Выступление по теме "Работа с текстом"
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Существует мнение, что каждый человек умеет читать любые тексты. Но так ли это на самом деле. Попробуем прочитать текст. (текст по биологии)
Легко пересказать этот текст? А понять ребёнку?
Гёте сказал? «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникает из-за неумения ученика понимать прочитанное.
Особенно актуальнооб этом говорить в век новых технологий, когда важно не только уметь читать и ориентироваться в большом потоке информации, но и уметь анализировать её и использовать в жизни.
Работа с текстом после чтения
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
На этом этапе проводится
1. Смысловая беседа по тексту. Можно использовать: коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских истолкований произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста.
2. Знакомство с писателем. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, и обсуждение его смысла. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Учащихся очень привлекают творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Учителю предоставляется богатый выбор творческих заданий: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства. Развитию творческого воображения способствуют такие задания, как составление диафильма, киносценария, комикса по тексту; творческий пересказ; иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов; чтение по ролям, инсценирование, драматизация.
Приём составления кластера.
Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем материал по категориям. Правила очень простые. В центре записываем слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаем в определенном порядке, т.е. гроздями.
Приём «Логической цепочки». На уроках литературы после чтения текста предлагаю учащимся выстроить события в логической последовательности. Данный прием помогает при пересказе текстов.
Приём «Написание синквейна». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы: на первой строчке записывают одно слово – существительное. Это есть тема синквейна; на второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; на третьей строке записывают тему глагола (формы его, или краткие прилагательные), описывающего действия, относящиеся к теме синквейна; на четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка - это слово резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть эмоциональной.
Учитель выбирает творческие задания, учитывая:
– художественные задачи текста (например, многие рассказы К.Г. Паустовского помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что уместно выбрать творческое задание, связанное со сферой воображения: иллюстрирование, творческий пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование.);
Необходимо учитывать
– особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка (например, к рассказам К.Г. Паустовского можно дать творческие задания по группам, дифференцировать их на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование);
Также творческое задание зависит от
– учебных задач урока (например, если учитель сосредоточился на развитии устной речи, следует выбрать соответствующие задания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
E:\Текст выступления на семинаре "Роль толерантного воспитания на уроках кубановедения".docx
E:\Текст выступления на семинаре "Роль толерантного воспитания на уроках кубановедения".docx...
Выступление на методическом объединении по теме: «Работа с текстом на уроках английского языка».
В данной статье я рассказываю, как я работаю с текстами и какие творческие работы предлагаю своим ученикам, для повышения интереса к английскому языку....
Неформальные молодежные движения - текст выступления на районной конференции классных руководителей
Современные дети как сказочные персонажи находятся на распутье. Прямо пойдёшь… направо пойдёшь … налево пойдёшь… Какой выберут путь они в значительн...
Неформальные молодежные движения - текст выступления на районной конференции классных руководителей
Современные дети как сказочные персонажи находятся на распутье. Прямо пойдёшь… направо пойдёшь … налево пойдёшь… Какой выберут путь они в значительн...
Выступление на МО гуманитарного цикла: "Формирование умения работать с текстом учебника в 5 классе".
Выступление на МО....
Текст выступления на родительском собрании "Детская агрессия"
В данном выступлении рассматриваются причины и критерии детской агрессивности; факторы, способствующие становлению детской агрессии в семье; особенности семей агрессивных детей; основные направления к...
Текст выступления и презентация "Предметная образовательная область «Технология» и ее роль в системе школьного образования"
Материалы выступления на областном научно-практическом семинаре "Технологическое образование обучающихся в условиях модернизации российского образования"...