Представление опыта работы МБОУ ООШ №5 «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ»
учебно-методический материал по теме
Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Городское методическое объединение
заместителей директоров по УР
«Организация проектной
и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности»
Место проведения: МБОУ ООШ №5
Дата проведения: 03.11.2015г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №5»
муниципального образования «город Бугуруслан»
Представление опыта работы
МБОУ ООШ №5
«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ»
Подготовила: зам. директора по УВР Н.М. Матяскина
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
(СЛАЙД) Свое выступление хочу начать со слов Константина Дмитриевича Ушинского «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур.
Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. (СЛАЙД) И не случайно «Проект» от лат. – двинутый вперед. Совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта, теоретического продукта, это что-либо, что задумывается, планируется и реализуется.
(Слайд) Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.
(СЛАЙД) В ходе проектирования учителя нашей школы являются консультантами: дают рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляют в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждают с учащимися этапы реализации проекта.
С 2014-2015 учебного года администрация и педагогический коллектив нашей школы активно использует преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся. В школе разработана комплексно – целевая программа «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся». Суть программы состоит в том, чтобы проектную деятельность, правильно организовать, сделать средой для формирования и развития ключевых компетенций учащихся.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития обучающихся в современном мире, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Оценивая опыт использования проектной деятельности для формирования ключевых компетенций обучающихся в образовательной системе нашей школы, можно отметить следующие моменты.
Проектная деятельность в школе осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и во внеурочной деятельности.
Проектная деятельность в учебном процессе используется педагогами как начальной школы, так и в основном звене. Учебное проектирование учащиеся осваивают на уроках химии, биологии (Варламовой В.И.), географии (Быковой Ю.А)., физики, математики (Теплова Г.П., Хамитова Ю.Е.) истории, обществознании (Мосман Л.Н.), русский язык и литература (Харитонова М.Е., Шнайдер А.А., Хуснуллина Е.О). Результаты выполненных проектов можно увидеть: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Некоторые виды проектов предполагают в качестве конечного продукта изготовление плакатов на уроках английского языка, написание эссе (литература, обществознание), исследований (география, технология, биология) и т.д.
Проектное обучение создает положительную мотивацию у обучающихся школы для самообразования. Поиск нужных материалов, требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, 100% учащихся обращаются не только к к учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке, дополнительной литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня общеучебных умений (СЛАЙД)
КАКИЕ ИМЕННО ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
ФОРМИРУЮТСЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЖНО УВИДЕТЬ НА СЛАЙДЕ
Рефлексивные умения:
• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться
для решения поставленной задачи
Поисковые (исследовательские) умения:
• Умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения проблемы
• Умение выдвигать гипотезы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействовать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
• Навыки делового партнерского общения
• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Менеджерские умения и навыки:
• Умение проектировать процесс (изделие)
• Умение планировать деятельность, время, ресурсы
• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
Коммуникативные умения:
• Умение инициировать учебное взаимодействие
со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.
• Умение вести дискуссию
• Умение отстаивать свою точку зрения
• Умение находить компромисс
• Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
Презентационные умения и навыки:
• Навыки монологической речи
• Умение уверенно держать себя во время выступления
• Артистические умения
• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
• Умение отвечать на незапланированные вопросы
(СЛАЙД) Еще один вид проектной деятельности, который применяется учителями нашей школы на уроке – это межпредметные проекты, которые разрабатываются на стыке нескольких учебных дисциплин и требуют от обучающихся большой эрудиции (информатика-английский язык, литература-русский язык, литература-английский язык). Проектная деятельность предметного и метапредметного характера выполняется учащимися по их свободному выбору. Примером могут служить работы учащихся школы: «Лоскутная Арифметика»-рук. Рафикова С,Б, , «Влияние среды на развитие растения из семян»-Кузнецова С.Г., «Влияние интернет – сленга на речевую культуру современной молодежи»- Хуснуллина Е.О. Такого рода проекты носит развивающий, личностный характер, требуют решения сложных задач из разных научных и социальных полей, привлечения знаний, полученных из различных источников, быстрой реакции, навыков сотрудничества, понимания, умения работать в команде, аргументации решений и отстаивания своего мнения.
Проектная деятельность требует от учащихся определенных навыков научной работы. С этой целью для учащихся в 5,6 классах, учителями Шнайдер А.А., Химитовой Ю.Е. разработана и второй год преподается проектная деятельность по русскому языку «Загадки русского языка» и математике «В мире чисел». Цель данного вида работы – это развитие проектной компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности. Содержание базируется ведении научной работы, основах методологии научного исследования, оформления текстов.
(СЛАЙД) С целью создания условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, привития навыков проектной деятельности для учащихся начальной школы разработана программа «Город Мастеров», рассчитана программа на 4 года обучения. В программы включены наиболее понятные для данного возраста и актуальные проекты «Мой любимый город – Бугуруслан», «Космос – взгляд в будущее»; «Город, в котором я родился», «Наш город в будущем», «Космос, его освоение, изучение», «Родословное древо моей семьи», «Герб моей семьи», «Моя семья»; «Новогодние поздравления ветеранов города Бугуруслана», «Открытка ветерану», «Международный женский день 8 марта», «Узоры из природных материалов» и другие. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у детей умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся за 4 года стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. Проектная деятельность в начальной школе подкреплена любознательностью младших школьников, а также мотивированностью родителей показать успехи своих детей. Родители школьников активны при работе над проектами, родитель вовлекается в жизнь и проблемы своего ребенка, вместе с ним открывает новые горизонты. В школах все чаще можно видеть, как на школьных научно-практических конференциях - поддержать своих детей приходят не только родители, но и их родственники, бабушки, или дедушки.создании индивидуальных проектов_________________________________________________________
