Сообщение
статья
Предварительный просмотр:
Новые подходы к оцениванию. "Формирующее оценивание".
- Почему необходимы новые подходы к оцениванию?
- Что необходимо изменить в оценивании и как?
Учебное действие оценки - это действие самого ученика,
- учебное действие оценки является одним из многочисленных оценочных действий ребёнка,
- предметом работы ребёнка, осуществляющего учебное действие оценки, являются другие учебные действия,
- учебное действие оценки не возникает у ребёнка само по себе, а так же как и другие учебные действия нуждается в выращивании.
1)Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях в тетради).
2)Провести мини-обзор в конце урока, курса, темы
3)Заполнение таблицы показателей правильности выполнения заданий
4) Заполнение листа индивидуальных достижений
5)Заполнение диагностических карт
6) Заполнение оценочных листов
7)Составление недельных отчётов
Недельный отчёт
1.Чему я научился за эту неделю?
2.Какие вопросы остались для меня неясными?
3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Мини-обзор (проводится в конце урока)
1.Что изучали? Назовите тему урока.
2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?
3. Определите наиболее важное в этом уроке.
4.Что вызвало трудности, осталось неясным?
5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?
6.Что у меня получилось лучше всего?
7.Что мне необходимо усовершенствовать?
Лист самооценки выполнения домашнего задания
да | нет | |
1. Я сделал домашнее задание. | ||
2. Я сразу понял, что требуется сделать. | ||
3. У меня не возникало трудностей при выполнении | ||
4. Я выполнил все грамматические задания. | ||
5. Я выделил орфограммы. | ||
6.Я проверил свою работу, исправил ошибки. | ||
7.Я работу выполнил старательно, аккуратно | ||
8.Я выполнил работу над ошибками |
.
Лист самооценки работы в группе
да | нет | |
1. Я был активен в группе. | ||
2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание. | ||
3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы | ||
4. Я не отвлекался от основной работы. | ||
5. Я очень хотел успешно выполнить задание. | ||
6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы. | ||
7.Я очень хотел,чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально |
Некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:
- прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками);
- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);
- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);
- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);
- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);
- прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);
- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);
- прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);
- прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);
- прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).
Оценить – значит выделить результат деятельности, представить предстоящий ход или восстановить ход законченной деятельности, соотнести с целью.
Вопросы, помогающие ребенку освоить рефлексивное оценивание, могут быть такого рода:
– Что нового ты узнал, чему научился?
– Насколько продвинулся к цели? Как решал учебную задачу? Что можешь изменить в своем учении?
Задания на прогностическую оценку:
– Что из этого ты сможешь выполнить сразу?
– Для выполнения каких заданий потребуется помощь учителя (товарища)?
Задания на ретроспективную оценку:
– Отметь задания, которые оказались для тебя трудными.
– Сравни свое мнение (точку зрения, способ) с тем, что было раньше. Что изменилось?
– Какие вопросы (задания) из предложенных требуют (указывается конкретное действие или условие)?
– Над какими вопросами (заданиями) тебе еще надо поработать?
– Что нового узнал при изучении темы? Чему научился?
– Насколько достиг цели?
– Оцени предложенные способы выполнения учебной работы: какой понятнее;
Процедуры оценивания планируемых результатов
(метапредметных и предметных по русскому языку)
- Диктант и организация индивидуальной работы над причинами ошибок.
- Словарный диктант с самоконтролем, самооценкой.
- Тестовые задания (типы заданий: выбор ответа, краткий ответ, развёрнутый ответ) – все задания позволяют проверить предметные и метапредметные результаты.
- Списывание с использованием алгоритма и т.п.
Во-вторых, возможно использование различных карт наблюдения, позволяющих проследить динамику формирования универсальных учебных действий. Примерный вариант карты наблюдения за ходом освоения регулятивных универсальных учебных действий представлен в таблице 4.
Таблица 4
Карта освоения регулятивных УУД
Вид УУД / составляющие | Уровень (Н/Б, Б, П) | Методы диагностики |
| Н/Б | Наблюдение (уроки постановки учебной задачи) |
| Б | Результаты выполнения заданий комплексного характера (разрабатываются по аналогии с заданиями по итоговой оценке) |
| Н/Б | Наблюдение (уроки решения частных задач с применением открытого общего способа действий, уроки и контроля и оценки) |
| Б | Наблюдение |
| П | Результаты выполнения заданий, требующих осуществления самоконтроля (взаимоконтроля) (разрабатываются по аналогии с заданиями по итоговой оценке) |
| Б | Результаты выполнения заданий, направленных на работу над причинами ошибок (разрабатываются по аналогии с заданиями по итоговой оценке) |
| П | Результаты выполнения заданий, требующих осуществления самооценки (взаимооценки) (разрабатываются по аналогии с заданиями по итоговой оценке) |
| Б | Наблюдение |
Общая оценка | Б |
В передаче контроля ребенку могут помочь вопросы:
– Что будешь контролировать?
