Конкурс "Учитель года России-2021" Методический семинар
материал
Конкурс "Учитель года России-2021" Методический семинар
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
Стаценко Веры Викторовны, учителя истории и обществознания
МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 8 села поселка Катасон Буденновского района”Ставропольского края
«Технология проблемно-диалогического обучения на уроках истории и обществознания, как средство повышения уровня мотивации учащихся»
Большие изменения произошли в нашей жизни в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные технологии. Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания учителя и повторяющий учебник. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе.
С началом реализации новых стандартов в 5 и 6 классах возникли затруднения: у учащихся был выявлен недостаточный уровень мотивации, необходимо было продолжить работу по формированию компетенций. Основой для решения указанных затруднений по повышению уровня мотивации мною была выбрана технология проблемного диалога, в результате которого повышается уровень мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания.
Меня заинтересовала проблема повышения уровня мотивации обучающихся. Возникла необходимость создания условий для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Для этого нужно приблизить школьников к их главной цели- формированию желания и умения учиться, развивать познавательную и творческую активность. Выше изложенное свидетельствует об актуальности темы моего педагогического опыта.
В соответствии с компетентностным подходом я определила цель своей педагогической деятельности : повышение мотивации учащихся через использование проблемного диалога на уроках истории и обществознания.
С учетом поставленной цели я определила следующие задачи:
1) изменить характер и уровень деятельности учащихся на уроке: расширить зоны индивидуальной активности ребёнка, увеличить долю коммуникативной практики в процессе диалога «учитель - ученик», «учитель - ученики», «ученик – ученик»
2) выстраивать субъект-субъектные отношения в учебной деятельности.
3) в содержание учебного материала включить использование элементов диалога, дискуссии; реализовывать принцип новизны материала, обосновывать практическую значимость коммуникативных умений в жизни учащихся
В основу опыта легла технология проблемного диалога, разработанная Еленой Леонидовной Мельниковой , лауреатом премии правительства РФ в области образования, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры начального и дошкольного образования Академии ПК и ППРО. Новизна состоит в том, что она даёт развёрнутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы.
В отличие от традиционного обучения, где формирование компетенций идет через усвоение уже готовых результатов научного познания, основная цель проблемно- диалогического обучения - овладение компетенциями через активизацию самостоятельной поисковой, творческой, исследовательской деятельности.(таблица 1)
Диалог – это особая среда, в которой многие учащиеся чувствуют себя раскрепощенно и комфортно. В дружественной, понимающей атмосфере они обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.
«Диалог на уроке – это тот мостик, на котором и учитель, и ученик встречаются как равноправные участники педагогического процесса, учебный диалог ставит ученика перед необходимостью мыслить.
Возможны разные виды учебного диалога в системе:
учитель – ученики;
учитель – ученик;
ученик – ученик;
ученик – ученики.
В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Вместо объявления темы урок начинается с создания проблемной ситуации – ученикам предъявляются два противоречивых мнения, факта. Осознание противоречия вызывает удивление, а вопросы учителя ориентируют учеников на самостоятельное формулирование учебной проблемы – основного вопроса урока, вытекающего из противоречия. Для уроков истории наиболее характерной является проблемная ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивых фактов (теорий, мнений), после чего учитель произносит следующие реплики побуждающего диалога: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо? Какой возникает вопрос?»
Например, на уроке истории в 7 классе по теме «Реформы Избранной рады»,учитель может начать с двух противоречивых мнений об Иване Грозном - «Ни один князь в христианском мире не внушает большего ужаса, чем он» (Энтони Дженкинсон) и «Отчизны славный сын» (Евгений Широков),ребятам задается вопрос –Что вас удивило? (дети скорее всего ответят- противоположные оценки одного и того же исторического деятеля. Учитель подводит учащихся к теме урока. При работе над темой «Реформы Петра Великого» можно начать с такой фразы -«Реформы Петра Великого- шаг к цивилизации или насилие?».Таким образом, в самом начале урока дети испытывают удивление, это побуждает их к активной учебной деятельности на уроке, к поиску новых знаний, для того чтобы понять почему реформы Петра I имеют разную оценку в истории.