(СЛАЙД) В школьном музее на основе материалов поисковой работы проводятся уроки Мужества и экскурсии (используются материалы исследовательских проектов «Наш земляк Куколев…..», «Бугурусланцы в годы Великой Отечественной войны», «Их именами названы улицы города» и др.
Деятельность школьного научно-практической конференции регламентирована нормативными документами: Положение о НОУ. Разработаны требования к оформлению работ учащихся, критерии оценки исследовательских работ.
Однако главным организационно-социальным проектом является организация научно-практической конференции учащихся школы «Маленький шаг - большая наука». Школьная научно-практическая конференция - основная и ключевая форма презентации достижений учащихся в исследовательской, проектной учебной и внеурочной деятельности, способствующая формированию ключевых компетентностей, в частности, организационной. Целью конференции является выявление одаренных детей, поддержка творчества школьников, конкурсный смотр самого яркого и интересного, что сделано учащимися за текущий год во всех видах научно-исследовательской, практической и творческой деятельности. (Слайд)В прошлом году заявлено на школьный этап 17 работ, на город заявлено 13 работ, где 12 получили призовые места.
В 2015-2016 учебном году появилась идея проведения конференции с приглашение выпускников, родителей, авторов докладов из других школ. На муниципальной научно – практической конференции учащиеся начальной школы наравне со старшеклассниками представляют свои проекты, представляют на школьной научно – практической конференции интересные, содержательные проекты, выполненные с использованием различных методов исследования (поисковых, эвристических, дискуссионных, метода мозгового штурма и ролевой игры). Часто проекты учащихся начальной школы носят долговременный характер и представляют собой групповую работу
Большими возможностями в осуществлении проектной деятельности располагает школьная детская организация «Все на 5». Проекты, реализуемые в рамках этого движения, под руководством Максимовой М.В., Быковой Ю.А. являются организационно – социальными проектами, воспитывают гражданскую позицию школьников, формируют их лидерские качества. Очень интересным получился проект школьной детской организации «Школьный двор» под руководством Быковой Ю.А.
Начиная с прошлого года, конференция переросла в День учебных проектов. В этом учебном году Управляющий Совет Школы принял решение о ежегодном поощрении школьников, предоставивших лучшие работы на школьную научно – практическую конференцию. Лучшие работы учащихся хранятся в школьной библиотеке и любой желающий может воспользоваться материалами для подготовки к уроку, написанию доклада или реферата, компьютерные презентации служат хорошим иллюстративным материалом для учителя на уроке.
(СЛАЙД)В современном понимании проект – это шесть «П»: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Шестое "П" проекта - это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, отчеты и др.
Технология ведения ученического портфолио отрабатывается в нашей школе Причем, если изначально многие дети, родители и даже педагоги относились к идее портфолио отрицательно, не понимая его смысла, то сейчас портфолио - это своеобразная визитная карточка ученика. И чем больше ученик мотивирован на творческую и проектную деятельность, тем больше для него представляет ценность портфолио, отражающее не только его достижения, но и индивидуальность
Для успешного осуществления проектной деятельности в школе есть необходимое информационно – технологическое оборудование: компьютерный класс, который соединен локальной сетью и имеет доступ к сети Интернет, мультимедийный проектор,
Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП школы является учитель. Для успешной реализации компетентностного подхода, проектной деятельности необходима грамотная организация методической поддержки учителей. С этой целью в школе в рамках комплексно – целевой программы «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся» были разработаны и проведены обучающие семинар «Технология компетентностно-ориентированного образования. Метод проектов», на заседаниях школьных методических объединений рассмотрен вопрос «Разработка тематического поля проектной деятельности».
Такая работа имеет свои положительные результаты: с каждым годом растет количество участников школьной научно – практической конференции, качество самих исследовательских работ становится лучше, требования к содержанию и оформлению соблюдены в большинстве из них. Увеличилось количество учащихся, занимающих призовые места на конкурсах проектов и исследовательских работ муниципального и Сами педагоги проявляют значительный интерес к разработке педагогических проектов. Так, с этого учебного года успешно реализуется проект, разработанный творческой группой классных руководителей «Опять двойка», в котором отрабатывается модель социально-педагогического взаимодействия с родителями детей, имеющих трудности в обучении.
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова можно считать и девизом проектной деятельности в нашей школе.
По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты. В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проектов:
1. Исследовательские – такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов разработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
2. Творческие – такие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
3. Ролевые, игровые – в таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.
4. Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура такого проекта может быть следующей:
5. Практико-ориентированные (прикладные) – эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...
Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность учащихся
Понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-ме-тодологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную соста...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии
В статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...

Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».
Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства»....

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и обла...

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."
Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии
Статья Формирование ключевых компетенцийчерез проектную деятельность учащихся на уроках географии...