Выступление по теме "Работа с текстом"
учебно-методический материал

работа с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

 Существует мнение, что каждый человек умеет читать любые тексты. Но так ли это на самом деле. Попробуем прочитать текст. (текст по биологии)

Легко пересказать этот текст? А понять ребёнку?

Гёте сказал? «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникает из-за неумения ученика понимать прочитанное.

 

Особенно  актуальнооб этом говорить в век новых технологий, когда важно не только уметь читать и ориентироваться в большом потоке информации, но и уметь анализировать её и использовать в жизни.

 Работа с текстом после чтения

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача учителя  – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

На этом этапе проводится

1.      Смысловая  беседа по тексту. Можно использовать: коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских истолкований  произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста.

2.      Знакомство с писателем. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 

3.       Работа с заглавием, и обсуждение  его смысла. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

         4.Учащихся очень привлекают творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Учителю предоставляется богатый выбор творческих  заданий: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства. Развитию творческого воображения способствуют такие задания, как составление диафильма, киносценария, комикса по тексту; творческий пересказ; иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов; чтение по ролям, инсценирование, драматизация.

Приём составления кластера.

Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем материал по категориям. Правила очень простые. В центре записываем слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаем в определенном порядке, т.е. гроздями.

 

Приём «Логической цепочки». На уроках литературы после чтения текста предлагаю учащимся выстроить события в логической последовательности. Данный прием помогает при пересказе текстов.

Приём «Написание синквейна». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы: на первой строчке записывают одно слово – существительное. Это есть тема синквейна; на второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; на третьей строке записывают тему глагола (формы его, или краткие прилагательные), описывающего действия, относящиеся к теме синквейна; на четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть эмоциональной.

 

Учитель выбирает творческие задания, учитывая:

– художественные задачи текста (например, многие рассказы К.Г. Паустовского помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что уместно выбрать творческое задание, связанное со сферой воображения: иллюстрирование, творческий пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование.);

Необходимо учитывать

– особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка (например, к рассказам К.Г. Паустовского можно дать творческие задания по группам, дифференцировать их на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование);

Также творческое задание зависит от

– учебных  задач  урока  (например, если учитель сосредоточился на развитии устной речи, следует выбрать соответствующие задания).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

E:\Текст выступления на семинаре "Роль толерантного воспитания на уроках кубановедения".docx

E:\Текст выступления на семинаре "Роль толерантного воспитания на уроках кубановедения".docx...

Выступление на методическом объединении по теме: «Работа с текстом на уроках английского языка».

В данной статье я рассказываю, как я работаю с текстами и какие творческие работы предлагаю своим ученикам, для повышения интереса к английскому языку....

Неформальные молодежные движения - текст выступления на районной конференции классных руководителей

       Современные  дети как сказочные персонажи находятся на распутье. Прямо пойдёшь… направо пойдёшь … налево пойдёшь…  Какой выберут путь они в значительн...

Неформальные молодежные движения - текст выступления на районной конференции классных руководителей

       Современные  дети как сказочные персонажи находятся на распутье. Прямо пойдёшь… направо пойдёшь … налево пойдёшь…  Какой выберут путь они в значительн...

Текст выступления на родительском собрании "Детская агрессия"

В данном выступлении рассматриваются причины и критерии детской агрессивности; факторы, способствующие становлению детской агрессии в семье; особенности семей агрессивных детей; основные направления к...

Текст выступления и презентация "Предметная образовательная область «Технология» и ее роль в системе школьного образования"

Материалы выступления на областном научно-практическом семинаре "Технологическое образование обучающихся в условиях модернизации российского образования"...