Ситуационные задачи как иннoвaциoнная теxнoлoгия фopмиpoвaния здopoвoгo oбpaзa жизни
статья
В статье рассмотрен метод кейс-стади, как педагогическая технология, по различным классификациям, отличающимся многоаспектностью и вариативностью подходов. А также ситуационные задачи как разновидность кейс-стади.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Кучерова А.Г.
Ситуационные задачи как иннoвaциoнная теxнoлoгия фopмиpoвaния здopoвoгo oбpaзa жизни
«Причин у любого заболевания две: невежество и лень»
Сократ
С древних времен человечество решало проблемы, связанные с профилактикой болезней, укреплением здоровья и долголетием. Формирование знаний о здоровье необходимо осуществлять с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни для преодоления невежества, о котором говорил ещё Сократ.
Становление понятий о здоровом образе жизни у учащихся в школе осуществляется через содержание, особенно в предметах естественнонаучного цикла и ОБЖ, и инновационные технологии, одной из которых являются ситуационные задачи (СЗ). СЗ – это разбор обучающего практического случая, содержащего проблему.
Наиболее интересными являются ситуационные задачи, решаемые кейс-технологией, иначе их называют: case-study, метод конкретных ситуаций (КС), кейс-метод, метод изучения ситуаций или деловых историй, метод кейсов. Исследователи, работающие с кейс-стади, применяют в своих трудах одновременно по несколько вариантов перечисленных названий метода, не делая четкого смыслового разграничения, используя каждый термин в соответствии с контекстом, применяя русский и английский вариант написания.
Согласно «Энциклопедии образовательных технологий» (Селевко Г.К.), метод кейс-стади рассматривается, как и любая педагогическая технология, по различным классификациям, отличающимся многоаспектностью и вариативностью подходов.
1. Как метод обучения:
- по источникам и способам передачи информации: информационно-коммуникативный, практический, наглядный;
- по характеру и уровню познавательной деятельности учащихся: проблемный, частично-поисковый;
- по характеру деятельности учащихся: активный, творческий;
- в зависимости от характера дидактических задач: метод формирования СДП (системно-дидактического проектирования).
2. Как педагогическая технология, относится к технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности и является разновидностью технологии современного проектного обучения, но имеет более практико-проблемную направленность.
Существуют и другие классификации, по которым можно охарактеризовать кейс-метод как инновационную педагогическую технологию, основанную на субъект-субъектных отношениях, проблемно-моделирующем и исследовательском подходах.
В настоящее время активные методы обучения, в том числе метод case-study, достаточно широко применяются во всем мире, т.к. способствуют развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений.
Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию – case (специально подобранный материал по данной проблеме) и выработать практическое решение. Результат процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Метод конкретных ситуаций относится к неигровым имитационным активным методам обучения. «Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей – навыки групповой работы» [1].
Акцент обучения переносится на самостоятельное получение знаний; демократические отношения между учащимися и преподавателем; психологически комфортную атмосферу для всех участников процесса образования. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки в определенной деятельности.
Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропреобразования.
К сожалению, ни одна из программ не рассчитана на систематическую работу с данной технологией, т.к. она требует много времени не только на проведение занятий и анализ работы, но и на подготовку. Применение её возможно во внеурочное время, как вид проектной деятельности или в сочетании с другими разновидностями ситуационных задач, которые в школьном образовании чаще применяются в виде:
- задач, требующих дополнительной подготовки и поиска соответствующей информации;
- задач, в которых необходимо предложить оптимальные варианты решения, используя свой жизненный опыт и знания, полученные из учебника или на других предметах;
- тестовых задач с одним или несколькими вариантами ответов.
Предложенные выше варианты ситуационных задач можно использовать в виде домашнего задания, а анализировать на уроке или решать их во время занятий. Метод решения ситуационных задач, их преимущественно интегративное содержание позволяет создать на уроке доброжелательные отношения, развивать коммуникативные навыки, снять напряжение и эмоционально разгрузить урок. Эффективнее применение всего комплекса разновидностей ситуационных задач, что позволит довести знания учащихся, в той или иной области, до глубокого понимания и осознания любой проблемы, увеличит вероятность использования готовой схемы решений, разовьет навыки решения более серьезных проблем, что особенно необходимо при формировании знаний о здоровом образе жизни.
Литература
1. Долгоруков А. М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]/ Долгоруков А. М. Лекции. Режим доступа: http://www.vshu.ru
2. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий /Под ред. А.М. Долгорукова, М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. – С.21-44.
3. Шимутина Е.Н. Кейс-технологии активного обучения // Учитель – 2006. – №3. – С. 29-30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок решения ситуационных задач по теме "Плотность вещества"
В современной школе, где учитель должен не передать сумму знаний своим ученикам, а научить их эти знания "добывать", ситуационные задачи должны занять достойное место в методическом арсенале учителя.С...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-162365-1355242507.jpg)
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ По разделу № 3 «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»
8 ситуационных задач для закрепления материала по теме "Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи"....
использование ситуационных задач на уроках химии
Презентация к практико-ориентированному семинару "Использование ситуационных задач на уроках химии"...
Ситуационные задачи по БЖД по теме "Оказание первой доврачебной помощи"
Решение ситуационных задач на уроках БЖД по теме "Оказание первой доврачебной помощи....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/05/picture-1089676-1543968539.jpg)
Ситуационные задачи как иннoвaциoнная теxнoлoгия фopмиpoвaния здopoвoгo oбpaзa жизни
Становление понятий о здоровом образе жизни у учащихся в школе осуществляется через содержание предмета и инновационные технологии, одной из которых являются ситуационные задачи (СЗ). СЗ &ndash...
Экологические ситуационные задачи как иннoвaциoнная теxнoлoгия фopмиpoвaния здopoвoгo oбpaзa жизни
В данной статье рассматриваются теоретические представления об экологических ситуационных задачах как педагогической теxнoлoгии. Приведены примеры данных задач....
Кейс-задание ( ситуационная задача) «Зональность в природе и жизни людей».
Текст кейса построен на материале статьи из журнала Успехи современного естествознания. – 2016. –№ 3 – С. 214-219, Чибилёв А.А. «Возобновляемые стратегические природные ре...