МК для педагогов "Рефлексия на занятиях дополнительного образования"
учебно-методический материал
Основная цель введения элементов рефлексии на занятии – это максимально включить детей в учебную активность, изменить их роль в учебном процессе. Чтобы дети осознавали ответственность за результат своей деятельности. И были уверенны что благодаря усилиям добьются прогресса, знали куда усилия направить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Теория | 19.53 КБ |
Инструкция | 13.97 КБ |
материал для слушателей | 228.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Что?
Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.
В педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Зачем?
Рефлексия способствует развитию важных качеств человека:
- Самостоятельность, когдаребенок, анализируя свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
- Предприимчивость, ребенок осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели, задачи и успешно решает их.
- Конкурентоспособность, когда умеет делать что – то лучше других, действует более эффективно.
Мы после проведенного занятия оцениваем себя, думаем, что хотели, планировали и что получилось.
Дети делают тоже самое, только если в школе они получают обратную связь в виде отметки учителя, то в доп.обр. они не понимают зачастую как определить результат самостоятельно.
Основная цель введения элементов рефлексии на занятии – это максимально включить детей в учебную активность, изменить их роль в учебном процессе. Чтобы дети осознавали ответственность за результат своей деятельности. И были уверенны что благодаря усилиям добьются прогресса, знали куда усилия направить.
А уверенность уже к третьему классу обычно падает. Я это не знаю, не могу, не буду, не люблю и это вообще не мое.
Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.
Существуют разные виды рефлексии. При взаимодействии с обучающимися педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы:
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
Младшим школьникам часто предлагается рефлексивный прием «Солнышко».
Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:
солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку;
тучку с дождиком;
тучку с молнией.
«Цветик-семицветик».
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
2. Рефлексия деятельности
дает возможность оценить способы и приемы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность ребенка на разных этапах. Дети с её помощью осмысливают свой опыт работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения).
Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.
Комфортно
Уверен в своих силах
Хорошо
Плохо
Крайне скверно
Лесенка успеха
нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось. Или, как вариант, ребёнок рисует на полях тетради три ступеньки и ставит галочку на той, которая соответствует его мнению. 3. Фразеологизм
(пословица) с использованием условных обозначений: восклицательный знак, многоточие, вопросительный знак. Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:
! - шевелил мозгами
. . . - слышал краем уха
? - считал ворон
При использовании такого приёма необходимо, чтобы ребёнок знал и мог объяснить, что обозначает каждый фразеологизм.
3. Рефлексия содержания учебного материала
используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в начале или конце занятия. Педагогу важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в конце занятия, но и то, насколько продуктивным для него оно стало. В этом случае используются приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Учащиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили. Формирование и развитие новых способов самовыражения учащихся. Повышение мотивации учения, получения новых знаний.
Можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
Задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Выбрать высказывание, соответствующее вашему состоянию:
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
Ещё придётся потрудиться!
Да, трудно всё таки учиться!
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно выполнять…
теперь я могу решать..
я научился…
у меня получилось
я смог…
я попробую сам…
В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:
адекватно воспринимать себя;
ставить цель деятельности;
определять результаты деятельности;
соотносить результаты с целью деятельности;
определять наличие ошибок в собственном поведении;
описывать прожитую ситуацию.
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап - анализ своего настроения, своих успехов;
2 этап - ежедневный самоанализ;
3 этап - анализ работы одноклассников;
4 этап - анализ работы своей группы, других групп
Диагностику становления рефлексии в учебной деятельности младших школьников можно провести по следующим критериям:
1) умение обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного;
2) умение указать в определённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
3) умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны»;
4) умение критично, но не категорично анализировать мысли и действия других учащихся
Развитие рефлексивных умений не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды. Для создания условий рефлексивного развития школьников учитель должен помнить основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений:
- рефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому;
- рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения;
- рефлексия деятельностна по сути, поэтому предполагает субъектность, т.е. активность, ответственность;
- рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого - быть в позиции учителя.
Предварительный просмотр:
Приемы рефлексии на начало мероприятия:
1.Выберете смайлик, который подходит вам по настроению. Если у Вас отличное настроение, то выберете зеленый смайлик, если у Вас спокойное настроение- желтый смайлик, если грустое- красный.
2.Заштрихуйте подходящим Вам сектор, по теме «Рефлексия». Если тема понятна, и вы проводите на занятиях- верхний сектор; если интересно, но не делаете- сектор слева; если не интересно и не проводите-нижний сектор.
3. Есть три критерия, если они вам известны и понятны все-поставьте «+» на верхней ступени, если они вам не знакомы, то на нижней ступени, если частично- на средних ступенях.
Приемы рефлексии на окончание мероприятия:
4.Если ваше настроение улучшилось после проведенных мероприятий, то закрасьте верхнее яблоко, если не изменилось- среднее, если ухудшилось- нижнее.
5.Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию мероприятия.
6.Разделится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).
Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
Красная — эмоции. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие воображения средствами ИЗО-терапии на занятиях дополнительного образования» (нетрадиционные способы рисования)
Арт-терапию при работе с детьми правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию, которая может проявляться на уровне образовательной программы, инновационной технологии, чер...
«Приобщение к духовно-нравственным ценностям на занятиях дополнительного образования»
Данная статья обобщает опыт работы педагога за 10 лет по реализации программы дополнительного образования «Лозоплетение», в ней кратко излагается суть собственного направления декоративно-...
Приобщение к духовно-нравственным традициям на занятиях дополнительного образования
В статье показана неразрывная связь духовной и материальной культуры народа на примере работы кружка с использованием природных материалов при создании сказочных персонажей. Представленный материал от...
Цикл занятий дополнительного образования по направлению "Компьютер для всех": "Алгоритмы"
Занятие на тему: "Алгоритм"...
Использование учебного пособия на занятиях дополнительного образования
В статье описано для чего нужны электронные пособия и как их применять в дополнительном образовании....
Программа занятий дополнительного образования (кружка) «Юные филологи. Речеразвивающий аспект»
Языковое развитие современного школьника диктует потребность в условиях школьного обучения русскому языку сделать этот процесс не только нужным, необходимым, но и интересным. Общеизвестно, что однообр...
Конспект открытого занятия дополнительного образования по предмету «Занимательная математика», 1-ый год обучения Тема «Формирование у учащихся УУД на занятиях «Занимательной математики»»
Цель занятия: организация деятельности учащегося по активизации социальных, интеллектуальных интересов в свободное время....