Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке.
статья
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_tekst.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Ивашко Ирина Алексеевна
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 511
Пушкинского района СПб
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке.
Самостоятельная работа учащихся на уроке истории и обществознания помогает повышению эффективности обучения как в отношении овладения системой знаний, умений навыков, так и в отношении развития способностей в умственном и физическом труде. Самостоятельная работа играет ведущую роль на уроках истории и обществознания. Степень самостоятельности школьников при выполнении тех или иных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности, которая начинается с элементарных действий, затем усложняется и имеет свои высшие проявления. В связи с этим появляется необходимость пересмотра руководящей роли учителя. Самостоятельная работа становится средством обучения.
В условиях реализации ФГОС, зачастую приходиться пользоваться теми УМК, которые не позволяют эффективно сформировать навыки самостоятельной добычи знаний по истории и обществознанию. Учителю приходиться подбирать задания из других источников. Перед учителем встают вопросы: «Как научить ученика работать самостоятельно?» «Как образом процесс формирования самостоятельности сделать составной частью процесса обучения?»
Эта проблема подтверждается тем, что на методологическом уровне обоснована необходимость и возможность развития самостоятельности у обучающегося, а в реальности этого не наблюдается. Зачастую в среднее звено приходит ребенок, который на этапе начального образования не приобрел этих качеств. В основной школе такой ребенок не справляется с растущими требованиями к самостоятельности, объемом учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. У него теряется интерес к учебе, учится значительно ниже своих возможностей.
Причиной могут послужить:
- неумение организовать свою работу, несобранность, медлительность;
- отсутствие мотивации;
- частые пропуски уроков по состоянию здоровья;
- отставание ученика в развитии от своих сверстников.
Цель: развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания.
В деятельности учителя в процессе обучения приоритетными задачами являются:
Сформировать умение проявлять активность при изучении новой темы на уроках истории и обществознания.
Научить добывать знания, решая соответствующие задачи, анализировать, формулировать и аргументировать выводы.
Научить добывать дополнительную информацию из различных источников информации.
Научить применять полученные знания на практике.
Ожидаемые результаты
Данная система работы позволит сформировать у учащихся умений проявлять активность при изучении новой темы на уроках истории и обществознания, научиться формулировать и аргументировать выводы, опираясь на решения различных задач, научиться добывать дополнительную информацию из различных источников информации, уметь применять полученные знания на практике.
Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы:
- наличие задания учителя;
- руководство учителя;
- самостоятельность учащихся;
- выполнение задания без непосредственного участия учителя;
- активность учащихся на уроках истории и обществознания.
Учителю для успешной организации самостоятельной работы в классе важно использовать различные методические рекомендации, памятки. Это помогает ученикам быстрее овладеть необходимыми умениями, усвоить определенный порядок действий и некоторые общие способы организации своей деятельности.
Очень важен контроль выполнения самостоятельной работы. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить её итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно выявить причину появления ошибок – найти верный путь к её исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы имеется возможность выяснить причину допущенной ошибки. Следовательно, имеем возможность правильно спланировать самостоятельную работу учащихся на уроках истории и обществознания, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику результаты его учебной деятельности на уроках истории и обществознания.
Также можно выделить основные виды самостоятельной деятельности учащихся при изучении истории и обществознания
1. Виды работы с учебником на уроках истории и обществознания:
а) задания, связанные с поиском информации:
– найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
– найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации;
– найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия;
– прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты и подчеркнуть карандашом;
- найти и выписать (подчеркнуть, назвать) требуемые исторические факты, примеры, имена, опорные слова для пересказа;
- по ходу чтения выполнить тестовые задания;
б) задания, связанные с развитием устной речи:
- прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения ответа в тексте, а определенных мыслительных операций;
- прочитать и рассказать друг другу о прочитанном;
- «сжать» и «развернуть» информацию;
- почитав, рассказать о своих впечатлениях;
- составить предложения с новыми терминами;
в) задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности, что очень важно для обществознания:
- ознакомившись с текстом или слушая рассказ, выделить причины явления, события, повод к нему;
- подобрать в тексте факты, доказывающие тезис;
- прочитав текст, выполнить задание, требующее умения анализировать текст, сопоставлять два и более текста, проверить сравнение;
- придумать к данному тексту вопросы;
- составить план рассказа (простой, сложный, тезисный, цитатный);
- заполнить таблицу: сравнительно-обощающую; хронологичекую, систематизирующую;
- составить схему.
