Региональный конкурс "Моя душа в Саратовской губернии"
занимательные факты

Шамарина Самига Тюлегеновна

История моего села  - зеркало исторических процессов в стране и регионе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_dusha_v_saratovskoy_gubernii.doc290.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского

Союза В.И.Лаврова с.Горяйновка Духовницкого района Саратовской области»

Региональный  конкурс

«Моя душа в Саратовской губернии»

Муниципальный этап конкурса

« История моего села – зеркало исторических процессов в стране и регионе»

МОУ«СОШ имени Героя Советского

Союза В.И.Лаврова с.Горяйновка

 Духовницкого района

 Саратовской области»

                  Руководитель: Шамарина Самига Тюлегеновна,

учитель русского языка и литературы

                                       с.Горяйновка

2020год

       

     

        

      История моего села  - зеркало исторических процессов в стране и регионе.

                 Вот уже  37 лет я живу  в селе Софьинка Духовницкого района Саратовской области . Раньше в селе возле Дома Культуры стоял памятник, посвященный жительнице села Большой Красный Яр Калягиной Евдокии Архиповне.   И с первых дней приезда в это село меня интересовал вопрос: «А кто она, эта женщина?».  Местные люди рассказывали  о ней  и передо мной  вставал образ далекой героической женщины. Позже я стала встречаться, а потом и вышла замуж за Шамарина Владимира.  

 

( на фото Шамарин Владимир Николаевич, 2020 год)

И самое  удивительное было в том, что он был  внучатым племянником Евдокии Архиповны. Его бабушка  Татьяна Архиповна  ( Калягина)  Шамарина  является родной сестрой Евдокии  Архиповны Калягиной.

( на снимке Татьяна Архиповна ( Калягина) Шамарина, 1986 год)

А в их семье бережно хранится  повесть-быль писателя Владимира  Лукьяновича  Разумневича  «Степная радуга» .

         Посвящена  эта книга  реальным событиям, которые произошли в селе Большой Красный Яр  Саратовской области. Произведение написано на основе архивных документов  и   со слов Татьяны Архиповны (Калягиной)  Шамариной. В этой книге во всей полноте была раскрыта суровая правда событий, произошедших когда-то, на заре становления советской власти, в селе Большой Красный Яр.

         И я с большим интересом слушала рассказы Татьяны Архиповны  о прошедших временах. Мне хотелось больше знать о её сестре Евдокии Архиповне.  Слышу ее задумчивый, неторопливый голос, обращенный не то ко мне, не то к своей памяти. И вот свой рассказ  она начанала: «  на берегу реки "Иргиз", окаймленного приморскими лесами стояло село, до революции называвшиеся "Пьяная Селидьба", затем  село Большой Красный Яр, ныне село Софьинка.

         В селе преимущественно преобладали кулацкие и середняцкие хозяйства. А бедняцких безлошадных хозяйств было значительно меньше.

В селе   почти в каждом дворе  занимались варением самогона и продажей его, пили много. Поэтому село и называли "Пьяная Селидьба".

       В семье моего отца, мукомола Калягина Архипа  Назаровича  родились  я- Татьяна и Евдокия, Марк, Иван и Степан.

          Когда Дуняше исполнилось 16 лет, в село из города Баку приехал в отпуск красивый статный молодой человек Архип Спиридонович Поляков.

Архипу шёл 21-й год, пора было подумать о хозяйке дома, познакомились с Евдокией, подружились,  полюбили друг друга, вскоре и свадьбу сыграли. Казалось, ничто не предвещает  бедствий. Но было смутное время - время стачек, забастовок, шёл 1906 год. Закончился отпуск, пора и в дальнюю

дорогу. Теперь уже вместе  с молодой женой Архип Спиридонович возвратился в город Баку. Он работал в одном из Бакинских заводов рабочим - литейщиком. Будучи человеком передовых взглядов, участвовал в стачках, забастовках, мечтал, как и все, о новой жизни.

Евдокии было страшновато  вначале  в большом городе среди людей                с незнакомой  речью, но постепенно стала привыкать.

По воскресным  дням, к семье Поляковых, на чашку чая приходили люди, преимущественно заводские, читали книги, газеты, обсуждали события на заводе.

Евдокия стала понимать, что заводские друзья не просто приходили на чашку чая, стала присматриваться, а потом и сама стала активно принимать  участие  в этих воскресных беседах.

В 1910 году за участие в забастовках Архип Спиридонович увольняется с завода, ему выдают «волчий билет», на работу устроиться было  невозможно. Из – за  преследования царских властей молодая семья вернулась на родину Евдокии в село Большой Красный Яр. Купив клочок земли, маленький домик и кое - какую скотину, они взялись за крестьянскую работу. В деревне жизнь была не из лёгких - нищета, эксплуатация богатеев. Евдокия и Архип  не могли равнодушно всё это наблюдать. Вновь, как и в городе, а теперь в маленькой избушке на окраине села, собиралась беднота, велись беседы о тяжёлой крестьянской жизни, мечтали о лучшей поре.

