиться, получают жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром. Ученики осваивают навыки публичного выступления, учатся делать своими руками то, что запланировали, добиваясь конечного результата.
Как показывает анализ моей практики, у детей возникают затруднения по запоминанию этапов проекта. В этом случае я применяю приемы, позволяющие мне привлечь внимание детей к легкому запоминанию.
Например, части тела человечка: голова-это идея, тема; руки- задачи; туловище- основная часть проекта; 1 нога- гипотеза, 2 нога-проблема.
Любая проектная деятельность должна начинаться с замысла. С учетом возрастных возможностей младших школьников я стараюсь не «навязывать» тему, замысел, мысль, а предлагаю сделать выбор самостоятельно – чем младше школьник, тем проще проект.
Как подвести детей к проекту? Это одна из главных отличительных характеристик проектной деятельности от других видов занятости ученика. Замысел, тема проекта, проблема, вопрос, над которым интересно подумать, должен исходить от ребят, от авторов проекта.
Второй этап проектной деятельности – проектирование, которое включает в себя планирование, анализ, поиск ресурсов. Ребята под моим руководством обсуждают структуру проекта, определяют, какие «шаги» следует предпринять для реализации проекта.
Этап реализации. Моя роль как учителя – стимулировать детей к выполнению проекта, настроить ребят на успешный исход реализации проекта. На этом этапе работы идет поиск информации, обработка информации, проводятся наблюдения, исследования.
Этап презентации проекта. Моя задача на этом этапе – подготовить ребят к публичному выступлению, вселить в участников проекта чувство уверенности в успешном исходе презентации. Презентация проектов может проходить в рамках урока, внеклассного мероприятия, научно-практической конференции, родительского собрания.
Этап оценивания проекта. Рефлексия. На этапе оценивания определяется, достиг ли класс поставленных целей, обеспечивается ли связь проекта с последующими видами деятельности учащихся.
Работа над проектом повышает интерес учащихся к предмету, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома, к поиску нового. Ребята познают окружающую действительность, фантазируют, у них появляется возможность раскрыться и выразить себя в творчестве.
Невольно вспоминаешь высказывание Альберта Сент-Дъёрди «Исследовать- значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто».
Им и вправду, хочется изучать, исследовать, проводить опыты и наблюдения. Некоторые еще маленькие, но они только учатся. А взрослые, свое мастерство подтверждают результатами. И я смело могу заявить, что «успех каждого ребенка достиг»!
И снова звенит звонок с урока. Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения, творят и созидают. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача учителя – найти эти изюминки.
Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Но как бы ни было, дети всегда остаются детьми, учителя – учителями.
Что будет завтра? Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников. Я как учитель буду стремиться к тому, чтобы реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство, осуществлять личностно-ориентированный подход к учащемуся. Результатом моего педагогического труда должна стать развитая личность, удовлетворенная своим положением в школе, обществе, знающая себя, свои возможности, способная к самореализации в жизни.
Меняются времена, но не меняются задачи учителя:
- дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
- содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
- вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
- воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
- стать им другом, раскрыть богатство их душ.
Я понимаю и принимаю это. Таковы мои педагогические аксиомы. Может, они очень просты? Неважно, но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести любовь и учение».
Следовательно, быть учителем, значит, четко понимать для чего и с чем ты идешь на урок, видеть глаза каждого ученика, и сначала все же любить, а потом учить. Поэтому я согласна со вторым определением слова «любить – это склонность, пристрастие к чему-либо».
В этом понятии я – люблю, потому что уже не представляю свою жизнь без школы, без детей, без уроков. И, как ни странно, но мне не перестает нравиться то, чем я занимаюсь на протяжении многих лет. Может быть, это и есть слияние понятий профессия – учить и любить в одно понятие?
Мое педагогическое кредо: Любить тех, кому преподаешь. Учить профессионально.
Шаг в сторону.
Мне страшно… Мне страшно…Честное слово. Страшно, когда я пришла в школу никак семнадцатилетняя ученица Марина, а учитель Марина Петровна. Сначала мне было очень неловко перед детьми, перед которыми я стояла на уроке как «истукан». Куклы, игрушки- «ученики» детства прошлого, которые дали мне «толчок в будущее». Это несравнимо с настоящими детьми глазами разных цветов, длинными и пушистыми ресницами с безжизненно бездонными, пластмассовыми глазками послушно и смиренно, сидящими на диване игрушек.
В большинстве случаев педагогическая карьера начинается с вожатской деятельности, я тоже не исключение. С огромным желанием изменить все в образовательном школьном процессе, стать как можно ближе к детям, но, не имея опыта и помня, как от меня, недавней ученицы, требовали категорического исполнения «приказов» начальства, соблюдения норм и повиновения.
Чтобы перебороть свой страх я старалась стать для своих первых учеников – старшеклассников «своей». Дети меня приняли с любовью, радостью. После уроков мы встречались на театральном кружке, ставили спектакли, готовились к мероприятиям, старалась довести до детей все самое новое, захватывающее.
