Работа со слабоуспевающими учащимися как одна из форм повышения качества образования
статья
Статья посвящена одной из самых болезненных и трудно решаемых проблем образования - работе со слабо успевающими. Рассмотрены общие особенности слабо успевающих, основные причины снижения успеваемости, направления работы всех субъектов образовательного процесса по преодолению данной проблемы, даны практические рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_so_slabouspevayushhimi.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Федорченко Маргарита Арнольдовна, учитель ВКК,
МБОУ гимназия им. академика Н. Г. Басова, г. Воронеж
Работа со слабоуспевающими учащимися как одна из форм повышения качества образования
Учебная успеваемость определяется как необходимая степень усвоения предметных знаний, навыков и умений, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, точности, прочности и сознательности. Необходимая учебная успеваемость достигается системой дидактических принципов, методов, форм и средств и системой воспитательных мер.
В современном российском образовании в рамках реализации образовательных стандартов применяется компетентностный подход к оценке результатов образования. При таком подходе в содержание цели образования включается не только освоение системы научно-предметных знаний, но и развитие способностей, воспитание личностных качеств обучающихся, формирование умения решать жизненные проблемы и проявлять творческую активность. Значит, оценка учебной успеваемости или неуспеваемости должна быть лишь частью общей оценки результатов образования. Однако на практике подведение итогов ограничивается оценкой успеваемости по учебным предметам.
У слабоуспевающих обучающихся отмечается несоответствие их подготовки существующим требованиям к усвоению научно-предметных знаний, навыков и умений; недостаточный, низкий уровень овладения учебным материалом. Для результативного поиска и применения различных вариантов дифференцированного и индивидуального подходов в решении проблем обучения таких детей представляет интерес типология школьников. Так, например, Николай Иосифович Мурачковский *, взяв за основу такие личностные свойства, как особенности мыслительной деятельности и отношение к учению, выделил три группы: 1) школьники, имеющие низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению («не могу, но хочу»); 2) школьники с высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению («все могу, но не хочу»); 3) неуспевающие с низким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению («не могу и не хочу»). В особую категорию попадают дети с особыми образовательными потребностями. В числе слабоуспевающих (а иногда и вовсе неуспевающих) могут оказываться и одаренные, вообще неординарные дети.
К общим особенностям слабоуспевающих школьников относятся низкая самоорганизация в процессе учения, отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы (неумение учиться), неразвитость логического мышления, несистематичность в учебе, выполнение заданий наспех, зубрежка, невнимательность, слабость памяти, отрицательные черты характера и нарушения дисциплины.
Каковы же основные причины снижения успеваемости? Всем известный Юрий Константинович Бабанский** рассматривал две группы факторов – внутренние, относящиеся к самому школьнику, и внешние, включающие воздействие педагогов, родителей, сверстников, структурных компонентов общества.
В научной литературе есть и другая классификация причин:
1) психологические причины; 2) биопсихические причины; 3) педагогические причины; 4) социальные причины.
1. Психологические причины: недостатки в развитии учебной мотивации; несформированность исполнительских механизмов учебной деятельности; незнание и неадекватное использование школьниками своих индивидуально-типологических особенностей и др.
2. Биопсихические причины: наследственные, врожденные и приобретаемые в онтогенезе недостатки физического развития, отставание от возрастных норм развития; частые и хронические заболевания; физическая гиперактивность и дефицит внимания и др.
3. Педагогические причины связаны с нарушением педагогических принципов организации образовательного процесса, перегрузкой учеников, отсутствием индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся, возникновением пробелов в знаниях школьников, слабостью контроля, нетребовательностью со стороны учителей, низким методическим уровнем уроков, слабой воспитательной работой.
4. Социальные причины характеризуются негативными факторами, связанными с родительской семьей, социальной микросредой и обществом в целом, с воздействием средств массовых коммуникаций и современной культурой, с нравственным климатом общества и жизненными ценностями молодого поколения.
Итак, мы видим, что причинная обусловленность слабой успеваемости имеет полисистемный характер. Поэтому и работа по ее предупреждению и преодолению также должна быть системной, и для достижения успеха необходимо активное сотрудничество всех участников образовательной деятельности: и педагогов, и психологов, и медиков, и родителей школьников, и, конечно, сами обучающиеся!
Направления совместной деятельности всех названных субъектов известны. Это диагностика, консультирование, профилактика, терапия (коррекция), воспитание и развитие, что в объединенном виде можно назвать медико-психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса.
