Применение активных методов, современных технологий обучения и контроля знаний учащихся
статья

Кайзер Инна Ивановна

Речь идет о применении современных технологий обучения,о проблемном обучении, о педагогическом мастерстве. Приводятся примеры приемов осмысливания содержания школьников.         В процессе такого обучения учащиеся учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания очень прочные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Применение активных методов, современных технологий обучения и контроля знаний учащихся

Одна из ступеней профессионального роста педагога является педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

При таком подходе главная цель педагога — обеспечить максимальную познавательную активность на всех этапах учебного занятия, в том числе и на этапе ознакомления. Что же касается этапа тренировки, то сотрудничество преподавателя и ученика может заключаться в том, что даже запоминание «неинтересного материала» может быть увлекательным процессом,  если при самообучении ученик установит логические ассоциации, т.е. сгруппирует и сопоставит новые термины по различным логическим признакам и явлениям в жизни каждого ученика.

Методически простым является метод разыгрывания ролей. Педагог задает ролевые функции (бригадиры, контролеры, менеджеры, маркетологи, директора фирм, предприниматели и т.д.). Такие задания воспитывают познавательный интерес, создается положительная мотивация в обучении, развиваются умения и навыки самообразования, развивается самостоятельность, активизируют мыслительную деятельность студентов, создается благожелательная творческая атмосфера, постоянно происходит обращение к собственному опыту, формируется исследовательская и профессиональная компетенция. И самое важное—признается самобытность и уникальность каждого обучаемого.

         Материалы, предлагаемые для постановки проблем:

Слово или слова, предметы, рисунки, физические явления, экономические явления, формулы, теоремы, правила правописания, внутренние психические образы и т.д..

         Приемы осмысления содержания:

  • Прием «Атака мыслей»- создание «коллективного мозга». (Этот метод «Атака мыслей» или «Мозговой штурм предложил А.Ф. Осборн в 1941 г. Эта была попытка стимулировать творческое мышление человека. Применялся в рекламном бизнесе). Раскрепощенное воображение, высказываются новые идеи. Применяется при опросе, изучении нового материала, повторении, при решении проблем и т.д. Может применяться на всех предметах.
  • Прием «Бортовой журнал» - первая часть таблицы  (Известная информация) заполняется в начале урока; вторая часть (Новая информация) заполняется в ходе урока или в конце урока. Этот прием помогает наглядно оценить приращение нового.
  • Прием «Брошенный камень» - произносится слово по теме занятия, студенты пытаются записать следующее слово, которое у них возникло.
  • Прием «Фантастический банан» - произносятся два любых слова и их нужно соединить логической связью.
  • Прием «Вертушка» - работа в парах сменного состава, обобщение полученной информации в группах, а именно: одна группа получает информацию, дорабатывает и дополняет ее; другая- оценивает заданные им вопросы, их качество, разнообразие и предлагают свои. Затем пары меняются.

         В проблемном обучении главным является исследовательский метод- такая организация учебной работы, при которой студенты знакомятся с научными методиками добывания знаний, планируют поиск и открывают новую для себя зависимость и закономерность.

         В процессе такого обучения учащиеся учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания очень прочные.

          Однако проблемное обучение всегда связано с трудностями, на осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. От педагога требуется высокое мастерство (видимо эти обстоятельства не позволяют широко применять такое обучение).

         Все рассмотренные выше приемы позволяют овладеть технологией моделирования проблемной ситуации на уроке, а значит подготовить каждого школьника к будущей профессиональной деятельности. Следовательно, данная технология имеет личностно-ориентированную направленность. Овладеть технологией личностного подхода, значит научится так строить обучающий процесс, чтобы в каждой его ситуации проявлялись важнейшие функции личности: выбор ценностей, рефлексирование смысла своей деятельности, реализация своих способностей и задатков. Личность развивается тогда, когда оказывается востребованной соответствующими условиями жизнедеятельности.

         Задача каждого преподавателя - на любом этапе обучения учащихся активизировать их познавательную деятельность путем постоянного совершенствования учебного процесса, создания благоприятных условий для свободного разностороннего развития личности.

         Активизация познавательной деятельности - это процесс привития интереса к знаниям, обучения личности умению учиться, получая при этом не только определенный объем знаний, но и удовлетворение от познания мира и себя, как неотъемлемой частицы мирового сообщества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ   СПИСОК

  1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.- 352 с.
  2. Дик Н.Ф. Как стать лучшим учителем. Ростов-на-Дону. Феникс.2006.- 320 с.
  3. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. Волгоград: Учитель, 2007.-93 с.
  4. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М.: ТЦ Сфера. 2005.- 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения как средство повышения качества знаний

В статье представлен анализ опыта работы по предложенной теме....

Применение активных методов обучения и инфо-коммуникационных технологий для формирования умений и навыков решения задач с практическим содержанием на уроках математики

В работе представлен опыт разработки электронных образовательных ресурсов и их применения для формирования умений и навыков решения задач с практическим содержанием на занятиях по математике. Показана...

Педагогический проект «Формирование ключевых компетенций учащихся через применение активных методов обучения»

В условиях современного мира уже недостаточно создать условия для формирования умений и навыков в области математики или другой дисциплины, необходимо научить учащихся учиться и общаться, презентовать...

Обучающий очный семинар «Применение активных методов обучения (АМО) для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся».

Целью проведения семинара являлось: повышение профессиональной компетенции педагогов; внедрение в учебный процесс активных методов обучения; обмен опытом по использованию АМО; развитие интеллект...

Обучающий очный семинар «Применение активных методов обучения (АМО) для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся»

Целью проведения семинара являлось: повышение профессиональной компетенции педагогов; внедрение в учебный процесс активных методов обучения; обмен опытом по использованию АМО; развитие интеллектуально...

Использование информационных технологий в организации контроля знаний учащихся

Перед современной школой поставлены задачи, обусловленные переходом к системе непрерывного образования, в связи с чем большое значение приобретает использование в системе обучения информационных техно...