Роль исследовательской деятельности в личностном развитии учащегося.
учебно-методическое пособие
Роль исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_issledovatelskoy_deyatelnosti_v_lichnostnom_razvitii_uchashchegosya.docx | 39.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль исследовательской деятельности в личностном развитии учащегося.
«Никакой человек в мире не родится готовым,
то есть вполне сформировавшимся,
но всякая его жизнь есть ни что иное,
как беспрерывно движущееся развитие,
беспрестанное формирование».
В.Г.Белинский.
Гармоничному развитию личности обучающегося в настоящее время уделяется большое внимание в учебно-образовательном процессе. Одна из его составляющих – приобщение детей к познанию, исследованию изучаемых явлений. Для этого в образовательных учреждениях создаются благоприятные условия, способствующие реализации творческих идей обучающихся и их педагогов. В России создано большое образовательное пространство, представленное для реализации ярких проектов обучающихся различного возраста. Существуют научные системы, которые занимаются созданием условий для реализации творческих проектов одарённых детей. Ими разработаны мероприятия: конкурсы, конференции, семинары, где данные проекты обучающихся могут быть увидены и оценены не только их ровесниками, педагогами других образовательных учреждений, но и учёными, профессиональными деятелями России.
Исследовательская деятельность – как инновационная образовательная технология.
Исследовательский подход как способ познания мира и метод обучения был опробован еще в древности. За многие тысячелетия методика исследования претерпела большие изменения и приобрела особую значимость в условиях модернизации системы образования.
Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме. Помимо учебных целей и задач, мы, педагоги, в своей работе ставим перед обучающимися и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности. В настоящее время становится всё более важным воспитание ответственности обучающегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.
«Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одарённые дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.
Целью исследовательской деятельности должны стать воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи: ·
- развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
- развитие абстрактного мышления, необходимого обучающемуся;
- развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
- развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
- сформировать чувство ответственности за порученное дело;
- воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
- привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.
Главное при организации исследовательской деятельности, следовать следующему правилу – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Главный критерий – личный интерес и личная увлечённость.
В настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный выбор, но и представить продукт собственной деятельности. Выполнение проектных исследовательских работ, по сравнению с другими формами образовательной деятельности, позволяет наиболее эффективно и последовательно осуществить разворот от традиционного подхода в обучении к новому, продуктивному образованию, направленному на развитие таких универсальных способностей и компетенций обучающихся, как способность к самообразованию, развитие навыков ориентации в информационных потоках, развитие умений ставить и решать проблемы. Всё это в дальнейшем поможет обучающимся легко войти во «взрослую» жизнь. Современное общество, заинтересовано в развитии учебно-исследовательской деятельности человека, которая сейчас является одним из ведущих компонентов образовательного процесса. Основная задача педагога – это развитие исследовательских способностей обучающихся. Наряду с основными вопросами образования у обучающихся важно сформировать и такие качества как:
- потребность узнавать новое;
- умение применять полученные навыки;
- восприятие другого человека или проявление его деятельности в различных сферах
Более предпочтительно направление — это актуализация познавательного интереса и процесс управления поиском. То есть, исследовательские умения формируются не изолированно, в отрыве от цели, а закономерно, как средство, необходимое для решения исследовательской задачи. Ведущую роль в этом направлении играет способность учителя активизировать исследовательский интерес ученика, а затем — умение поддерживать его, помогать ученику находить необходимые средства для его реализации .А.В. Леонтович говорит о «трех слоях» научного исследования, причем первый и второй слои – констатация и анализ, объяснение, и лишь третий слой позволяет подойти к важнейшей для современного образования проблеме построения собственного отношения учащегося к фактам культурной действительности, становления его как субъекта культуры.Известные всем «активные» методы обучения строятся именно на такой мотивационной основе. В более общем смысле второе направление можно отнести к личностно-деятельностному подходу в обучении. По определению И.А. Зимней, личностно-деятельностный подход — это организация и управление целенаправленной учебной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения для развития творческого потенциала .
Исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Необходимо предоставить ребенку возможность практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности. Овладение исследовательским методом дает возможность приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи. По мнению А.И. Савенкова «исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития» . Следует отметить, что те обучающиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Важным фактором является и то, что происходит сближение между педагогом и обучающимися. В этом возрасте, когда происходит формирование мировоззрения обучающихся, для подростков большое значение имеет система ценностей, которой придерживается человек. И для успешной работы по развитию познавательного интереса важно совпадение морально-ценностных ориентаций педагогов и обучающихся. Чему же могут научиться педагоги и дети в процессе совместного исследования? Конечно же, сотрудничеству и сотворчеству, видению и постановке проблем, умению формулировать гипотезу. Регулярная работа педагога в исследовательской деятельности способствует и совершенствованию профессиональных навыков у руководителя исследовательских работ. «Главный результат выполнения исследовательской задачи обучающимися – образовательный, реализация методики, получение численного результата – это лишь способ глубокого освоения обучающимися проблематики той области, в которой выполняется исследование. Просто зафиксировать и предоставить результат недостаточно – необходимо, чтобы обучающийся разносторонне осознал этот результат и выработал к нему собственное, личностное отношение» . Работа над исследовательскими проектами делает мышление учащихся раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит соучастником воспитательного процесса. Руководитель выступает как организатор формы и условий исследовательской деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблемы с исследовательской, творческой позиции . В процессе исследования обучающийся выступает исполнителем разных социальных ролей. Он находится в тесном творческом и личном сотрудничестве с преподавателями, иногда с учеными. На конференции, в роли исследователя – сообщает научному обществу о результатах своей творческой деятельности. Он имеет возможность сравнивать свои личные достижения с достижениями других учеников. Все это – компетентность в особой области знаний и интерес к ней, опыт творческой деятельности и саморегуляции, конкретные навыки и исполнение разных социальных ролей – все это формирует уникальный опыт обучающегося. Компетентность, интерес, творчество, саморегуляция, самопознание – мы видим, что исследовательская деятельность формирует именно те компоненты интеллекта человека, необходимые для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников. Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:
- Ценностно-смысловая компетенция.
2. Общекультурная компетенция.
3. Учебно-познавательная.
4. Информационная.
5. Коммуникативная.
6. Социально-трудовая.
7. Личностная компетенция (самосовершенствование).
Можно сформулировать методологические принципы, на которых строиться педагогическое управление исследовательской деятельностью учащихся:
- Приоритетность исследовательской мотивации. Этот принцип отражает необходимость формировать исследовательскую деятельность, начиная с мотивации, с актуализации исследовательской потребности. Если у ребенка есть исследовательская цель, он сам активно ищет средства ее достижения. Это не означает, что можно не заниматься специально развитием креативности или теоретического мышления. Это означает, что приемы, механизмы и алгоритмы исследовательской деятельности выступают как средства достижения цели, и поэтому процесс их развития протекает совершенно иначе, более естественно, более продуктивно. Проще говоря, первая задача педагога — активизировать познавательную потребность, а вторая — обеспечить условия ее реализации. Наиболее эффективен здесь проблемный подход и различные его варианты и приложения.
- Личностно-ориентированное взаимодействие с учеником. Формирование исследовательского интереса и особой жизненной позиции, когда нахождение и решение проблемы приобретает статус жизненной ценности, происходит благодаря специально организованному общению педагога с учеником, в процессе которого они именно актуализируются, проистекая из внутренних особенностей личности, а не навязываются извне. В качестве главного условия здесь выступает психологическая и предметная компетентность педагога, а в качестве основной формы педагогического участия — посреднический диалог.
Несмотря на приобретённый опыт, перед педагогами школы нередко встаёт первый и важный вопрос: как же увлечь учащихся исследовательской деятельностью?
Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Важно так организовать учебную работу, чтобы обучающиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: предложить неожиданно сформулированное учебное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным.
Увлечь обучающегося может и необычная тематика исследования. Предложив обучающемуся на выбор несколько тем, руководитель должен попытаться понять, какая из них способна пробудить в нём интерес
В организации исследовательской деятельности перед педагогами нашей школы встаёт и другой немало важный вопрос: где взять время для занятий исследовательской работой, ведь режим дня ребёнка расписан по минутам? Ответ на этот вопрос только один: максимально, с полной отдачей использовать урочное время – каждую свободную минуту. Дети в группах имеют разный уровень развития и разный темперамент. Как правило, исследовательской работой увлекаются те дети, которых мы называем одарёнными, т.е. опережающими по развитию своих сверстников. Они справляются с учебными заданиями вдвое быстрей остальных, и у них остаётся время для иных видов деятельности на уроке. Это время мы используем для исследовательской работы, иногда тем самым, привлекая интерес к этой деятельности и других обучающихся.
Исследовательская деятельность уже сама по себе является мощным развивающим инструментом. А в комплексе с другими образовательными факторами, такими как прочно сформированные учебные навыки, креативное мышление, она способствует развитию творческой гармоничной личности обучающегося.
Вовлечение в поиск.
Термин «личностно-ориентированное взаимодействие» призван подчеркнуть роль психологической компетентности педагога в построении посреднического диалога с учеником, хотя в более общем варианте можно говорить о субъект-субъектном взаимодействии. Главная цель такого диалога — пробудить интерес, опираясь на личность самого ученика. Актуализация познавательной потребности, пробуждение исследовательской жилки в ученике будет происходить только тогда, когда он почувствует удовольствие от поиска, от нахождения интересных фактов. Для этого более всего подходит давно известный метод обучения — проблемный , хотя не всегда есть возможность использовать его в чистом виде.
Не только уроки могут стать отправной точкой для развития исследовательской позиции. Кроме того, на уроке, даже проблемном, не всегда есть возможность учесть индивидуальные особенности ученика, его опыт, его видение мира, его познавательные стратегии. Для этого больше подходят индивидуальные формы работы, или работа в малых группах (но практически тоже по индивидуальному сценарию).
Для описания такого диалога невозможно применить строгие алгоритмические формы. Диалог может начаться с чего угодно, и закончиться как парадоксом, так и банальностью. Есть лишь несколько наиболее важных моментов, которые обязательно должны присутствовать в таком диалоге.
Важно вовлекать учеников в процесс поиска. Для этого можно предложить ему почитать монографию или серьезную статью, в которой подробно освещены все этапы поиска и рассуждения, но на начальном этапе серьезная работа может отпугнуть ученика. В формировании собственных способностей к поиску, что тоже известно довольно давно, очень важна публичность, важно выносить вовне процесс обдумывания. Поэтому лучшим средством «запуска» поисковой деятельности будет обсуждение в группе, дискуссия, сопоставление точек зрения.
Кроме того, исследователь — это всегда особое сознание, особая жизненная позиция, окрашенная исследовательской мотивацией. Поиск не будет продвигаться вперед без эмоциональной подпитки — мотивация стремится к удовлетворению, то есть ее достижение приносит человеку сильные положительные эмоции, а невозможность достижения — фрустрацию. Есть две возможности формирования у ребенка такой эмоциональной составляющей. Первая связана с механизмом постановки и решения проблемы, так как это глубинный генетический механизм адаптации: у большинства живых существ есть информационные потребности, необходимые для адекватного приспособления к миру. То есть, природа сама стремится к познанию, к обнаружению и решению проблем, хотя у каждого здесь свой порог сложности. И специально организованное предметное действие позволяет выйти на репрезентацию проблемы в сознании ученика, актуализируя тем самым потребность ее решения .
