Инновации школы
статья

Анашкина Ирина Владимировна

Инновационная школа - это учебное заведение, деятельность которого осуществляется за счет авторских идей и технологий. Она отличается не только инновационностью авторских идей по перестройке учебного процесса, но также альтернативностью, концептуальностью, социально-педагогической целесообразностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii_shkoly.docx40.03 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность школы и учителя физики

Инновационная школа - это учебное заведение, деятельность которого осуществляется за счет авторских идей и технологий. Она отличается не только инновационностью авторских идей по перестройке учебного процесса, но также альтернативностью, концептуальностью, социально-педагогической целесообразностью.

На сегодняшний день в школьном образовании применяются самые разные педагогические инновации. Их эффективность зависит от сложившихся традиций в учебном заведении и способности педагогов воспринимать эти инновации.

На данный момент  инновационной можно считать  деятельность  школы в следующих направлениях:
- обновление содержания образования в связи с введением ФГОС;
- внедрение новых педагогических технологий и методик;
- инновации в организации образовательного процесса;
- организация интеллектуально-творческой деятельности учителей  и учащихся;
- организация методической работы с педагогическими кадрами, осуществляющими инновационную деятельность;
-  реализация инновационных педагогических проектов и программ;
- работа над созданием имиджа школы,  благоприятной воспитательной среды.

На протяжении всего времени существования наша  школа работает в инновационном режиме.  Мы не считаем уже инновацией внедрение ИКТ, т.к. в школе  давно функционирует единое информационное образовательное пространство,  придается большое значение вопросам формирования информационной грамотности всех участников образовательного процесса. Оснащение новой школы современным оборудованием сделало необходимостью владение ИКТ. 100% педагогов школы применяют в процессе обучения и воспитания информационно-коммуникативные технологии.  Результатом внедрения ИКТ во все сферы жизни школы является повышение качества образовательного процесса.

 Учителя школы владеют современными образовательными технологиями. Рейтинг популярных педагогических технологий  таков:

Остановлюсь на двух направлениях инновационной деятельности МБОУ ТСОШ №1 им. А.А.Мезенцева и моей как учителя физики.

 В 2007 году наша школа получила статус районной экспериментальной площадки.  Удаленность поселка от культурных и научных центров стала  основной причиной выбора темы работы: «Дистанционное образование как основа расширения мировоззренческих позиций школьников»

 Цель: Моделирование обогащающего школьного образования и личностного развития учащегося на основе дистанционного образования

Задачи:

  • Изучить и разработать новые походы к администрированию УВП, формирования его целей, содержания и технологий  при переходе от замкнутого локального образовательного пространства к открытой образовательной среде
  • Изучить и создать нормативно-правовое обеспечение образовательной системы в условиях внедрения дистанционного образования
  • Усовершенствовать организационную структуру школы с целью обеспечения эксперимента необходимыми структурными подразделениями и кадрами
  • Обеспечить развитие личности каждого учащегося на основе создания условий для самоопределения и самореализации в контексте принципов открытого образования
  • Организовать работу по созданию программного и методического обеспечения ДО как педагогов, так и детей
  • Создать модельный опыт комплексного ведения исследовательской, методической, информационной, консультационной, экспертной, менеджерской деятельности, направленной на расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства школы

Работа РЭП не была завершена в связи с оптимизацией образовательного процесса ( были выведены из штата педагог-психолог, социальный педагог, сокращены ставки заместителей директора, упразднена должность заместителя директора по НМР), уходом научного руководителя из-за отсутствия финансирования.

Уже не в рамках РЭП мы продолжаем работу  по теме "Дистанционное образование как основа расширения мировоззренческих позиций школьников"

Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве.

Особенность учебной деятельности состоит в том, что ее результатом является изменение самого учащегося, учебная же деятельность в дистантном режиме служит развитию у школьника специфических умений, необходимых ему для решения поставленных учебных задач с помощью средств телекоммуникаций и ресурсов сети Интернет.

Познавательно-продуктивная деятельность учащихся  нашей школы реализуется в системе таких форм, как дистанционные конкурсы и  олимпиады, проекты и курсы. Основной целью такой деятельности в дистанционном обучении является приобретение и развитие учащимися умений создавать творческий продукт с использованием средств телекоммуникаций.

Коммуникативная деятельность учащихся в дистанционном обучении отличается от соответствующей очной формы возможностью участия в ней субъектов с различными качественными характеристиками. Круг субъектов дистанционной коммуникативной деятельности практически не ограничен ни количеством, ни географическим пространством, ни часовыми поясами. Творческий образовательный продукт, создаваемый учащимися в ходе познавательно-продуктивной деятельности в дистантном режиме, вносится на обсуждение в электронные конференции и чат-дискуссии, что увеличивает образовательное пространство для участников дистанционных форм обучения, позволяет им представить свою продукцию для более широкого круга пользователей, услышать вариативность мнений и суждений относительно созданных творческих продуктов, вступить в образовательную коммуникацию с субъектами дистанционного обучения, имеющими различные функции.

