Мастер - класс «Есть такая миссия – зажигать звёзды»
методическая разработка
Использование образовательной технологии для детей с РАС "Ситуация - ресурс развития"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo.docx | 56.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 9» р. п. Переяславка
Мастер – класс
«Есть такая миссия – зажигать звёзды»
Цель мастер--класса: оперативное приращение профессиональных компетенций у педагогов, участников мастер-класса в процессе активного освоения технологий, используемых для организации образовательной деятельности для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Задачи мастер-класса:
- воссоздание педагогом перед участниками мастер-класса модели образовательной деятельности в режиме демонстрируемой педагогической технологии работы с детьми с РАС;
- обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу педагогического опыта работы с детьми с РАС;
- определение профессиональных дефицитов у педагогов, участников мастер-класса по работе с детьми с РАС, оказание помощи в определении задач профессионального развития.
«Я знаю, как это делать. Я научу вас»
- Здравствуйте, уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги. Свой мастер-класс я назвала «Есть такая миссия – зажигать звёзды». Она созвучна с темой эссе, которое я писала на конкурс и размышляла о том, как зажечь звезду в педагогах, участниках методического объединения, которым я руковожу. Сегодня же я поделюсь технологией, которую использую в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с такой сложной категорией, как дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Эта технология помогает зажечь звезду успеха в ребёнке, веру в свои силы, в своё развитие.
-Уважаемые коллеги, поднимите руки, у кого в классе обучаются дети с ОВЗ?
-Такой ребёнок может прийти в класс в любое время, так как в 2016 году в России было введено инклюзивное образование. Возникает вопрос: готовы ли педагоги работать с данной категорией детей в условиях инклюзивного образования?
И здесь вопросов больше, чем ответов. Несмотря на то, что Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ реализуется уже 3 года, по скриннинговым исследованиям треть педагогов страны отмечают свои профессиональные дефициты, среди которых - нехватка знаний о методиках обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим остро стоит вопрос о профессиональном развитии педагогов в сфере организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ. Мы работаем в рамках национального проекта «Образование», реализуем краевые проекты «Поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ», «Современная школа», «Учитель будущего», «Успех каждого ребёнка».
Выберите определение понятия «инклюзивное образование»:
а) образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками;
б) развитие предельно доступного образования для каждого, более гибкого для удовлетворения различных потребностей в обучении, наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала;
в) нововведения в педагогической системе, качественно улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса;
(обратить внимание на буклет)
В своей педагогической деятельности я использую 8 принципов инклюзивного образования, которые обозначены в буклетах. Основываясь на этих принципах применяю в работе с детьми с ОВЗ образовательную технологию «Ситуация – ресурс развития».
А сейчас, коллеги, давайте актуализируем с вами проблемы, которые волнуют каждого из нас в связи с введением и реализацией инклюзивного образования.
3. Упражнение «О чем печалитесь?»
Предлагаю по очереди обратиться друг к другу со словами «О чем печалитесь?» В ответ каждый назовёт проблему, связанную с реализацией инклюзивного образования, которая его особенно волнует. Педагог должен ответить «А печалюсь я о том, что….» (записываю на доске все проблемы)
Примеры: ребёнку с ОВЗ будет трудно адаптироваться в среде сверстников; недостаток профессиональных компетенций; как его учить?; боюсь, что не справлюсь; страх перед неизвестным; страх вреда инклюзии для остальных участников процесса; дети не примут ребёнка с ОВЗ; неготовность к работе с «особыми» детьми; недостаток знаний о личностных особенностях таких детей; нехватка навыков для их обучения; нехватка опыта взаимодействия с детьми; дефицит в знаниях в области специальной педагогики; незнание форм и методов в работе с детьми с нарушениями развития.
Уважаемые педагоги, мы видим, что проблемы существуют. Действительно бывает так, что мы, учителя, испытываем трудности при включении ребенка с ОВЗ в учебную группу сверстников и организации учебного взаимодействия. Нужно решать эту проблему.
Развитие инклюзивной практики приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). В нашем образовательном учреждении учатся 7 таких детей. В моём классе три ребёнка с РАС (один на индивидуальном обучении и двое обучаются в классе). Знакомьтесь, это Даша. По общению с Дашей я стараюсь понять, что с ней происходит. Кто-то говорит, что с ней тяжело общаться. Но нет, это ей тяжело общаться с нами: ей тяжело раскрываться, как и каждому человеку с аутизмом.
А это Миша. У Миши глубокий выразительный взгляд, но его надо суметь поймать, и это очень трудно.