В общем, делала все возможные и невозможные усилия для того, чтобы установить крепкую взаимосвязь «любовь учителя +любовь учеников».
Мне стыдно… Мне стыдно за то, что во второй год своей работы в школе, я, столкнувшись с нарушениями дисциплины в классе (наглостью, хамством, вызывающим поведением) нескольких своих шестиклассников в лице сильной половины человечества, пыталась разрешить эти недоразумения…криком, ораньем!
Все увещевания и жалобы на поведение Леши завучу и директору не успокаивали. На помощь пришли старшеклассники-мальчишки, грозно прижав его к стенке, схватив его кулачками за отвороты пиджака, категорично заявили: « Если ты еще раз попытаешься сорвать ее урок, получишь …!»
Стыдно. Прости меня, Леша! К счастью, из декретного отпуска вышла их основная учительница.
Мне радостно… Мне радостно, когда стоишь с молодыми красивыми девчонками «на одной ступени». В 18 лет мне дали классное руководство одиннадцатиклассников с разницей 1-2 года. Мои девчонки: Люда, Наташа, Ирина- просто Красавицы! Мне было с ними легко и комфортно.
Мы были вместе только один год, а по жизни много лет. С Наташей встречались чаще на родительских собраниях, т.к. наши дети были одноклассниками. А с Людой- Людмилой Николаевной нас объединяет совместная работа в одной школе. В прошлом году у нас была юбилейная дата после окончания школы на вечере встречи выпускников.
К сожалению, с Ириной мы не виделись.
Мне приятно… Очень приятно. Когда твой повзрослевший ученик или родитель, чье чадо ты воспитывал и учил несколько лет назад, и, смею надеяться, потратил силы и время на это, при случайной встрече с тобой не смотрят сквозь тебя, как сквозь стеклянную стену, а узнают и здороваются.
В моей трудовой книжке есть записи перевода из одной школы в другую. Отрадно, где бы я ни была, сколько бы времени не ушло. Мои ученики Аксаковской школы давно стали родителями, школы уже 16 лет не существует. А бывшие ученики помнят по имени и отчеству.
В первую очередь, наверное, это заслуга учителей за уважительное воспитание детей к учителям. Своим примером коллеги данной школы на протяжении многих лет в летний период ежегодно встречаются.
Мне смешно… Вспоминая случаи, не могу сдержать смеха, когда проводишь внеурочную деятельность в начальных классах. Несмотря на руководящую должность, не помня мою ФИО, могут попросту назвать «тетей Мариной» или «директор, директор…».
А еще смешно, когда мои «начальнички» (ученики начальной школы) выдают на уроках ляпсусы в виде утверждений: «Все! Я устала и хочу спать. Я пошла домой».
Поневоле проникаешься торжественностью момента встречи детей после лета. На мой вопрос: «Как прошли летние каникулы?». Мой вопрос не повис в воздухе. С большим удовольствием, перебивая друг друга, третьеклашки с упоением рассказывали о своих летних развлечениях. Ответ девочки, занятой домашними делами, меня просто «убил»: «Некогда мне по саунам и аквапаркам ездить, у меня полон двор скотины и сестры-близнецы».
Мне боязно… Мне боязно… Боязно брать на себя огромную ответственность за жизнь детей, за их будущее. Вот они приходят в школу, и ты ведешь их 11 лет тропинкой жизни, а рядом с ними рука об руку шагают их родители. И ты, учитель, становишься направляющим этого движения, от тебя зависит очень многое, от твоего неравнодушия, порой на тебя сваливаются «личные» семейные проблемы.
Когда я впервые осознала всю важность для ребенка и его семьи прохождения этой первой ступеньки жизни, я с улыбкой и любовью встречаю их, потому что знаю, что время как быстротечная река пронесется в одно мгновенье.
Признаюсь в этом потому, что из года в год придется повзрослевших выпускать их во взрослую жизнь, а затем снова придут первоклашки, и будет страшно за тех и других.
Мне больно, мне грустно, мне трудно… в прочем, это совсем другие истории.
Я верую… Слово «кредо» переводится с латинского языка как «верю, верую». Во что же я верю? Моя вера в то, что когда-то стоя на перепутье, как Иван-дурак около камня судьбы, указывающего путь, я выбрала нужное направление и не окажусь в конце его в тупике.
Верю в то, что идти этим путем бывает стыдно, смешно, страшно, больно, но нужно. Верю в то, что иногда, делая шаг в сторону, возможно, оступаешься или даже отступаешь. Верю в то, что дорога, которую я выбрала, не приведет к конечному «убитому» («забытому») быть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Структура эссе. Алгоритм написания эссе.
Структура эссе . Алгоритм написания эссе....
Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .
Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....
Эссе. Темы эссе
В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...
Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)
Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....
Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"
УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...
Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке
Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...