Начиная с 2007 года учителями информатики и ИКТ  организовано дополнительное образование учащихся школы. Для этого как вариант эффективного применения дистанционного образования  используется  сетевая модель расширенного  обучения с помощью Интернет — обучения в негосударственном образовательном учреждении «Роботландский Сетевой Университет» под руководством А.А. Дуванова. RU работает совместно с Российской Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования и  газетой «Информатика» (издательский дом «Первое сентября»).  Учащиеся оканчивают курсы «Азы информатики», «Пишем на компьютере», «Рисуем на компьютере», «Web-конструирование».

 На протяжении нескольких лет учащиеся школы обучаются в Дистанционной математической школе (ДМШ),  организаторами которой являются  Новосибирский центр продуктивного обучения «Школа-плюс», Межрегиональный оргкомитет  конкурсов программы ИИПО СЗО РАО «Продуктивные конкурсы для всех», Центральный оргкомитет конкурса "Человек и природа".

ДМШ адресована учителям математики, занимающимся дополнительным (факультативы, элективные курсы, спецкурсы) математическим образованием учащихся 2-10-х классов общеобразовательных учреждений.

"Удивительный мир физики" — телекоммуникационный образовательный проект, проводимый Ярославским Центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании совместно с Ярославским государственным педагогическим университетом им. К.Д. Ушинского. Участие в проекте командное (от 3 до 5 человек).

В течение нескольких лет  под моим руководством команды участвовали в телекоммуникационном образовательном проекте "Удивительный мир физики". Участие в проекте заключается  в ответах на вопросы онлайн-викторины через систему онлайн-тестирования,  выполнении исследовательских заданий в Виртуальном кабинете и выполнении   творческих работ. Участие в проекте командное. Например для одинадцатиклассников требовалось провести исследование зависимости коэффициента трения от различных факторов (характера поверхности, внешних условий и т.д.) Наша экспериментальная работа признана одной из лучших на проекте. Команды получили Сертификаты участников проекта, а я Благодарственные письма Оргкомитета проекта. Участие в телекоммуникационных проектах увлекательно и для школьников и для меня.  К сожалению не всегда находиться время для более активной работы в этом проекте.

Образовательная траектория Центра «Снейл» — это обучающие конкурсы, предметные олимпиады и недели, конкурсы-игры и конкурсы для всей семьи, конкурсы и олимпиады для учителей, обучающие всеобучи и оргдеятельностные проекты. Каждый, ориентируясь на свои предпочтения и образовательные цели, может сделать выбор и определить для себя собственный путь получения нового знания.

Формы дистанционного обучения - проекты, курсы, олимпиады, электронные конференции и форумы осуществляются на основе применения телекоммуникационных технологий. В связи с особенностями учебной деятельности в дистантном режиме, необходимо осваивать  образовательные технологии, методы и способы осуществления учебной деятельности, которые отличаются от очных аналогов благодаря интеграции информационных и педагогических технологий. Значительное расширение информационной образовательной среды, увеличение возможности коммуникаций школьников и педагогов с коллегами из других школ и стран, доступ к мировым информационным базам способны обеспечить возрастание мотивации учащихся к обучению, усиление их творческой составляющей в учебной деятельности, образовательной продуктивности как условий жизни в современном открытом мире.

Обозначу две главных проблемы,  которые встретились в процессе разработки и внедрения данной инновации:

  1. Работа РЭП  по теме «Дистанционное образование как основа расширения мировоззренческих позиций школьников»   не была завершена, не были сделаны выводы о проделанной работе, и  дальнейшее дистанционное образование осуществлялось бессистемно.
  2. Стоимость образовательных услуг, предлагаемых в дистанционном режиме часто не соответствует материальному положению участников образовательного процесса, другими словами многие семьи не в состоянии оплатить данные услуги.

Каждая школа рано или поздно переходит в режим развития. Но школа не может начинать преобразования с чистого листа. Она обязательно использует накопленный десятилетиями опыт, традиции, устои и, творчески используя все лучшее, выстраивает линию своего дальнейшего развития. И никогда не помешает разумная достаточность, оптимальная вера, баланс новаций и накопленного опыта, нововведения и традиции. А главное, что должно учитываться при работе школы в любом режиме – это интересы каждого отдельного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в образовании. Инновационный процесс в сельской школе.

Инновация в образовании: инновация в обучении, инновация в воспитании, инновация в управлении, инновация в переподготовке кадров....

Статья "ИННОВАЦИИ В ПРИКЛАДНОМ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЬЮТЕРА: МАСТЕР-КЛАССЫ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «КОМПЬЮТЕР, Я И МОЯ СЕМЬЯ»

Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в...

ПОНЯТИЕ «ИННОВАЦИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Раскрытие инновационных методов в школьной практике....

Школа будущего изнутри. Презентация по инновациям.

В ролике описаны все модули системы с предоставляемыми возможностями для каждого участника учебного процесса....

Проект: «Информационно - технологические инновации в общеобразовательной школе».

Проект: «Информационно - технологические инновации в общеобразовательной школе»....

Проект: «Информационно - технологические инновации в общеобразовательной школе».

Проект: «Информационно - технологические инновации в общеобразовательной школе»....