2. Виды работы с документами на уроках истории и обществознания:
- объяснить значение понятий, употребляющихся в тексте документа;
- сравнить текст документа с содержанием учебника;
- пользуясь памяткой, проанализировать исторический источник;
- используя документ, доказать тезис;
- выбрать главное и второстепенное в содержании документа, аргументировать свой выбор;
- ответьте на вопросы к документу.
3. Виды работы с картой на уроках истории.
- показать и описать на исторической карте границы государства, места сражений, районы восстаний и т.д.;
- описать геополитическое положение государства;
- сравнить карты 2, 3 эпох, на основе увиденных изменений сделать выводы о характере территориальных и политических изменений;
- выполнить задания на контурной карте с использованием атласа, настенной карты или по памяти;
- найти на карте и назвать включенные в легенду знаки;
- найти изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство.
4. Виды работы с иллюстрациями на уроках истории и обществознания:
- провести элементарный анализ иллюстрации: выделить главное в изображении;
- пользуясь памяткой, проанализировать иллюстрацию, политическую карикатуру;
- составить описательный рассказ по картине;
- используя комплект иллюстраций, изображающих памятники архитектуры, распределить их по стилям, выделить характерные черты каждого стиля, описать памятник архитектуры;
- разместить в хронологической последовательности учебные картины;
- подобрать иллюстрации по теме;
- озвучить учебную картину (например: о чем говорят люди);
- рассказать какие исторические легенды или реальные события лежат в основе
картины.
5. Виды работы со статистическими данными на уроках истории и обществознания:
- словесно проиллюстрировать содержащуюся в таблице, графике, диаграмме информацию, проанализировать ее, сделать выводы;
- найти статистические данные в тексте, построить графики;
- сравнить данные 2 статистических источников, отметить моменты сходства, совпадения, сделать выводы.
6. Виды работы с дополнительной литературой на уроках истории и обществознания:
- подобрать литературу по изучаемой теме, статично оформить список;
- составить рассказ, используя несколько источников;
- подготовить сообщение, «цитатник», реферат;
- выполнить творческую работу.
7. Другие виды работы на уроках истории и обществознания:
- подготовить монологический рассказ;
- решить познавательные задачи;
- проанализировать ответ товарища;
- письменно оформить выводы по теме;
- составить вопросы, задачи, тест, при помощи которого можно проверить знания одноклассников по пройденной теме;
- написать перечень вопросов, пройденных в теме, с отметкой «хорошо», «не очень», « не усвоил»;
- составить схему пройденного материала, в которой необходимо отразить основные понятия, изученные в теме, и связи между ними;
- составить характеристику исторической личности, события;
- составить мини-рассуждение по данной теме.
В структуру самостоятельной работы на уроках истории и обществознания я включаю три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов.
Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике на уроках истории и обществознания. Поэтому от этапа объяснения, показа на практике учителем, закрепления и применения знаний учащимися до формирования умений и навыков самостоятельной работы - долгий и непростой путь.
Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания, а также к готовности к работе в библиотеке. Я применяю самостоятельную работу на уроках истории и обществознания на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определённых навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний.
Соблюдение условий, необходимых для организации и проведения самостоятельной работы учащихся на всех этапах обучения, в значительной мере будет содействовать обеспечению учащихся твердыми знаниями, развитию их творческой инициативы и умения учиться самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)...
"Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке" (из опыта работы учителя математики)
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке(из опыта работы учителя математики)...
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ и ОБЩЕСТОВЗНАНИЯ)
В данной статье на основе личного опыта я делюсь своими наработками по формированию навыков самомтоятельной работы у обучающихся. Рассматриваю основные виды самостоятельной деятельности учащихся на ур...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Неотъемлемой частью современного урока является инициатива и мыслительная активность обучающихся, но проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и...
Статья "Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)"
Данная статья рассматриваает особенности формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке. Данные наблюдения зафиксированы в ходе моей работы на уроках русского языка...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)
Статья о формировании навыков самостоятельной работы у учащихся...