ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
учебно-методическое пособие
Качество образования сегодня является стратегическим фактором общественного развития. В Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» правительству поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству образования. Достижение этой цели связано с эффективным развитием образовательных организаций и ростом качества образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ.
Качество образования сегодня является стратегическим фактором общественного развития. В Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» правительству поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству образования. Достижение этой цели связано с эффективным развитием образовательных организаций и ростом качества образования.
Повышение качества образования - важнейшая задача в условиях рыночной экономики, конкуренции, демографических преобразований общества, и оно может быть достигнуто только путем целенаправленной и систематической работы, которая позволит гарантировать достижение положительных изменений в развитии каждого обучающегося, формирование всех определенных во ФГОС необходимых компетенций, создание механизмов реализации потенциала образования как социального лифта.
Трудно найти такой педагогический коллектив школы, который бы не декларировал свое стремление дать учащимся качественное образование. При этом «качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей». Этот вывод был сделан известной консалтинговой компанией "МакКинзи" изучивших результаты деятельности систем образования целого ряда стран мира с целью установления глубинных причин, порождающих различия в качестве образования и динамике его изменения. В исследовании показано, что высоко эффективные школьные системы, разительно отличаясь друг от друга по структуре и содержанию обучения, сосредоточивали внимание на повышении качества работы учителя, поскольку именно этот фактор оказывает прямое влияние на образовательный уровень учеников. Следовательно, если мы заинтересованы в качестве образования, мы должны повысить профессиональные качества самих педагогов. Надо создать все необходимые условия, чтобы перевести систему образования из состояния «вчера» в состояние «завтра». Это требует изменений комплексного управления качеством особенно в зоне методического сопровождения педагогов и педагогических коллективов в целом.
Создание системы эффективного методического сопровождения за счет перехода на новые модели оказания адресной помощи педагогическим коллективам, педагогическим работникам и управленческим кадрам связано с формированием системы непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров заложенной в рамках национального проекта «Образование».
Таким образом, целью создания модели управления профессиональным развитием педагогических коллективов является создание условий для осознания каждым учителем необходимости совершенствовать свое профессиональное развитие в условиях системных преобразований профессионально-педагогической деятельности.
Можно выделить следующие принципы организации профессионального развития педагогов, представленных в серии аналитических материалов Института образования НИУ ВШЭ:
- Профессиональное развитие направлено на устранение тех профессиональных дефицитов, которые не позволяют учителю и всему педагогическому коллективу эффективно справляться с учебными и поведенческими проблемами учащихся.
- Результатом профессионального развития должны стать изменения практики преподавания и учебной деятельности учащихся, снижающие риск школьной неуспешности.
- В ходе мероприятий профессионального развития учитель и педагогический коллектив в целом производит анализ учебных и поведенческих проблем учащихся, приводящих к школьной неуспешности, и рефлексию собственных профессиональных дефицитов.
- Профессиональное развитие осуществляется в процессе совместной деятельности учителей и без отрыва от преподавательской практики.
- Профессиональное развитие учителей целенаправленно планируется администрацией и является частью стратегии школы по повышению учебных результатов.
- Совместные педагогические исследования, трансформация педагогической практики, осуществляемые в ходе освоения новых образовательных технологий, поддерживаются администрацией, выполняющей роль педагогического руководства или лидерства.
- Совместные педагогические исследования, трансформация педагогической практики в ходе освоения новых образовательных технологий осуществляются с участием опытных и высоко профессиональных учителей, выполняющих обязанность наставников, кураторов или консультантов.
- В школе создаются возможности для максимального расширения доступа педагогов к ресурсам профессионального развития, обмену профессиональным опытом, необходимым для освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания учащихся с рисками школьной неуспешности.
Рассмотрим создание районной модели управления профессиональным развитием педагогических коллективов на примере опыта ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга, где разработан проект, направленный на профессиональное развитие педагогических коллективов школ, демонстрирующих низкие образовательныке результаты.
Основанием для разработки проекта «Школа – Школе» послужили проблемы, выявленные в ходе проведенного в образовательных организациях анализа действующих подходов к организации и управлению качеством образования:
- Недостаточная работа по мотивации всех участников образовательного процесса на его качество: учащихся, учителей, родителей.
- Незначительность изменений на протяжении нескольких лет в качественных показателях успеваемости обучающихся в образовательных организациях.
Основной принцип отбора, ограниченного количества школ из исходного списка заключается в том, что выбранные школы должны впоследствии быть источниками практического опыта для других школ района, поэтому отобранные школы должны по возможности максимально широко представлять многообразие школ района.
Для реализации этого принципа школы из исходного полного списка, полученного на начальном этапе, группируются по схожим признакам, а затем из каждой из получившихся групп выбирается небольшое число представителей для включения в проект. Группировка школ осуществляется на основе комплексного анализа данных о результатах оценочных процедур. Кроме этого при выборе школ для включения в проект учитывается вся дополнительная информацию о школах.
