Педагогические технологии в образовательном процессе
методическая разработка

Чуракова Ольга Андреевна

Педагогические технологии в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_tehnologii_v_obrazovatelnom_protsesse.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии в образовательном процессе

Название образовательной технологии:  технологию развития критического мышления.

Автор (авторский коллектив):  Российские педагоги и исследователи С.И.Заир-Бек и И.В.Муштавинская.

Уровень обучения (начальная школа, основная школа, средняя школа): средняя школа.

Обоснование технологии: ведущая идея – принцип реализации – методический прием – иллюстрация использования в учебном процессе

Ведущая идея

Система принципов

Методы обучения,  методические приемы

Особенности использования в учебном процессе (фрагмент урока)

Основная идея технологии развития критического мышления

- создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

  • активность учащихся в образовательном процессе;
  • организация групповой работы в классе;
  • развитие навыков общения;
  • учитель воспринимает все идеи учеников как одинаково ценные;
  • мотивация учащихся на самообразование через освоение приёмов ТРКМ;
  • соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни;
  • использование графических приёмов организации материала.

Они являются эффективными для формирования мышления. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовки к исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями.

Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.

1 этап – вызов.

Приёмы:

- верные – неверные высказывания;

- схема;

- корзина идей;

- дерево предсказаний;

- инсерт

2 этап – осмысление.

Приёмы:

- схема;

- зигзаг;

- кубик Блума;

- тонкие и толстые вопросы;

- таблицы.

- инсерт

3 этап – рефлексия.

Приёмы:

- схема;

- эссе;

- кубик Блума;

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

  1. Вызов.

Деятельность учителя.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Деятельность учащихся.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому материалу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.

Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

  1. Осмысление содержания.

  Деятельность учителя.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания « старого» к «новому».

Деятельность учащихся.

Ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

  1. Рефлексия.

  Деятельность учителя.

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям; внести изменения, дополнения. Исследовательские задания на основе изученной информации.

  Деятельность учащихся.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

https://pedsovet.su/_pu/60/80682302.jpg   Кубик «Блума»;

 «Инсерт» После маркировки учащиеся переносят записи из учебника в специальную таблицу:

V

+

?

Тезисные записи фактов, терминов и понятий, которые уже знакомы

Всё новое, что стало известно из прочитанного

Противоречия, которые появились после прочтения

Непонятные слова, факты, требующие разъяснения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии в образовательном процессе

Научные основы использования педагогических технологий...

Статья о возможностях – реальных и потенциальных - педагогических технологий в образовательном процессе.

В статье я рассматриваю традиционные  педагогические технологии во взаимосвязи с современными инновационными решениями, быстро приобретающими популярность и вес во многих ОО....

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии.

Представлен опыт проведения занятия по теме "Лоскутное шитье" с использованием сквозной презентации....

Статья "Современные педагогические технологии в образовательном процессе".

В современной педагогической и психологической литературе часто можно встретить различное трактование термина «педагогическая технология»....

Использование игровых педагогических технологий в образовательном процессе

Некоторые рекомендации нетрадиционного подхода к организации учебного процесса...

Педсовет. Доклад «Современные педагогические технологии в образовательном процессе»

Педсовет. Доклад «Современные педагогические технологии в образовательном процессе»...