Диагностика – исследование хода образовательного процесса, причин неуспеваемости, индивидуально-личностных свойств обучающихся (медицинская, психологическая и педагогическая). В результате выявляются состояние и динамика успеваемости и неуспеваемости в целом и у отдельных школьников.
Консультирование проводится на основе материалов диагностики и теоретических знаний путем информирования и просвещения родителей, школьников, педагогов и психологов; разрабатываются и предлагаются конкретные рекомендации по работе со слабоуспевающими, их родителями. Особые консультации могут быть даны медиками, психологами и педагогами, в том числе друг для друга.
Профилактика – пропедевтическая деятельность психологов, педагогов, медиков и родителей, направленная на обеспечение успешной учебы и полноценного развития для всех школьников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, оказание помощи всем нуждающимся в ней школьникам, устранение пробелов в знаниях, формирование умения учиться, повышение эффективности обучения, воспитания и развития.
Терапия и коррекция – общая работа участников образовательного процесса по совершенствованию образовательной деятельности, устранению отставания и неуспеваемости; развитие способностей школьников, мотивации учения; повышение уровня учебной активности, ответственности, самостоятельности и инициативности школьников.
Воспитание и развитие школьников – совместная деятельность субъектов образования по социализации, формированию и развитию личностных качеств школьников – их жизненных потребностей и ценностей, целей и идеалов, мотивов жизни и учения, интеллекта, чувств и воли, способностей и положительных черт характера, учебно важных качеств, коммуникативных свойств личности.
Очевидно, что в работе со слабоуспевающими наибольший успех дает индивидуально-личностный подход в обучении, позволяющий усиливать мотивацию учения, повышать познавательную активность, овладевать культурой учебного труда и преодолевать возникающие трудности.
Существует ряд правил, разработанных педагогами и психологами:
1. Не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, обязательно разбивать учебные задачи на отдельные этапы (шаги).
3. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
4. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.
5. Создавать особые условия опроса: давать больше времени для обдумывания ответа у доски и возможность последовательно излагать материал, ориентируясь на наводящие вопросы или на подготовленный план, а также на наглядные пособия, схемы, таблицы и т.п.
6. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, доброжелательную атмосферу.
7. Включать детей в индивидуально-групповую работу. Шире использовать разноуровневые тренировочные и проверочные задания, творческие задания с возможностью выбора.
8. Использовать в процессе обучения «Карточки помощи», «Памятки для учеников».
9. Уделять внимание игровой деятельности на уроке (разумеется, с учетом возрастных особенностей).
10. На этапе усвоения нового материала акцентировать внимание слабых школьников на самых важных, трудных моментах. Чаще задавать им вопросы, чтобы выяснить степень понимания материала.
11. При выполнении самостоятельной работы давать такие упражнения, которые направлены на устранение типичных ошибок.
12. Всегда отмечать положительную динамику в работе, укреплять веру ребенка в свои силы, закреплять ситуацию успеха.
Необходимо помнить, что правила эффективны только тогда, когда они используются комплексно и систематически, а не от случая к случаю.
__________________________________________________________________
* Николай Иосифович Мурачковский — кандидат психологических наук. Закончил аспирантуру при МГПИ им. М. Горького, где работал под руководством известного психолога, профессора Н.А. Менчинской. Защитил диссертацию по теме «Разработка типологии школьников для организации дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания» в Москве.
** Ю́рий Константи́нович Баба́нский — советский педагог, академик АПН СССР. Предложил систему конкретных рекомендаций по выбору эффективных форм и методов предупреждения неуспеваемости и второгодничества, основанную на всестороннем изучении причин неудач школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся»
Выступление на методическом объединении на тему: «Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся»...
Новые образовательные технологии в урочной деятельности как одно из условий повышения качества образования учащихся.
Возможности персонального сайта практически неисчерпаемы во всех сферах педагогической деятельности...
Тема по самообразованию. Работа с текстом, как одно из средств повышения качества образования (формирования ключевых компетенций)
Сегодня, в условиях модернизации образования, недостаточно дать учащемуся знания, нужно научить его овладеть методикой познания.Осуществить это можно при условии активной познавательной де...
Применение информационных технологий на уроках изобразительного искусства как одна из форм повышения качества знаний учащихся
Обобщение опыта работы по теме "Применение информационных технологий на уроках изобразительного искусства как одна из форм повышения качества знаний учащихся"...
Проектно – исследовательская деятельность учащихся как одна из технологий повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС
Под исследовательской деятельностью понимается такая форма организации работы на уроке, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами ...
Работа с одаренными детьми - одно из направлений повышения качества образования.
Презентация к педагогическому совету....