Вторая возможность — это эмоциональное заражение, идентификация с реальным исследователем. И здесь можно порекомендовать педагогам начинать работу с учениками с обычного обсуждения темы, но обсуждения заинтересованного, чтобы они почувствовали, что учителю самому любопытно. Начать с каких-то простых вещей, но так, чтобы «зацепить» своим интересом. Например, общение можно начать с «коварных» вопросиков, парадоксально переворачивающих знакомые вещи, на которые предлагается совместно искать ответ. Конечно, на первых этапах такого общения еще нет действительно совместного поиска, так как чаще всего ученики не включаются так быстро, но если есть хотя бы малейший интерес, поиск нужно начинать самому учителю, но вслух, в присутствии ученика, создавая на первых порах у ученика иллюзию участия, и с каждым разом все больше и больше вовлекая его в процесс, демонстрируя эмоции интереса, удивления, желания узнать.
Это может быть увлекательный рассказ о процессе поиска, который вел кто-то из известных людей, с обязательным пересказом всех ситуаций затруднения и последующего нахождения решения, со всеми эмоциями, которые сопровождают этот процесс. Идеальным примером могут послужить литературоведческие изыскания Ираклия Андроникова, и особенно его публичные выступления на телевидении. В его процессе поиска присутствует главный момент: он начинает именно с любопытства, и его работа с источниками информации — с литературой, с архивами, с людьми, — это азарт первооткрывателя, который просыпается сразу, как только обнаруживается проблема. Поиск сопровождается сильнейшими эмоциями научного любопытства, описания которых на равных правах с научными фактами включаются в рассказ.
Научный поиск всегда начинался с любопытства – «а как это устроено?», «а как это происходит?», «а откуда это берется?», «а почему…?». У особо одаренных любопытство, что называется, «родилось раньше них», и всю жизнь их вело, заставляя читать много и основательно, но это действительно любопытство, а не обязательность. Если человек пополняет знания только потому, что это обязанность, открытий он никогда не сделает. Открытие, как известно, начинается с удивления.
А у не особо одаренных и просто у обычных учащихся это любопытство иногда «долго спит», и его нужно уметь пробудить. Это благодарная работа. Чаще всего достаточно лишь один раз разбудить это любопытство, и дальше оно само будет развиваться, захватывая новые и новые области.
Активизирующий диалог.
Современная педагогика — это педагогика диалога с ребенком. В.С. Библер, С.Ю. Курганов и многие другие современные педагоги возводят диалог в ранг принципа обучения . А известен такой провоцирующий диалог еще со времен Сократа. С.Ю. Курганов подразделяет уроки-диалоги на два типа: «Первый состоит в том, что учебная задача задается в споре с дразнящим Собеседником, подвергающим «сократическому расшатыванию» эмпирические знания учащихся, заставляющим детей мыслить «от себя». Второй — учитель особое внимание обращает на детские гипотезы, вопросы, переопределяющие учебную задачу. В ходе урока-диалога в этих гипотезах, вопросах, образах учащихся «сгущается» их личное отношение к предмету, собственная позиция». Такие диалоги могут быть обращены и к отдельному ученику, и ко всем ученикам в классе сразу.
Диалог с учеником может иметь другой, индивидуализированный характер. Он сродни психологическому консультированию (по современной модели), когда психолог пытается выйти на проблему клиента, а затем нащупать возможности ее решения силами самого клиента. То есть, психолог не решает проблему клиента сам, он просто умело находит потенциал решения в самом клиенте. Кстати, здесь тоже могут использоваться элементы «сократического» диалога — психолог не отвергает неправильную (неадекватную) точку зрения клиента, он лишь высвечивает наиболее сомнительные места, умело направляя собеседника на их решение.
Индивидуальная стратегия познания.
Исследовательская деятельность предполагает определенный уровень компетентности в изучаемой области. Однако было бы ошибкой начинать с детального изучения предмета (см. выше принцип приоритетности исследовательской мотивации), хотя многие авторы методических пособий дают именно такой совет. Ни в коем случае не говорите ученику: «Вот сначала прочитай все книги из этого списка от корки до корки, а потом будешь претендовать на что-то более самостоятельное!».
