Этапы реализации информационно-познавательного проекта.
статья (7, 9 класс)

Бусурина Алёна Николаевна

Статья раскрывает основные требования к проектной деятельности в школе на примере проектов информационно-познавательного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_inf.-poznavat._proekt_-_busurina_.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Бусурина А.Н.

Этапы реализации информационно-познавательного проекта.

Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, направленного на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующего развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющего знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщающего к конкретным жизненно важным проблемам. Работа над проектом позволяет школьникам проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

В настоящее время индивидуальный проект выступает как форма диагностики уровня сформированности комплекса универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся 7 класса:

 - регулятивных УУД, направленных на формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- коммуникативных УУД, направленных на организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

- познавательных УУД, направленных на практическое освоение обучающимся основ проектно-исследовательской деятельности, развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией, практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры.

Рассматривая такой тип проектов, как информационно-познавательные, следует отметить, что они направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, требующем освещения, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты могут интегрироваться в исследовательские проекты и стать их органичной частью, модулем.

Подготовка и выполнение информационно-познавательного проекта предполагает следование определенной структуре, которая может быть обозначена следующим образом:

- определение темы проекта;

- обозначение проблемного поля, выявление некой потребности, которая должна быть удовлетворена в процессе работы;

- определение цели проекта, предмета информационного поиска;

- построение алгоритма деятельности;

- поиск источников и сбор информации (работа с литературой, библиотечным фондом, СМИ, электронными базами данных, интервьюирование, анкетирование);

- выбор способов обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы, создание собственной системы хранения информации);

- оформление результатов информационного поиска для представления широкой аудитории (создание проектного продукта, которым могут стать, к примеру, доклад, аннотация, публикация в СМИ или в Интернете, методическое пособие, телеконференция, электронная газета или журнал, справочник, словарь, дневник путешествий, главы из учебника (несуществующего), путеводитель, буклет, компьютерная анимация, инструкция, карта, видеоролик и другое) ;

- презентация (публикация, в том числе в сети Интернет, обсуждение в телеконференции, представление аудитории и т. п.);

- оценивание проекта, включающая анализ результатов выполнения проекта и оценка качества его выполнения.

Необходимо заметить, то для успешной интеграции метода проектов в учебный процесс целесообразно соблюдать некоторые условия.

По-настоящему ценный вклад в формирование личности обучающегося работа над проектом может сделать только тогда, когда она является для ребенка личностно значимой, когда ее тема вызывает неподдельный интерес школьника, когда он имеет возможность реализовать свои познавательные мотивы.

Важным средствами реализации образовательного проекта является совместная творческая деятельность учащегося и педагога, где ученик и учитель – равноправные партнеры. Подчеркнем, что инициатором сотрудниччества и активной стороной взаимодействия является именно школьник.

    После выбора темы наставнику следует помочь учащемуся с осмыслением проблемы и постановкой цели работы. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы. Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также ему необходимо заранее решить, чего он хочет добиться в итоге. Это поможет ребенку представить себе ожидаемый результат, который будет впоследствии воплощен в проектном продукте. Продукт создается автором в ходе работы и также становится средством решения проблемы проекта.

   Выбрав тему, поняв суть проблемы, сформулировав цели и задачи, определившись с продуктом, учащийся под руководством наставника составляет план (график) подготовки и выполнения проекта, включающий следующие этапы: организационный, выполнение проекта, защита проекта, оценивание проекта. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта разбивается на отдельные этапы со своими промежуточными заданиями для каждого из них; определяются способы решения этих задач и подбираются ресурсы.

   Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

   Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций, и оформление приложений.

   Следующим этапом является презентация проекта. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.

Заключительный этап работы над индивидуальным проектом  -  это его оценка. Отметим, что самооценивание хода и результата работы необходимо производить не только на завершающем, но и на промежуточных этапах работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах — это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью). С критериями оценивания учащихся следует ознакомить заранее, в самом начале работы над проектом. Они являются для ученика своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы реализации проекта

Основные этапы реализации ученического проекта...

Приложение 1. Сроки и этапы реализации проекта.

Приложение 1. Проект от  "Я" до "Мы"....

Информационно-познавательный проект «Старинные русские меры длины»

Проект «Старинные русские меры длины» знакомит с единицами древнерусских мер длины. Автор обращается к истории преобразований  старинных мер длины, также показал, что  множество ...

Информационно-познавательный проект "БЕЗМОЛВНАЯ АРКТИКА. (РОССИЙСКИЙ СЕКТОР АРКТИКИ)"

Богата природа Арктики, но суровые условия не позволяли долгое время в полном объеме исследовать ее недра. В связи с тем, что исследования Арктики сегодня становятся всё актуальнее, я решил рассмотре...

Информационно-познавательный индивидуальный проект по теме "Рейтинг мобильных приложений"

В своей работе «Рейтинг мобильных приложений», автор выясняет историю мобильного интернета, мобильных приложений, анализирует основные виды мобильных приложений, рейтинги мобильных приложе...

Информационно-познавательный индивидуальный проект "Безопасность в интернете"

В своей работе «Безопасность в интернете», автор исследует скрытые и открытые угрозы интернета, анализирует классификацию интернет-угроз, выделяет способы защиты от интернет-угроз. В своем...

Аркадий Гайдар - обыкновенная биография в необыкновенное время. Информационно-познавательный школьный проект

Информационно-познавательный школьный проект "Аркадий Гайдар - обыкновенная биография в необыкновенное время" рассказывает о личности и творчестве писателя. Имеется продукт (презентация)....