– Соответствуют ли твои действия цели и условиям задачи?
– Как, каким способом будешь контролировать свое продвижение в решении учебной задачи? Можно ли решить задачу по-другому?
– Какие вопросы, задания для контроля учебной работы ты составишь, выберешь?
– Что вызвало трудности в работе над? Что помогло их преодолеть?
– Какие действия, способы требуют дальнейшей тренировки?
– За какой помощью в учебной работе ты обратишься к товарищу? Учителю?
– Работая с товарищем, придумайте друг другу такие задания, которые бы связывали… (указывается содержание учебного материала). Проверьте правильность выполнения задания, осуществите взаимоконтроль и взаимооценку.
– Составь задание на выведение формулы… (указывается).
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
Некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:
- прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками);
- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);
- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);
- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);
- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);
- прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);
- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);
- прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);
- прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);
- при ем «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос
Используем речевые образцы:
• Продолжим знакомство с :..
• Учимся отличать:.
• Учимся читать:
• Пригодится ли в нашей жизни буква д? Даю время на обдумывание.
Спрашиваю учеников, т.е. перепроверяю понимание цели урока учащимися, что они сегодня узнают на уроке и чему научатся.
Учащиеся перечисляют, что от них ожидается к концу урока, используя речевые образцы:
«Я узнаю...
Я смогу…
Я научусь … »
В конце урока рефлексия- формативный опрос.
Оценочные техники:
минутный обзор | какой момент в занятии был наиболее важный |
цепочка заметок | |
матрица заполнения | кодированную информацию |
саммари в одном предложении | |
карта движения | |
оценка теста | |
важные вопросы | я научился… какие вопросы остались не понятны какие бы вопросы вы задали для оценки темы |
краткое оценивание | образцовый обоснованный адекватный нуждается в исправлении качественный |
термометр | аккуратность понимание математические операции |
обсуждение на лету | |
беседа за партой | |
письменная рецензия | |
Тему которую я освоил хорошо
Над чем мне нужно еще поработать
Дать структуру взаимного обсуждения
Отзыв
Два плюса работы
Предложения об улучшении работы
Приведу пример оценочного листа для контроля и оценки достижений учащихся.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Дата _______________ Ф.И. ______________________________
Устный счет | 1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
ИТОГО:
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Дата _______________ Ф.И. ______________________________
ТЕСТ | ГРУППОВАЯ РАБОТА | ИТОГ | |
Оценка консультанта | Самооценка |
В чем суть правил новой технологии оценивания?
1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний
2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).
3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
4-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
5-е правило. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень –функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень- «превосходно».
Сейчас мы проходим достаточно трудный путь реализации требований ФГОС нового поколения. Школе требуется создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.
Cлово «оценивать» происходит от латинского глагола – «сидеть с». При оценивании мы сидим с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру. «Я узнаю...
Я смогу…
Я научусь … »
Использованная литература :
М.А. Пинская. Оценивание для обучения. Практическое руководство.
Приёмы формирующего оценивания по методике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Большой секрет для маленькой компании, или задачи шифровки и дешифровки сообщений
Урок-погружение в проектную деятельность. К сожалению, ограничения на объем загружаемых файлов не позволяет добавить видео с фрагментом фильма Затмение более лучшего качества...
Сообщение с курсов "Новейшие тенденции в преподавании русского языка и литературы"
Выступление с курсовой подготовки...
Сообщение "Разноуровневый дифференцированный подход при реализации содержания урока как условие формирования у обучающихся самостоятельности и инициативы"
"Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить этой работы в забаву" - одна из главных задач при применении разноуровневого дифференцированного подхода....
Сообщение на V Сократовских чтениях
Я занимаюсь краеведением в ДОУ. В своём сообщении я, как мне кажется, подняла некоторые проблемы патриотического воспитания в дошколных учреждениях....
Методическое сообщение
Работа с начинающими в классе виолончели. Особенности, упражнения....
Сообщение по теме ИКТ в школе (текст сообщения и презентация).
Выступление на педсовете Шегидевич Натальи Петровны. Возможности современных информационных технологий в развитии мотивации, любознательности и познавательной активности школьников для целенаправленно...
Конспект кружкового занятия: «Получение сообщений. Подготовка и отправка сообщений. Прикрепление файлов к письму»
В современном обществе компьютеры очень прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека. Уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем, в том числе и детя...