Аутизм - не до конца изученное ментальное нарушение. Это не заболевание, которое нужно лечить и можно излечивать. Это нарушение развития, которое можно с помощью развивающей и обучающей программы корректировать. Социальная инклюзия и программы помощи - два главных принципа работы с такими детьми.
В ваших буклетах обозначен комплекс симптомов, известный как "триада аутизма".
Отсюда мы видим, что у детей с аутизмом есть проблемы с социальными и эмоциональными навыками, зачастую они не способны вести диалог, повторяют одни и те же действия, не любят изменений в распорядке дня, предпочитают играть в одиночестве.
Вот как говорят о своих ощущениях дети с аутизмом:
Аудиозапись
Для кого-то свет лампы — это просто источник освещения, а для них — сверхновый взрыв перед глазами. Они воспринимают всё преувеличенно: слишком ярко, слишком громко, слишком кисло, слишком сладко — это пугает. Но они любят всё, что приносит яркие ощущения: походы в парк аттракционов, прогулки на улице, купание в холодной воде»
Громкий шум
-Уважаемые коллеги, вы что-нибудь поняли, услышав этот шум?
- Вот так слышит ребёнок с аутизмом, воспринимая обычную человеческую речь. Сигналы из внешнего мира их очень сильно травмируют. Прикосновения, звуки часто причиняют им почти физическую боль.
В результате ребёнок, который желает взаимодействовать с миром, может это делать только зажмурившись, заткнувши уши и ни до чего не дотрагиваясь. При этом он всегда будет пытаться контактировать с миром, потому что, как любой человек он очень этого хочет.
Приёмы работы с аутистами
Как научить, социализировать такого ребёнка, оторванного от мира? В связи с этим особую актуальность приобретает применение мной технологий для налаживания учебного взаимодействия, развития коммуникативных навыков на уроке и во внеурочное время.
Использую технологию эффективной социализации Наталии Петровны Гришаевой. Технология «Рефлексивный круг» позволяет развить саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Технология «Дети – волонтеры» предполагает систематическое разновозрастное общение между детьми моего класса и старшими школьниками. Оказывают помощь – приготовить школьные принадлежности к уроку, переодеться, отвести на мероприятие.
Технология «Клубный час» позволяет детям под незримым контролем свободно перемещаться по территории школы и выбирать ту деятельность, которая им нравится. Приобретать собственный жизненный опыт и переживания, так необходимые для самоопределения и саморегуляции поведения.
Технология «Волшебный телефон, «телефон доверия». Технология позволяет ребенку глубинно выражать свои мысли и чувства в процессе общения по телефону со сказочными персонажами, родителями, а учителю понять, что волнует ребенка и в какой помощи он нуждается.
Дети с РАС не понимают обращенную речь. Это становится серьезным барьером на пути получения образования. Что можно сделать для решения этой проблемы? Дети с РАС в моём классе долго не воспринимали инструкции, даваемые классу фронтально. Это постепенно изменяется, только надо помнить, что к такому ребенку необходимо обратиться лично. Бывает достаточно одного слова, взгляда, улыбки и ребенок включается в общую работу. Даю им большее время для обработки информации, не тороплю, поддерживаю инициативу. Избегаю длинных предложений (фразы должны состоять из 2-3 слов).
Как учитель я создаю ребенку хорошую репутацию в глазах одноклассников. На уроках демонстрирую его сильные стороны, подчеркиваю свою симпатию к нему.
Неформальные контакты на перемене тоже организованы. Дети с аутизмом находятся рядом со сверстниками, наблюдают за их играми, пытаются понять их интересы, отношения.
Ребята участвуют в общих экскурсиях, концертах, праздниках, присутствуют на школьных мероприятиях, даже при невозможности активного участия в них. Видеоролик
Применяю карточки «Пекс», карточки с изображениями предметов, действий различных видов деятельности, которые выстраивают деятельность и маршрут ребёнка в школе. В начале урока прикрепляю карточки с изображением тех видов работы, которые буду проводить. Таким образом, на доске наглядно задается план урока. Это создает у детей с РАС ощущение стабильной, без неожиданностей, ситуации, задает алгоритм деятельности. Если на уроке предполагается проведение самостоятельной работы, ученик знает об этом с самого начала и морально готов к ней. После окончания каждого вида деятельности карточка переворачивается.
Для улучшения взаимодействия, тренировки интерактивных умений и навыков в группе сверстников привлекаю детей с аутизмом в проектную деятельность. Участвовали в проектах «Агробизнес школа», «Пани», «Улица профессий», «Мы разные, но мы вместе».
