МК для педагогов "Рефлексия на занятиях дополнительного образования"
учебно-методический материал

Основная цель введения элементов рефлексии на занятии – это максимально включить детей в учебную активность, изменить их роль в учебном процессе. Чтобы дети осознавали ответственность за результат своей деятельности. И были уверенны что благодаря усилиям добьются прогресса, знали куда усилия направить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Теория19.53 КБ
Файл Инструкция13.97 КБ
PDF icon материал для слушателей228.1 КБ

Предварительный просмотр:

Что?

Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

В педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Зачем?

Рефлексия способствует развитию важных качеств человека:

- Самостоятельность, когдаребенок, анализируя свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

- Предприимчивость, ребенок осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели, задачи и успешно решает их.

- Конкурентоспособность, когда умеет делать что – то лучше других, действует более эффективно.

Мы после проведенного занятия оцениваем себя, думаем, что хотели, планировали и что получилось.

Дети делают тоже самое, только если в школе они получают обратную связь в виде отметки учителя, то в доп.обр. они не понимают зачастую как определить результат самостоятельно.

Основная цель введения элементов рефлексии на занятии – это максимально включить детей в учебную активность, изменить их роль в учебном процессе. Чтобы дети осознавали ответственность за результат своей деятельности. И были уверенны что благодаря усилиям добьются прогресса, знали куда усилия направить.

А уверенность уже к третьему классу обычно падает. Я это не знаю, не могу, не буду, не люблю и это вообще не мое.  

Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

Существуют разные виды рефлексии. При взаимодействии с обучающимися педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы:

физическую (успел – не успел);

сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

Младшим школьникам часто предлагается рефлексивный прием «Солнышко».

Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:

солнышко;

солнышко с тучкой;

тучку;

тучку с дождиком;

тучку с молнией.

«Цветик-семицветик».

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

2. Рефлексия деятельности

дает возможность оценить способы и приемы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность ребенка на разных этапах. Дети с её помощью осмысливают свой опыт работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения).

Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.

Комфортно

Уверен в своих силах

Хорошо

Плохо

Крайне скверно

Лесенка успеха

нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось. Или, как вариант, ребёнок рисует на полях тетради три ступеньки и ставит галочку на той, которая соответствует его мнению. 3. Фразеологизм

(пословица) с использованием условных обозначений: восклицательный знак, многоточие, вопросительный знак. Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:

 !     -  шевелил мозгами

 . . . - слышал краем уха

?   - считал ворон

При использовании такого приёма необходимо, чтобы ребёнок знал и мог объяснить, что обозначает каждый фразеологизм.

3. Рефлексия содержания учебного материала

используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в начале или конце занятия. Педагогу важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в конце занятия, но и то, насколько продуктивным для него оно стало. В этом случае используются приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Учащиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили. Формирование и развитие новых способов самовыражения учащихся. Повышение мотивации учения, получения новых знаний.

Можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

Задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно

Выбрать высказывание, соответствующее вашему состоянию:                                

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

 Ещё придётся потрудиться!

Да, трудно всё таки учиться!

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно выполнять…

теперь я могу решать..

я научился…

у меня получилось

я смог…

я попробую сам…

В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:

адекватно воспринимать себя;

ставить цель деятельности;

определять результаты деятельности;

соотносить результаты с целью деятельности;

определять наличие ошибок в собственном поведении;

описывать прожитую ситуацию.

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап - анализ своего настроения, своих успехов;

2 этап - ежедневный самоанализ;

3 этап - анализ работы одноклассников;

4 этап - анализ работы своей группы, других групп

Диагностику становления рефлексии в учебной деятельности младших школьников можно провести по следующим критериям:

1) умение обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного;

2) умение указать в определённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;

3) умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны»;

4) умение критично, но не категорично анализировать мысли и действия других учащихся

Развитие рефлексивных умений не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды. Для создания условий рефлексивного развития школьников учитель должен помнить основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений:

  • рефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому;
  • рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения;
  • рефлексия деятельностна по сути, поэтому предполагает субъектность, т.е. активность, ответственность;
  • рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого - быть в позиции учителя.


Предварительный просмотр:

Приемы рефлексии на начало мероприятия:

1.Выберете смайлик, который подходит вам по настроению. Если у Вас отличное настроение, то выберете зеленый смайлик, если у Вас спокойное настроение- желтый смайлик, если грустое- красный.

2.Заштрихуйте подходящим Вам сектор, по теме «Рефлексия». Если тема понятна, и вы проводите на занятиях- верхний сектор; если интересно, но не делаете- сектор слева; если не интересно и не проводите-нижний сектор.

3. Есть три критерия, если они вам известны и понятны все-поставьте «+» на верхней ступени, если они вам не знакомы, то на нижней ступени, если частично- на средних ступенях.

Приемы рефлексии на окончание мероприятия:

4.Если ваше настроение улучшилось после проведенных мероприятий, то закрасьте   верхнее яблоко, если не изменилось- среднее, если ухудшилось- нижнее.

5.Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию мероприятия.

6.Разделится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

Красная — эмоции. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие воображения средствами ИЗО-терапии на занятиях дополнительного образования» (нетрадиционные способы рисования)

Арт-терапию при работе с детьми   правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию, которая может проявляться на уровне образовательной программы, инновационной технологии, чер...

«Приобщение к духовно-нравственным ценностям на занятиях дополнительного образования»

Данная статья обобщает опыт работы педагога за 10 лет по реализации программы дополнительного образования «Лозоплетение», в ней кратко излагается суть собственного направления  декоративно-...

Приобщение к духовно-нравственным традициям на занятиях дополнительного образования

В статье показана неразрывная связь духовной и материальной культуры народа на примере работы кружка с использованием природных материалов при создании сказочных персонажей. Представленный материал от...

Использование учебного пособия на занятиях дополнительного образования

В статье описано для чего нужны электронные пособия и как их применять в дополнительном образовании....

Программа занятий дополнительного образования (кружка) «Юные филологи. Речеразвивающий аспект»

Языковое развитие современного школьника диктует потребность в условиях школьного обучения русскому языку сделать этот процесс не только нужным, необходимым, но и интересным. Общеизвестно, что однообр...