Урок истории 7 класс
Тема урока «Реформы Избранной рады »
Анализ | учитель | Ученик |
Предъявление противоречивых мнений Побуждение к осознанию Побуждение к проблеме урока | -Прочитайте на доске две оценки одного и того же исторического деятеля -Что вас удивило? Какое противоречие? -Как вы думаете, о ком идет речь? Какая будет тема урока? Тему урока учитель фиксирует на доске. | «Ни один князь в христианском мире не внушает большего ужаса, чем он» (Энтони Дженкинсон) «Отчизны славный сын» (Евгений Широков) Даны противоположные оценки одного и того же исторического деятеля (осознание противоречия) Наверное, «Иван Грозный» |
Урок истории 7 класс
Тема урока «Реформы Петра Великого»
Анализ | Учитель | Ученик |
Предъявление противоречивых мнений Побуждение к осознанию Побуждение к проблеме урока | «Реформы Петра Великого- шаг к цивилизации или насилие?» Что вас удивляет? Какое противоречие налицо? А какая оценка является верной? А что нам надо сделать? А какой возникает вопрос? Так какая тема урока? | Разные оценки реформ Петра Реформы оценены прогрессивно и реформы не дали России ничего. Мы не знаем. Надо познакомиться с реформами Петра Первого. Прогрессивны или не прогрессивны реформы Реформы Петра Первого. |
Противоречия могут быть использованы разнообразные. Например:
- Пакт Молотова-Риббентропа-необходимость или преступный сговор?
- Является ли экономический рост безусловным благом для людей?
Такие виды уроков как беседа, спор, эвристическая беседа, дискуссия, учебные игры, сюжетно – ролевые игры, проблемные ситуации, урок – исторический портрет, викторины активно используются мною и способствуют формированию коммуникативной компетенции учащихся как одной из задач модернизации школьного образования.
Учебная дискуссия также призвана развивать у учащихся мыслительные, коммуникативные способности, культуру общения, умение аргументировать, владение терминологией по предмету. Данная форма организации урока не только не потеряла своей актуальности на уроках истории, но и стала значительно многообразнее. В своей практике элементы дискуссии я начинаю применять в 5- 6-х классах, а в 7-х классах используются такие формы дискуссии как «Дебаты», «Круглый стол», «Диспут».
Вопросы – Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? – Вопрос был один? А сколько мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили? – Почему так получилось? Чего мы не знаем? – Вы сначала как думали? А как на самом деле? – Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Выбрать подходящее: – Какой возникает вопрос? – Какая будет тема урока? (такие вопросы должны быть постоянными на уроке).
Уроки, построенные на технологии проблемно-диалогического обучения способствуют развитию у обучающихся:
· способности самостоятельно ставить цель и предполагать способы ее решения;
· самостоятельности в поиске учебного материала;
· развитию мышления обучающихся;
· способности высказывать и аргументировать свою позицию;
· способности работать в группе, выслушивать аргументы товарищей, вести цивилизованную дискуссию, что в полной мере отражает требования стандарта.
Вместе с тем хочется предостеречь:
Проблемный диалог – это не система наводящих вопросов и хоровые ответы учащихся. Вопросы для диалога нужно заранее тщательно продумывать и прогнозировать возможные ответы учащихся.
Подготовка уроков по ПДО – большой труд!
Желательно, чтобы работа велась с начальной школы , соблюдая преемственность. Можно «уйти в сторону», увлекаясь творческой деятельностью и упуская сущность изучаемых явлений.
За последние три года я отметила положительную динамику. Проведённый анализ уровня обученности позволяет сделать вывод, что при стабильной 100% успеваемости уровень качества знаний повысился. Увеличилось количество ребят, желающих участвовать в конкурсах и олимпиадах разного уровня по предметам. Мои учащиеся являются победителями и призерами конкурсов на муниципальном и краевом уровнях.
Таким образом, опыт работы по данной теме показывает, что применение проблемно-диалоговой технологии дает положительные результаты повышения уровня мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания. Проблемный диалог способствует повышению познавательной и социальной деятельности обучающихся, развитию активизации мыслительной деятельности, заинтересованности в обучении, расширению кругозора, возможности осознанно получать знания и использовать их. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Учитель года - 2016" Методический семинар.
Проектная деятельность на уроках биологии и внеурочное время....
Конкурсное задание муниципального конкурса "Учитель года - 2016" "Методический семинар"
демонстрация своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС...
Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Методический семинар.
Мультимедийная презентация на тему"Использование метода мини-проектов на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС". В своей презентации я подробно остановилась на методе мини-прое...
Конкурс "Учитель года-2019" Методический семинар
Методический семинар...
Муниципальный этап "Учитель года 2020" методический семинар
Методический семинар...
сертификат за участие 26 ноября 2020 года в онлайн-семинаре «Как научить студентов учиться» с докладом «Как заинтересовать студентов на дистанционном обучении?»
Сертификат за участие 26 ноября 2020 года в онлайн-семинаре «Как научить студентов учиться» с докладом «Как заинтересовать студентов на дистанционном обучении?»...