Наступил  1914  год. Год начала Первой мировой войны.  Архип был мобилизован на гражданский фронт, и все заботы о хозяйстве, о семье легли на плечи Евдокии.

Я восхищалась  умением  Дуняши не поддаваться унынию, да ещё и  вдохновлять других. Она продолжала дело мужа, по – прежнему  вечерами собирались  в их доме бедняки, шли тихие беседы, говорилось о делах на фронте, о стачках рабочих.

Когда свершилась пролетарская революция, рабочие и крестьяне взяли власть в свои руки.  На одно из собраний сельской бедноты, которое проводил мой папа , в то время он был  предисполкома с.Горяйновка. На повестке дня стоял вопрос : "Выборы председателя комитета  бедноты". Единогласно решили утвердить, как беднячку жену фронтовика, активистку  Евдокию Архиповну.

     С этого дня дел у Евдокии прибавилось, почти ежедневно собирались комитет с активом. На этих совещаниях решались вопросы, как правильно распределить продразвертку на кулацкие хозяйства, о взятии излишков земли, скота и передачи таковых   хозяйствам бедных

      Весна 1918 года была очень тревожной, кулаки протестовали против продразвертки, хлеб вывозили в лес, закапывали в ямы, делали всё, чтобы хлеб не достался государству.

Несмотря на саботажи кулаков, комитет с активом бедноты находили пути  и хлеб к взятию собирался и отправлялся по назначению. 

( Иллюстрация из книги Владимира  Лукьяновича  Разумневича  «Степная радуга» )

      Летние месяцы особенно были  тяжёлыми в Поволжье. В Сулаке  вспыхнуло кулацкое восстание, и стало распространяться  на другие села. В селе Большой Красный Яр кулаки тоже зашевелились. В это время с группой фронтовиков в село вернулся муж Евдокии, и сразу взялись за дело, собрали  у кулаков хлеб первого обмолота, и отправили обозом для сдачи продразверстки, помогли  хозяйством бедняков  с обмолотом и с уборкой хлеба.

В сёлах,  охваченных кулацкими восстанием,  шли аресты, расправы над советскими  работниками. В селе Большой Красны Яр кулаки готовили списки к уничтожению сорока активистов,  в первую очередь семью Евдокии Архиповны

. 

     ( Иллюстрация из книги Владимира  Лукьяновича  Разумневича  «Степная радуга» )

     12-го августа в село Горяйновка  вошли белогвардейские части,  свергли Советскую власть, арестовали предисполкома Калягина Архипа Назаровича, прадеда Володи , и ещё одного члена исполкома, вывели за село и расстреляли.  Чтобы не допустить расправы над беззащитными людьми своего села. Евдокия,  не теряя самообладания от потери  близкого человека, приняла срочные меры. В ночь на 13-е августа малыми группами стали выводить людей в дальние волжские леса. К утру в селе не остались ни одной семьи, кроме семьи Евдокии, которые должны выехать с наступлением темноты.

        13-го августа было жаркое знойное лето. Евдокия и Архип заканчивали дела в комитете, дома оставались дети и бабушка. За селом стали рваться снаряды, послышалось пулемётная стрельба с криком, шумом вошли белогвардейские части. Семья Евдокии из села выбраться не успела. Кулаки готовые выполнить намеченный план уничтожая 40-к человек, пошли с арестами  по домам, но каково было их удивление,  что ни  одной семьи не оказалось дома. Тут они решили всю злость выместить на семье Евдокии.

До прихода родителей, детей закрыли в избе - избу обложили соломой, поставили часовых, по селу послали солдат с розысками Евдокии и Архипа. Условия были такими : Если родители через час не вернутся домой, дом вместе с детьми должны были поджечь, дети явились  заложниками.

Смерть - слепое и страшное значение этого слова ещё не волновало меня. Так хотелось верить, что случится чудо, и всё закончится благополучно. Но факты, потрясающий  очевидностью, говорили об обратном.

Закончив дела в комитете, родители поспешили домой. Их арестовали, сделали обыск, потом белогвардейский офицер сказал : «Прощайтесь с детьми, поедем в штаб  на допрос».

Дети ухватились за мать - это продолжалось недолго, солдаты оттащили их , отхлестали нагайками.

Арестованных, Евдокию и Архипа  посадили в повозку и поехали со двора. Повезли их сначала  в штаб белых в село Макарьево, расположенное  вблизи  села.

. 

