Ментальная карта как средство развития общей функциональной грамотности современного школьника на уроках обществознания
учебно-методический материал

Анисимова Елена Александровна

 

« Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

А. А. Леонтьев

 Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г.                                      международной организацией ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сент. 1965) был предложен термин функциональная грамотность, а в 1978 пересмотрен текст рекомендации о международной стандартизации статистики в области образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы.

Таким образом, в современном мире функциональная грамотность стала одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

  • Коммуникативная
  • Информационная
  • Деятельная

Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №29»

МО  Березники, Пермский край

Ментальная карта как средство развития общей функциональной грамотности современного школьника

 на уроках обществознания

подготовила:

Елена Александровна Анисимова,

учитель обществознания и истории

высшей квалификационной категории

Березники, 2020

Ментальная карта как средство развития общей функциональной грамотности современного школьника

 на уроках обществознания

« Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

А. А. Леонтьев

 Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г.                                      международной организацией ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сент. 1965) был предложен термин функциональная грамотность, а в 1978 пересмотрен текст рекомендации о международной стандартизации статистики в области образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы.

Таким образом, в современном мире функциональная грамотность стала одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

  • Коммуникативная
  • Информационная
  • Деятельная

Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание.

        В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.

 На уроках истории и обществознания я использую различные современные  технологии с целью формирования функциональной грамотности учащихся.

Одним из таких методов является технология интеллект - карт.

Технология интеллект - карт - это особый метод записи информации в форме радиантной структуры. Эту технологию относят к активным методам обучения. Ее можно использовать не только при составлении конспекта, но и при планировании своего дня, бюджета, подготовки презентаций, составления логических цепочек и т.д.

Название технологии произошло от англ. Mind Map, что в переводе имеет множество значений:

«интеллект-карта»

«карта ума»

«карта мыслей»

«карта мышления»

«ментальная карта»

«карта разума»

«карта памяти»

«ассоциативная карта»

Главная задача учителя в современном образовательном пространстве сохранить индивидуальность каждого ребенка. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление.

Интеллект - карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени".

Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект - карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Создание интеллект - карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

При помощи «Интеллект - карты» легче выделить основную мысль: она размещена в центре листа, четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии. Лучше видны связи между ключевыми понятиями. В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее. Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок. На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным. Составление интеллект - карт поднимает мышление на новую высоту. Если обычный, линейный вид записей ведет свое начало из Средневековья, то карты ума – принадлежность века компьютерных технологий. Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.

Как это делается?

Как сказано выше, «Интеллект - карты» или «Ментальные карты» – удобный способ структурирования информации, где главная тема находиться в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы. В самом начале использования вам нужно определиться с темой – словом или небольшим определением, которое будет задавать направление всем вытекающим данным.

«Вытекающим» сказано не просто так: вам нужно задавать различные течения последующей информации, рисуя новые и новые ветви.

Несколько деталей, на которые следует обратить внимание:

  1. Яркие цвета

Психология человека устроена таким образом, что сначала мы воспринимаем цвета, линии, общую структуру, а потом уже вдаемся в символы: буквы, составляющие текст. Поэтому полезно выделять выдающиеся моменты яркими ручками, маркерами, карандашами и др.

  1. Особенные стили

Основываясь на том же принципе психологии, будет неплохо, если при использовании карты каждая ветвь будет оформлена в каком-то особенном, отличном от других ветвей стиле. В этом случае будет меньше шансов спутать информацию.

  1. Система обозначений

Цепочка мыслей в сознании может возникать очень быстро, и так же быстро сменяться другой. Поэтому, чтобы исключить риск неполного заполнения ментальной карты, рекомендую заранее придумать и ввести в использование свою собственную систему символов: для экономии времени.

  1. Иллюстрации и изображения

Не ограничивайтесь одним только текстом. Дополнительные визуальные материалы сделают заключенную в карту информацию еще более простой для восприятия

  1. Дополнительные заметки

Весь эффект может быть потерян, если вы начнете перебарщивать с текстом. Для углубления материала можно использовать сноски на специальные небольшие бумажки-закладки, где упомянутая тема будет пояснена чуть более подробно, чем это позволяет карта.

  1. Однозначность

Четко излагайте материал на уровнях карты, в противном случае ментальная карта так и не выполнит своей задачи: не поможет вам успешней анализировать информацию

Учащиеся могут, как сами составлять интеллект - карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект - карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как в ручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти бесплатную версию.

Преимущества интеллект - карт перед другими методами:

 экономия 50% времени на конспект;

концентрация информации на важных моментах;

визуально четкие ассоциации;

улучшение запоминания.

Метод интеллект - карт можно использовать на разных типах и формах урока:

 изучение нового материала;

закрепление материала;

 обобщение материала;

 написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы;

 подготовка проекта, презентации;

 аннотирование;

конспектирование.

Данный метод дает возможность учителю:

 повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся;

 развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности;

 активизировать деятельность;

 выявлять причины когнитивных затруднений;

 корректировать знания учащихся.

Эффективность данного метода заключается в том, что он:

 отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития;

 позволяет в интерактивном режиме вести работу по обобщению и закреплению изученного, особенно хорошо при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время;

приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;

 практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект - карт и как справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании

Или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании презентации, организации индивидуальной и групповой работы ;

 с помощью интеллект - карт можно развивать такие метапредметные умения как: умение общаться с текстами: понимать их, анализировать, извлекать нужную информацию, сжимать,

кодировать в форме интеллект - карты.

В современном мире с большим потоком информации, применение ментальных карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Список использованной литературы

1.Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения  / В. М. Акименко // Начальная школа плюс до и после. — 2012 — №7

2. Бершадская Е.А. Применение метода интеллект-карт в учебном процессе.//Электронное издание «Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов

общественного развития: сборник научных статей международной научно-практической конференции, 19-21 июня, 2012 г.» М.: ФГАОУ АПК и ППРО, 2012

 3. Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. Применение методов «Mind Maps» для повышения информационной компетентности обучаемых [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://bershadskiy.ru/

4.  Гальскова Н. Д. Современная методика обучения / Н. Д. Гальскова. — М.: Аркти-Гласа.

5. Щербатых И. В. ФГОС, а зачем это надо? Формирование УУД на уроках истории // Молодой ученый. — 2015 — №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальная карта как средство развития мотивации обучения и креативного мышления на уроках истории

Высокие темпы развития современного общества, инновационные процессы, происходящие в начале XXI века в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования ...

«Технология «педагогическая мастерская по восстановлению текста (лекции)» как средство развития социально-гуманитарной грамотности обучающихся при изучении обществознания»

Педагогическое мастерство необходимо постоянно совершенствовать. Активно использовать в своей практической деятельности сочетание различных технологий для более эффективного обучения.В связи с этим пе...

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА И ПРИЁМЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В статье рассматриваются понятие и компоненты функциональной грамотности, одним из которых является читательская грамотность. Отмечается, что читательская грамотность – относительно молодое поня...

Использование возможностей современной цифровой образовательной среды для развития функциональной грамотности обучающихся на уроках литературы

Методический продукт проблемно-творческой группыгородского профессионального объединения учителей русского языка и литературы[1]:Комплект методических разработок уроков по литературе с использованием ...

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках обществознания

Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грам...