Актуальные вопросы подготовки к ОГЭ по химии в 2020 году
учебно-методический материал
Выступление по теме: Актуальные вопросы подготовки к ОГЭ по химии в 2020 году
Скачать:
Предварительный просмотр:
Актуальные вопросы подготовки к ОГЭ по химии в 2020 году
Курочка Юлия Васильевна, учитель химии
МАОУ «Бутовская СОШ № 2»
Государственная итоговая аттестация по химии является экзаменом по выбору выпускников в 9 и 11 классах. По итогам ЕГЭ и ОГЭ выявляется уровень освоения каждым экзаменуемым образовательных программ по химии, соответствующих Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни).
В 2020 году 9 класс оканчивают школьники, которые по всем предметам обучались в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Поэтому ФИПИ пересматривает модель экзамена по химии и вносит изменения в КИМы ОГЭ. Новые задания проверяют практические умения по ФГОС: поиск и анализ информации, решение коммуникативных задач, объяснение и рассуждение с опорой на факты.
ОГЭ по химии в 2020 году проводится в письменной форме с проведением реального химического эксперимента.
Предлагаемая в 2020 году модель КИМ является переходной, т.е. включающей задания как экзаменационной модели 2019 года, так и задания перспективной модели 2021 года. Такой подход позволяет постепенно переориентировать подготовку экзаменуемых на новые модели заданий. Главной особенностью экзаменационного варианта 2020 года является наличие в нём двух заданий, предполагающих составление уравнений двух реакций и проведение, в соответствии с ними, реального химического эксперимента.
В экзаменационную работу 2020 года по сравнению с работой̆ 2019 года внесены следующие изменения:
1. В целях повышения деятельностной составляющей заданий увеличена доля заданий с множественным выбором ответа (6, 7, 12, 14, 15) и заданий на установление соответствия между позициями двух множеств (10, 13, 16).
2. Добавлено задание 1, предусматривающее проверку умения работать с текстовой информацией, отражающей различия в содержательной нагрузке понятий. В задании требуется выбрать два утверждения, в которых химический термин используется в определенном смысловом значении.
3. Из части 1 экзаменационного варианта исключено задание, проверяющее сформированность знаний по разделу «Первоначальные сведения об органических веществах».
4. В часть 2 включено задание 21, предусматривающие проверку понимания существования взаимосвязи между различными классами неорганических веществ и сформированности умения составлять уравнения реакций, отражающих эту связь. Ещё одним контролируемым умением является умение составлять уравнения реакций ионного обмена, в частности сокращённое ионное уравнение.
5. В экзаменационный̆ вариант добавлена обязательная для выполнения практическая часть, которая включает в себя два задания: 23 и 24. В задании 23 из предложенного перечня необходимо выбрать два вещества, взаимодействие с которыми отражает химические свойства указанного в условии задания вещества, и составить с ними два уравнения реакций. Задание 24 предполагает проведение двух реакций, соответствующих составленным уравнениям реакций.
Работа состоит из двух частей.
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, подразумевающих самостоятельное формулирование и запись ответа в виде цифры или последовательности цифр. Максимальный первичный балл – 24; процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 40 составляет 60%.
Часть 2 содержит 5 заданий:
3 задания этой̆ части подразумевают запись развёрнутого ответа,
2 задания этой части предполагают выполнение реального химического эксперимента и оформление его результатов. Максимальный первичный балл – 16; процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 40 составляет 40%.
Итого: 24 задания; максимальный первичный балл – 40; процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 40 составляет 100%.
На выполнение работы по химии отводится 3 часа (180 минут). Ответы к заданиям 1-19 записываются в виде одной цифры или последовательности цифр. К заданиям 20-23 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и расчёты. Задание 24 предполагает выполнение эксперимента под наблюдением учителя.
Оценивание выполнения задания 24 осуществляется непосредственно при выполнении участником экзамена задания в аудитории двумя экспертами, оценивающими выполнение лабораторных работ, независимо друг от друга. Максимальный̆ балл за выполнение задания 24 – 2 балла.