Обратите внимание на «Рекомендации по работе с детьми с РАС», которые лежат перед вами.
Конечно, не забываю про здоровьесбережение. Делаем паузы между заданиями (погулять по коридору, потянуться, просто перестать работать). У нас прогулки осуществляет тьютор. В классе сделан уголок для “сенсорной разгрузки” (фото кабинки на слайде). Их это успокаивает.
Учеников с аутизмом успокаивает рутина и предсказуемость. Поручаю им работу в классе. Это возможность для обучения и развития бытовых навыков. Поручаю им собирать и складывать в шкаф оборудование для уроков труда и физкультуры, прошу разобрать книги в библиотеке класса, полить цветы.
В рамках государственной программы Хабаровского края «Доступная среда» в школу поступило оборудование на оснащение службы ранней помощи, которое использую на уроках с детьми с РАС.
Достичь образовательный результат помогает развивающе - коррекционная методика с видеобиоуправлением «Тимокко» содержит интерактивные игры, направленные на развитие моторных и когнитивных способностей ребёнка, включает в себя 3 разноцветных шарика-перчатки, USB камеру, CD-диск с установкой игрового программного обеспечения «Тимокко».
Для достижения цели по развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка использую игровой набор «Дары Фрёбеля», который состоит из 14 модулей и комплекта методических пособий по использованию игрового набора.
Если в работе делаю акцент на развитие логического мышления, то использую коррекционно-развивающий комплект «Сенсорные пластины». Состоит из набора пластин №1 и №2 с симметричным и хаотичным расположением отверстий, матриц с 11-ю ячейками для пластин, очков для глаз, наушников.
Упражнение. Перед вами на столе лежат 10 пластин с отверстиями от 0 до 10. Нужно разложить пластины в порядке возрастания 0, 1, 2, 3, 4, 5 и т.д. Показать, как должны быть правильно расположены пластины. Усложнить, сделать с зарытыми глазами.
Способствует развитию тактильной памяти, воображения, концентрации, переключения и распределения внимания. Обучает ребёнка контролировать свою деятельность, самостоятельно исправлять ошибки.
Если, придя в 1 класс, дети истерили, отказывались от работы, не умели общаться друг с другом, не умели слушать и слышать то, о чем их спрашивают, не понимали инструкции или вопроса учителя и не могли ответить.
В результате использования данной технологии дети стали с желанием учиться, играть совместно, общаться, проявлять заботу и оказывать помощь друг другу, делиться. Запас слов, используемых в речи увеличился, ребята умеют вести диалог.
Используя данную технологию мы сможем разжечь искорку в ребёнке с ОВЗ, сработаем на его социализацию, поможем раскрыться и сделаем из него «звезду», полезного, полноценного и полноправного члена общества. Это сможет сделать такой педагог, который горит сам, увлечён своим делом.
Рефлексивная минутка. Мы с вами, как педагоги, уже зажглись, горим новыми знаниями. В завершении мероприятия предлагаю зажечь звезду успеха в ребёнке. Перед вами лежат звёзды, на которых вы напишете и озвучите важные приёмы и методы, которые необходимо использовать в педагогической деятельности с детьми с расстройствами аутистического спектра (Слайд с вылетающими звёздами).
Спасибо вам, коллеги, за активность, проявленную в ходе моего мастер-класса, мне было приятно видеть в ваших глазах живой интерес к теме. Желаю вам много звёзд, которые будут освещать профессиональный путь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час в 5 классе "Есть такая профессия -ученик"
Цель классного часа -воспитание осознанного отношения к учебному труду. Классный час можно так же провести и в 6 классе....
Внеклассное мероприятие в 9 классе - "Есть такая профессия- Родину защищать".
Внеклассное мероприятие в 9-а классе, посвященное праздинку Пбеды- 9 мая " Есть такая профессия- Родину защищать"....
Мастер- класс «Что такое буктрейлер и как его создавать?»
Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является развитие компьютерных технологий. В тоже время с ростом новейших технологий замечается спад интереса к духовным и нравств...
Мастер -класс. Что такое оценка: кнут ли пряник?
В материале представлен сценарий мастер-класса как форма методического мероприятия для педагогов. Представлены некоторые суждения о сложности оценивания обучающихся. Представлены некоторые...
Час общения для 5-9 классов «Есть такая профессия – Родину защищать!» Автор:Кужугет Ш.Д.
Цель: Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма,любви к Родине; армии....