Ментальная карта как средство развития общей функциональной грамотности современного школьника на уроках обществознания
учебно-методический материал
« Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А. А. Леонтьев
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. международной организацией ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сент. 1965) был предложен термин функциональная грамотность, а в 1978 пересмотрен текст рекомендации о международной стандартизации статистики в области образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы.
Таким образом, в современном мире функциональная грамотность стала одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- Коммуникативная
- Информационная
- Деятельная
Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №29»
МО Березники, Пермский край
Ментальная карта как средство развития общей функциональной грамотности современного школьника
на уроках обществознания
подготовила:
Елена Александровна Анисимова,
учитель обществознания и истории
высшей квалификационной категории
Березники, 2020
Ментальная карта как средство развития общей функциональной грамотности современного школьника
на уроках обществознания
« Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А. А. Леонтьев
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. международной организацией ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сент. 1965) был предложен термин функциональная грамотность, а в 1978 пересмотрен текст рекомендации о международной стандартизации статистики в области образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы.
Таким образом, в современном мире функциональная грамотность стала одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- Коммуникативная
- Информационная
- Деятельная
Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание.
В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.
На уроках истории и обществознания я использую различные современные технологии с целью формирования функциональной грамотности учащихся.
Одним из таких методов является технология интеллект - карт.
Технология интеллект - карт - это особый метод записи информации в форме радиантной структуры. Эту технологию относят к активным методам обучения. Ее можно использовать не только при составлении конспекта, но и при планировании своего дня, бюджета, подготовки презентаций, составления логических цепочек и т.д.
Название технологии произошло от англ. Mind Map, что в переводе имеет множество значений:
∙«интеллект-карта»
∙«карта ума»
∙«карта мыслей»
∙«карта мышления»
∙«ментальная карта»
∙«карта разума»
∙«карта памяти»
∙«ассоциативная карта»
Главная задача учителя в современном образовательном пространстве сохранить индивидуальность каждого ребенка. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление.
Интеллект - карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени".
Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект - карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Создание интеллект - карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.
При помощи «Интеллект - карты» легче выделить основную мысль: она размещена в центре листа, четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии. Лучше видны связи между ключевыми понятиями. В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее. Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок. На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным. Составление интеллект - карт поднимает мышление на новую высоту. Если обычный, линейный вид записей ведет свое начало из Средневековья, то карты ума – принадлежность века компьютерных технологий. Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.
Как это делается?
Как сказано выше, «Интеллект - карты» или «Ментальные карты» – удобный способ структурирования информации, где главная тема находиться в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы. В самом начале использования вам нужно определиться с темой – словом или небольшим определением, которое будет задавать направление всем вытекающим данным.
«Вытекающим» сказано не просто так: вам нужно задавать различные течения последующей информации, рисуя новые и новые ветви.
Несколько деталей, на которые следует обратить внимание:
- Яркие цвета
Психология человека устроена таким образом, что сначала мы воспринимаем цвета, линии, общую структуру, а потом уже вдаемся в символы: буквы, составляющие текст. Поэтому полезно выделять выдающиеся моменты яркими ручками, маркерами, карандашами и др.
- Особенные стили
Основываясь на том же принципе психологии, будет неплохо, если при использовании карты каждая ветвь будет оформлена в каком-то особенном, отличном от других ветвей стиле. В этом случае будет меньше шансов спутать информацию.
- Система обозначений
Цепочка мыслей в сознании может возникать очень быстро, и так же быстро сменяться другой. Поэтому, чтобы исключить риск неполного заполнения ментальной карты, рекомендую заранее придумать и ввести в использование свою собственную систему символов: для экономии времени.
- Иллюстрации и изображения
Не ограничивайтесь одним только текстом. Дополнительные визуальные материалы сделают заключенную в карту информацию еще более простой для восприятия
- Дополнительные заметки
Весь эффект может быть потерян, если вы начнете перебарщивать с текстом. Для углубления материала можно использовать сноски на специальные небольшие бумажки-закладки, где упомянутая тема будет пояснена чуть более подробно, чем это позволяет карта.
- Однозначность
Четко излагайте материал на уровнях карты, в противном случае ментальная карта так и не выполнит своей задачи: не поможет вам успешней анализировать информацию
Учащиеся могут, как сами составлять интеллект - карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект - карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как в ручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти бесплатную версию.
Преимущества интеллект - карт перед другими методами:
∙ экономия 50% времени на конспект;
∙концентрация информации на важных моментах;
∙визуально четкие ассоциации;
∙улучшение запоминания.
Метод интеллект - карт можно использовать на разных типах и формах урока:
∙ изучение нового материала;
∙закрепление материала;
∙ обобщение материала;
∙ написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы;
∙ подготовка проекта, презентации;
∙ аннотирование;
∙конспектирование.
Данный метод дает возможность учителю:
∙ повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся;
∙ развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности;
∙ активизировать деятельность;
∙ выявлять причины когнитивных затруднений;
∙ корректировать знания учащихся.
Эффективность данного метода заключается в том, что он:
∙ отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития;
∙ позволяет в интерактивном режиме вести работу по обобщению и закреплению изученного, особенно хорошо при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время;
∙приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;
∙ практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект - карт и как справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании
Или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании презентации, организации индивидуальной и групповой работы ;
∙ с помощью интеллект - карт можно развивать такие метапредметные умения как: умение общаться с текстами: понимать их, анализировать, извлекать нужную информацию, сжимать,
кодировать в форме интеллект - карты.
В современном мире с большим потоком информации, применение ментальных карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Список использованной литературы
1.Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения / В. М. Акименко // Начальная школа плюс до и после. — 2012 — №7
2. Бершадская Е.А. Применение метода интеллект-карт в учебном процессе.//Электронное издание «Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов
общественного развития: сборник научных статей международной научно-практической конференции, 19-21 июня, 2012 г.» М.: ФГАОУ АПК и ППРО, 2012
3. Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. Применение методов «Mind Maps» для повышения информационной компетентности обучаемых [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://bershadskiy.ru/
4. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения / Н. Д. Гальскова. — М.: Аркти-Гласа.
5. Щербатых И. В. ФГОС, а зачем это надо? Формирование УУД на уроках истории // Молодой ученый. — 2015 — №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ментальная карта как средство развития мотивации обучения и креативного мышления на уроках истории
Высокие темпы развития современного общества, инновационные процессы, происходящие в начале XXI века в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования ...
Заявка на КПК «Эффективное управление процессом формирования и развития функциональной грамотности: теория и практика» (Обществознание)
2021-2022 уч.год...
«Технология «педагогическая мастерская по восстановлению текста (лекции)» как средство развития социально-гуманитарной грамотности обучающихся при изучении обществознания»
Педагогическое мастерство необходимо постоянно совершенствовать. Активно использовать в своей практической деятельности сочетание различных технологий для более эффективного обучения.В связи с этим пе...
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА И ПРИЁМЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В статье рассматриваются понятие и компоненты функциональной грамотности, одним из которых является читательская грамотность. Отмечается, что читательская грамотность – относительно молодое поня...
"Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии через организацию работы с картой"
+...
Использование возможностей современной цифровой образовательной среды для развития функциональной грамотности обучающихся на уроках литературы
Методический продукт проблемно-творческой группыгородского профессионального объединения учителей русского языка и литературы[1]:Комплект методических разработок уроков по литературе с использованием ...
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках обществознания
Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грам...