Изучение опыта великих исследователей показало, что ни один серьезный ученый так не работал — углубленное знакомство с изучаемой областью начинается обычно уже после формирования научного интереса, исследовательской проблемы, или хотя бы ее предвестника в виде интуитивного предвидения. В идеале каждый этап получения нового знания должен начинаться с любопытства, с потребности узнать, с удивления тому, что непонятно. Когда есть потребность узнать, изучение становится осмысленным (принцип активности, или учебной деятельности, по В.В. Давыдову) и пристрастным, но при этом необязательной становится строгая последовательность изучения. Познание начинает строиться по естественным законам, куда входят и общие принципы и индивидуальные стратегии познания (они определяют и определяются когнитивными репрезентативными структурами , поэтому последовательность, объем и детальность изучения материала будут очень индивидуальны. Надо помочь ребенку правильно выстроить индивидуальную траекторию познания, тогда его знания будут иметь более целостный характер, в этой системе у ребенка будут легче формироваться аналогии, связи, смыслы.
То есть ребенок будет индивидуально, но в системе вырабатывать свои представления об изучаемых объектах, которые в современной психологии познания принято называть ментальными репрезентациями. «Ментальная репрезентация — это актуальный умственный образ того или иного конкретного события (то есть субъективная форма «видения» происходящего) .
Цель как отражение познавательной потребности.
Потребность в познании считается базовой для человека, поэтому в большинстве случаев педагог может рассчитывать на то, что у ученика существует определенное любопытство, интерес к каким-то явлениям жизни. Задача педагога – пробудить это любопытство, сделать его осознанным. И тогда можно выходить на формулировку цели.
Вербализация (выражение с помощью слов) цели и задач вызывает много затруднений, если относиться к ним формально. На самом деле все упрощается, если научиться осознавать (рефлексировать) то, что происходит во внутреннем плане (то, как репрезентируется информация в ментальном плане).
Умение «ловить за хвост» свою мысль – очень ценное умение. Но многие боятся собственных мыслей, потому, что они могут быть выражены слишком простыми словами, что называется, на бытовом уровне. Этого не нужно бояться, главное – не упустить идею. Ее можно записать сначала как есть, а потом отредактировать, когда они уже будут зафиксированы. Педагог должен помочь ребенку научиться осознавать свою мыследеятельность в специальном диалоге.
На первом этапе такого диалога нужно определиться со сферой интересов ученика — что ему интересно вообще в жизни, на что чаще всего обращает внимание, замечал ли что-то необычное в окружающем мире. Если научное направление уже выбрано, попытаться осмыслить, что привело в эту науку и чем в рамках этой науки больше всего хочется заниматься. Если таких интересов много, можно записать все, причем сначала, на этом этапе, просто на бытовом языке. Записывание позволяет более осознанно выйти на цель, не потеряв ничего ценного. Затем нужно сделать выбор в пользу одной-двух тем. Сформулировать вместе с учеником, какой аспект темы его более всего интересует, более точно, уже на научном языке.
Презентация результатов исследовательской работы учащихся.
Важным моментом поощрения исследовательской деятельности является признание ее ценности для общества, для окружающих, для сверстников, поэтому так необходима презентация результатов исследовательской работы учащихся
Идеальной формой презентации исследовательской работы в школе будет та, в которой реализуются такие же цели, как и во взрослом научном сообществе.
- Присоединение нового знания к уже имеющемуся в науке, встраивание в систему научного знания.
- Получение обратной связи — мнения других ученых — по поводу сделанных открытий, полученных данных, новой точки зрения и т.д. Обратная связь может касаться как отдельных вопросов достоверности, актуальности, корректности проведенного исследования, соотношения с другими фактами, так и общего отношения к работе, включая философское осмысление.