Таким образом выявление общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, реализуется в три этапа:
1) формирование начального списка рисковых школ посредством использования данных федеральных мониторинговых процедур, реализуемых на разных уровнях образования для анализа качества освоения образовательными организациями программ общего образования: Всероссийских проверочных работ (BПP), Основного государственного экзамена (ОГЭ), Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
2) проведение комплексного анализа данных с целью группировки школ со схожими показателями, такими как: доля слабо успевающих обучающихся; местонахождением школ, транспортная доступность; дефицит кадров и базовой инфраструктуры.
3) отбор школ для участия в проекте выполняется с учётом мнения регионального оператора.
Участие регионального оператора на итоговом этапе отбора образовательных организаций обусловлено долгосрочным характером управленческих решений, направленных на поддержку школ с низкими образовательными результатами. Выбор школ на этом этапе может опираться на информацию о квалификации директоров школ и их готовности включиться в проект, на информацию о расположении школ, учитывающую возможность их посещения специалистом, курирующим реализацию программ помощи в этих школах, а также на иные сведения, которыми располагает район.
Для организации методической поддержки школ с низкими результатами обучения, используется вовлечение школ-наставников и школ-лидеров в процесс обмена опытом через различные формы методического взаимодействия с педагогами и руководителями менее успешных школ и вовлечение учителей этих школ в образовательные процессы (семинары, мастер-классы и др.). Разработка проекта «Школа – Школе» основывается на модели сетевого взаимодействия и предусматривает совершенствование системы сетевого взаимодействия школ с разным уровнем качества результатов обучения. Профессиональное развитие педагогов должно происходить не только в рамках прохождения ими курсов повышения квалификации. В значительной степени на профессионализм педагога оказывает влияние его повседневная профессиональная деятельность, в том числе общение с коллегами. Таким образом, для обеспечения повышения компетентности учительского корпуса в целом по району должна быть выстроена система, позволяющая основной массе педагогов регулярно получать методическую поддержку и консультации от более опытных и квалифицированных коллег.
В задачи методических служб помимо консультирования входит мониторинг профессиональных компетентностей учителей, а также сопровождение учителей, завершивших обучение по дополнительным образовательным программам.
Системообразующими основаниями модели сетевого взаимодействия являются:
- внимание к результатам самообследования школы;
- акцент на повышение качества преподавания и развитие педагогического сотрудничества;
- адресная помощь на основе учета внешних и внутренних условий функционирования школы.
Особую значимость для успешной реализации программ помощи представляет работа в самих образовательных организациях, а именно их переход в эффективный режим работы или (используя терминологию зарубежных систем образования) их преобразование в профессиональное сообщество обучения. Профессиональное сообщество обучения представляет собой активное взаимодействие педагогов школ для улучшения качества преподавания и нуждаются в серьезной поддержке со стороны органов управления образованием.
Ожидаемые результаты Проекта
- Создание профессиональных сообществ, в которых педагоги обмениваются профессиональным опытом и развивают навыки преподавания.
- Разработка и внедрение эффективных механизмов методической помощи школам с низкими результатами обучения
- Разработка и внедрение механизмов мониторинга динамики образовательных результатов школ с низкими результатами обучения
- Повышение качества знаний обучающихся и среднего балла по результатам реализации образовательных программ
- Повышение уровня квалификации педагогических и управленческих кадров школ, повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов.
- Развитие механизмов управления качеством образования внутри школы
Литература:
- Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / И. В. Абанкина, А. А. Беликов, О. С. Гапонова, И. Д. Фрумин и др.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2017. — 112 с. — 300 экз. — (Современная аналитика образования. № 3 (20)).
- Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Редакция "МакКинзи", 2008. 59 с
- Пакет экспертно-аналитических и научно-методических материалов в области использования современных образовательных технологий обучения и воспитания учащихся с рисками школьной неуспешности, применимых в школах с низкими образовательными результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, и способов их распространения через практики профессионального развития педагогов, Москва 2018г.
- Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе. Е.Н.Куксо, Москва 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогической конференции. Развитие педагогического потенциала как фактора обновления качества образования.
О технологии повышения качества образования по истории....
Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.
Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...
Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.
Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...
Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.
Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...
2017Выступление на педагогическом совете на тему «Система работы мо учителей математики по развитию компетентности педагога как фактор повышения качества образования»
2017Ипатова Выступление на педагогическом совете на тему «Система работы мо учителей математики по развитию компетентности педагога как фактор повышения качества образования»...
Профессиональное развитие педагога как необходимое условие повышения качества образования в современной школе
Презентация к педсовету по теме "Профессиональное развитие педагога как необходимое условие повышения качества образования в современной школе"Цель педсовета "Повышение моти...