( Иллюстрация из книги Владимира  Лукьяновича  Разумневича  «Степная радуга» )

  Допрашивал, их ярый белогвардеец,  инициатор кулацкого восстания . Штабу нужно было узнать, куда спрятаны семьи, которые по списку подлежат уничтожению, хлеб, отобранный у кулаков, оружие, привезённое фронтовиком. Евдокия и Архип отказались отвечать, их избили, но побои не сломили твёрдость молчать. Били их  вновь и вновь, не добились  ничего,  вынесли приговор расстрелять. Последнюю ночь перед гибелью, муж с женой провели в Горяйновке, в сарае жителя села Губарева С.И Наутро Евдокии и Архипу  приказали сесть в повозку и повезли на расстрел.  Вот и широкая поляна, озёра наполненные водой, старый дуб с дуплом наклонился над  ямой, здесь и остановились, чтобы приговор привести в исполнение.

Думаю, что любой человек, хоть в малой степени обладающий здравым  смыслом не может без содрогания в сердце читать, как приводили в исполнение приговор.

"Выходи  советская  голь !" - крикнул  белогвардейский  офицер, - рассчитываться  будем.

Архипа привязали к старому дубу и заставили смотреть на свои злодеяния.

( Иллюстрация из книги Владимира  Лукьяновича  Разумневича  «Степная радуга» )

Один из банды подошёл к Евдокии прикладом ружья с силой ударил в живот, превознемогая  страшную боль Евдокия плюнула в лицо бандиту. Этого было достаточно, чтобы наброситься на свою жертву. Схватили за руки, заломили за спину, стали рвать волосы, вырубили нос, выбили зубы.

     Слёзы смешались с кровью, покрыли лицо и грудь, штыками кололи живот, таким образом, погиб ещё один член семьи. Когда всё было кончено, с этой мужественной женщиной, был расстрелян и Архип.  К телам расстрелянных  привязали мешки с песком и сбросили в озеро.

       Широкая поляна, заход солнца, да озеро с водой, старый дуб и никем не замеченный пастух, были свидетелями этого зверства 

  Там они захоронены… И сестренка моя, Дуняша, и муж ее Архип, и отец наш… Сразу всех троих лишились. А еще ребеночка, который мог быть… Дуняша, помню, не раз сказывала: «Верь, Татьянка, богородица наша с косичками — это она меня так называла, — мальчик у нас скоро народится». Уж очень им с Архипом сынка хотелось».

Слова эти, тяжелые и горькие,бабушка роняет с печальным вздохом, смахивает краем платка слезу, осторожно трогает меня за плечо

     Так я узнала, как погибла эта мужественная семья, первый председатель комитета бедноты  - женщина. Они боролись за революцию, за власть советов, за светлое будущее всего  человечества.

 

         ( Иллюстрация из книги Владимира  Лукьяновича  Разумневича  «Степная радуга» ) .Последнюю ночь перед гибелью, муж с женой провели в Горяйновке, в сарае жителя села Губарева С.И. Жители с.Горяйновка показали мне здание ,где провели  последнюю ночь перед гибелью Евдокия с мужем Архипом. Оно сохранилось до сегодняшнего дня . Я с мужем Володи побывали около него.  Каждый  из нас думал о непростой судьбе нашей родственницы.

        Каждое утро, отправляясь в школу, я иду улицей, названной именем Евдокии  Архиповны. Вновь виденья далёкой поры посещают меня, наполняя моё сердце воспоминаниями. Пытаюсь постичь ход времён, понять своё место в этом мире.

Нравственным камертоном служит людям память о прошлом.

Пока мы помним, мы живём!

Литература.

1.В.Л.Разумневич «Степная радуга»

2.Личная беседа с В.Н.Шамариным,

3.Воспоминания Т.А.Шамариной (Калягиной),

 4.Фотографии из домашнего архива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Саратовская губерния в Отечественной войне 1812 года

В презентации показана роль Саратовской губернии в Отечественной войне 1812 года....

урок тренинг по теме «Культура России и Саратовской губернии в первой половине XIX века»

В ходе урока учащиеся должны прийти к выводу, что именно культура первой половины 19 века сделала скачек в развитии России и встала вровень с культурой наиболее развитых стран....

Социально-значимый проект "Отечественная война 1812 г. и Саратовская губерния"

Øформирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа; Øвоспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкрет...

Конспект урока экологии 5 класс "Кто живет в воде" программа региональная Саратовской области учебник ;В.И..Строганов Т.И.Сухова

Цель урока: дать представления о водной среде обитания и её обитателях.Задачи: 1.познакомить учащихся с видодовым  многообразием и условиями жизни растений и животных в воде.      ...

Саратовская губерния в конце XVIII века

презентация к уроку краеведения в 9 классе...

Презентация "Символы Саратовской губернии"

В презентации предоставлены материалы о символах Саратовской губернии....

Презентация. "Сарпиноткацкое производство Саратовской губернии

Знакомство с сарпиноткацким производством Саратовской губернии...