Баллы ОГЭ по химии
За успешное выполнение заданий по химии ОГЭ-2020 обучающийся сможет получить 40 тестовых баллов:
Задание | Балл |
1-5 | 1 |
6 | 2 |
7-9 | 1 |
10-11 | 2 |
12 | 1 |
13 | 2 |
14-17 | 1 |
18 | 2 |
19 | 1 |
20 | 3 |
21 | 4 |
22 | 3 |
23 | 4 |
24 | 2 |
Для перевода тестового балла ОГЭ по химии в пятибалльную отметку ФИПИ рекомендует пользоваться следующей таблицей соответствия:
Балл | Отметка |
0-9 | “2” |
10-20 | “3” |
21-30 | “4” |
31-40 | “5” |
На экзамене можно использовать:
- непрограммируемый калькулятор;
- таблицу Менделеева;
- электрохимический ряд напряжений металлов;
- таблицу растворимости в воде солей, кислот и оснований;
- черновик (все записи, сделанные на черновике, не рассматриваются при оценивании, поэтому можно смело записывать на листах все, что необходимо, и не бояться исправлять ошибки).
Задания ГИА-9 охватят все разделы, изученные в рамках новой программы:
- основные понятия;
- закон и таблица Менделеева;
- строение вещества;
- химические реакции;
- экспериментальная химия.
При этом наибольшее количество вопросов (по 7) приходится на темы «Строение вещества» и «Химические реакции».
Распределение заданий по уровням сложности будет следующим:
- Базовый уровень – 14 заданий
- Повышенный уровень -5 заданий
- Высокий уровень -5 заданий
Разберем некоторые примеры заданий высокого уровня:
Задание 23 является практико-ориентированным, ориентировано на проверку умений планировать проведение эксперимента на основе предложенных веществ; описывать признаки протекания химических реакций, которые следует осуществить; составлять уравнения этих реакций.
Например:
Дан раствор сульфата магния, а также набор следующих реактивов: цинк; соляная кислота; растворы гидроксида натрия, хлорида бария и нитрата калия.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата магния, и укажите признаки их протекания.
Вариант решения:
Составлены уравнения двух реакций, характеризующих химические
свойства сульфата магния, и указаны признаки их протекания:
1) MgSO4 + BaCl2 = BaSO4 + MgCl2
Признак реакции: выпадение белого осадка
2) MgSO4 + 2NaOH = Mg(OH)2 + Na2SO4
Признак реакции: выпадение белого осадка
Задание 21 предусматривает проверку понимания существования взаимосвязи между различными классами неорганических веществ и сформированности умения составлять уравнения реакций, отражающих эту связь. Умение решать неорганические цепочки требует глубоких знаний химических свойств неорганических веществ и понимания взаимосвязи свойств неорганических веществ. Ещё одним контролируемым умением является умение составлять уравнения реакций ионного обмена, в частности сокращённое ионное уравнение.
Например:
Вариант решения:
Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:
1) Fe(NO3)2 + 2NaOH = Fe(OH)2 + 2NaNO3
2) 4Fe(OH)2 + 2H2O + O2 = 4Fe(OH)3
3) 2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O
Составлено сокращённое ионное уравнение первого превращения:
4) 2OH– + Fe2+ = Fe(OH)2
Интерес к естественным наукам растет с каждым годом, а значит и численность девятиклассников, которые выбрали в 2019-2020 учебном году химию как один из предметов ОГЭ по выбору, тоже увеличится. ОГЭ по химии, вероятно, станет существенно более сложным экзаменом. Хорошо это или плохо? С одной стороны, ОГЭ по химии требует теперь более серьезной подготовки. С другой стороны, выпускники будут больше подготовлены к сдаче ЕГЭ по химии в 11 классе - довольно сложного экзамена, потому что в прошлые годы существовал серьезный диссонанс между сложностью экзамена в 9 и 11 классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные вопросы подготовке к ЕГЭ по физике.
Презентация - выступление на конкурсе проектов. Отражает основные моменты подготовки данного проекта....
Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ
В данной статье рассмотрены основные вопросы ЕГЭ, вызывающие затруднение...
Рекомендации учащимся 11 класса при подготовке к ЕГЭ по химии в 2020-2021 учебном году
Данный материал помогает учащимся разобраться с трудностями в заданиях части С1, С2, С3, С4, С5. Направляет на повторение материала за курс основной школы по химии....
Актуальные вопросы подготовки к ГИА по биологии
Актуальные вопросы подготовки к ГИА по биологии...
Методическая разработка "Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по литературе (работа над частью С)"
Данная методическая разработка поможет учителю русского языка и литературы подготовить учащихся 11 класса к письменной части экзамена по литературе.Прежде чем перейти к просмотру презентации, во...
Анализ результатов ОГЭ по химии в 2019 году в Свердловской Области и правила проведения ОГЭ по химии в 2020 году
Анализ результатов ОГЭ по химии в 2019 году в Свердловской Области и правила проведения ОГЭ по химии в 2020 году вебинар по адресу https://www.youtube.com/watch?v=RrMJBZAI2zg&feature=e...