- Получение одобрения, оценка значимости проделанной работы.
- Знакомство с новыми знаниями.
- Налаживание связей в научном мире, помогающих реализовать более системные и сложные задачи.
И лучше всего эти цели реализует конференция. Конечно, в школе работают не только эти цели, и к ним добавляется ряд других задач учебного плана, главная из которых — формирование познавательной мотивации, затем идет задача обучения навыкам публичного выступления, аргументации, задача обучения конспектированию (сокращение текста исследовательской работы для доклада) и, конечно, расширение кругозора и углубление знаний. Кроме этого, нельзя забывать о мотивах самоутверждения как родителей, так и детей. На первых этапах построения в школе системы исследовательской работы школьников не всегда можно заинтересовать учащихся непосредственно научным познанием. И здесь иногда может сработать внешний мотив, когда ученику просто захочется принять участие в конкурсе, когда у него есть мотив самоутверждения, но еще не определилось его направление.
Тематика работ, которая может регулироваться путем объявления приоритетных направлений, должна быть интересна большинству учащихся, даже тем, кто не занимается исследовательской деятельностью, секции должны формироваться так, чтобы собрать аудиторию действительно заинтересованных ребят, и четко дифференцироваться, чтобы не нужно было разрываться между секциями.
Можно использовать несколько PR-ходов (методических приемов), которые сделают процесс взаимодействия выступающих и слушателей более активным. Неплохо зарекомендовала себя экспертная оценка докладов, которую дает каждый слушатель. Можно, дополнительно к этому, заранее опубликовать те проблемы, о которых пойдет речь, и объявить конкурс для слушателей на вариант экспресс-решения (с предположительными аргументами).
Проведение конференции должно быть так организовано и прорекламировано, чтобы участие в ней в качестве выступающего было престижно, а в качестве слушателя — интересно. Но самое главное, чтобы конференция стимулировала научное любопытство и исследовательскую мотивацию.
Виды занятий, стимулирующих познавательную активность.
Известны различные активные формы обучения и внеурочной деятельности:
- предметные кружки, в которых приоритет отдается поисковой, дискуссионной формам работы, а цели имеют исследовательский характер;
- специально организованные дискуссионные клубы, в которых на каждое занятие специально предлагается проблема для обсуждения;
- периодическое издание школьного печатного органа исследовательского плана;
- деловые игры с проектной и исследовательской направленностью;
- конкурсы исследовательских работ, в которых задаются и особо поощряются приоритетные направления и приоритетные проблемы;
- конкурсы исследовательских идей (проблем), проводимые по критериям практической, и даже научной ценности;
- факультативы, объединяющие разновозрастных детей вокруг победившей в конкурсе исследовательской проблемы;
- широкое использование на уроках проблемного подхода, проблемного метода и дискуссий;
- разнообразные формы презентации результатов исследовательской работы.
Для того, чтобы эти педагогические инструменты были результативны, они должны опираться на сформулированные выше принципы, а главную роль в них должно играть специальное общение с учеником, ориентированное на актуализацию его познавательной потребности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся.
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результати...
Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.
Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...
«Система сопровождения проектной деятельности на уроках английского язык, способствующей творческому самовыражению и личностному развитию учащихся»
Цель: Систематизировать опыт сопровождения этапов проектной деятельности учащихся на уроках английского языка.Задача: ...
РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА...
Роль научно-исследовательской деятельности студента в развитии творческого мышления современного специалиста
Профессиональная подготовка будущего специалиста формируется через участие в различных видах деятельности, что предполагает воспитание профессионализма, становление личности, обладающей знаниями, умен...
Роль исследовательской деятельности в развитии познавательной активности учащихся в учреждениях дополнительного образования
Цель исследовательской деятельности:Создание условий для проявления творческой инициативы и самостоятельности, самоопределения и самореализации учащихся. Исследовательская деят...
Публикация "Роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики"
Роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики...