Статья Психосоциальное развитие детей и подростков
статья

Ефимова Ольга Алексеевна

В статье рассматриваются задачи психосоциального развития детей и подростков,психолого-педагогические требования к обучению,

поведению и общению учащегося, формы учета возрастных задач развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Задачи психосоциального развития детей и подростков 6—12 лет

Возраст / задачи развития

6–8 лет

8–10 лет

10–12 лет

Умение считаться с другими

Планировать свои действия с учетом интересов других, договориться со сверстником, обратиться за помощью

Иметь свое мнение, формировать суждение с учетом мнений других, уметь поддерживать отношения

Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения, проявлять гибкость в соответствии с изменяющимися условиями взаимодействия с окружающими

Формирование независимого поведения

Иметь некоторые навыки самообслуживания, позволяющие проявлять независимость от взрослых в типовых жизненных ситуациях

Проявлять независимость в повседневных делах, уметь обратиться за помощью к взрослым в случае затруднения

Умение планировать время с учетом своих повседневных обязанностей, инициативность в организации своего досуга

Умение устанавливать дружеские отношения

Установление и поддержание дружеских отношений, эмпатия по отношению к близким

Иметь постоянного друга, уметь самостоятельно разрешать конфликты с ним

Уметь дружить со сверстниками обоих полов

Формирование ответственности дома

Посильная помощь по дому и забота о других членах семьи

Выделение постоянных обязанностей по дому, трудовых поручений

Активная помощь по дому (не ограниченная постоянными обязанностями)

Умение пользоваться инфраструктурами

Под присмотром взрослых пользоваться некоторыми бытовыми приборами, уметь самостоятельно звонить по телефону

Пользоваться знакомыми видами транспорта по дороге в школу и домой; самостоятельно пользоваться некоторыми бытовыми приборами

Уметь переносить имеющиеся навыки пользования инфраструктурой на незнакомые ситуации

Безопасность и здоровье

Соблюдать гигиенические нормы, правила личной безопасности на улице, в отношениях с незнакомыми

В типовых жизненных ситуациях делать выбор, минимизацию риска для здоровья

Предвидеть возможность последствий своих действий, опасных для здоровья

Задачи психосоциального развития подростков 13—17 лет
(по В. Слоту, Х. Спанярду3)) 

Задачи развития в различных сферах

   Подростки 13–17 лет

Автономия

Подросток становится менее зависимым от родителей, умеет определять свое место в семье и среди родственников при изменяющихся обстоятельствах

Здоровье и внешность

Подросток заботится о хорошем физическом состоянии и внешнем виде, избегает излишнего риска

Свободное время

Умеет с пользой проводить досуг

Учеба

Приобретает знания и умения, дающие возможность выбирать интересующую его профессию

Социальные контакты

Умеет устанавливать и поддерживать деловые и дружеские контакты, прерывать нежелательные контакты, умеет доверять другому и вызывать доверие к себе, соблюдает нормы при общении с окружающими

Авторитет и инстанции

Принятие факта, что определенные лица и инстанции поставлены над тобой, умение отстаивать свои права в рамках действующих норм

Взросление и поведение подростков от 10 до 16 лет
(по Ф. Дольто)

Возраст

Утверждение личности

Социальные отношения

10 лет

Не слишком беспокоится о себе, думает только о настоящем, планы на будущее расплывчаты. Желание обладать собственностью. Любит деятельность вне дома

Связан с родителями, любящий, экспансивный, любит участвовать в семейных делах. Спорит с братьями и сестрами, у девочек сложные и напряженные отношения с одной или несколькими близкими подругами. Мальчики объединяются в группы

11 лет

Ищет себя, все время в оппозиции, часто в конфликте с другими, не любит критики. Появляются мысли о будущем. Желание обладать собственностью. Страсть к коллекционированию

Тенденция сопротивления родителям, переворачивает жизнь семьи, но любит участвовать в семейных делах. Дерется с братьями и сестрами, глубоко сердечные и в то же время сложные отношения между девочками. Мальчики собираются компаниями

12 лет

Поиски себя, попытки заслужить одобрение других. Судит о себе более объективно. Желание обладать собственностью. Более реальные и более определенные планы. Интерес к природе

Любит семью и семейные дела, но начинает искать у общества друзей вне семьи. Улучшение отношений с братьями и сестрами. Девочки начинают дружить с мальчиками

13 лет

Поиски самого себя, внимание к внутренней жизни, любовь к одиночеству. Стремление стать взрослым. Интерес к своей карьере и браку. Желание мира и счастья другим. Личные пристрастия, любит спорт

Меньше близости и доверия в отношениях с родителями. Заметно старается не участвовать в семейных делах. Хорошие отношения с братьями и сестрами, особенно со старшими или с гораздо младшими. Мальчики менее общительны, чем в 12 лет. Девочки тянутся к мальчикам старше себя

14 лет

Поиски себя, сравнивает себя с другими. Беспокоится о том, чтобы его любили, стремится к независимости. Стремление стать взрослым. Желание видеть мир лучшим. Проявляет социальные интересы и социальную активность, более уравновешенный

Критикует родителей, часто стесняется своей семьи. Испытывает возможности утвердить свою независимость. Трудности с братьями и сестрами близкого возраста. Образование групп и компаний на базе общих интересов. Девочки больше интересуются мальчиками, чем мальчики девочками

15 лет

Интерес к тому, что отличает взрослых друг от друга. Желание личного счастья. Индивидуальные вкусы и интересы становятся определеннее

Отчуждение от родителей, чьи попытки выражения любви отвергаются. Получает основное удовлетворение от общественной жизни среди друзей и вне дома. Улучшение отношений с братьями и сестрами. Смешанные компании, в которых возникает дружба с теми, кого выбирают сами

16 лет

Осмысление себя, независимость. Вера в себя. Состояние равновесия и уверенности. Стремление к счастью, успехам и личным достижениям

Прекрасные отношения в семье, но предпочитает общество друзей обществу родителей. Защитник младших братьев и сестер; хорошее взаимопонимание со старшими братьями и сестрами. Друзья воспринимаются как очень важный фактор в жизни

В связи с тем что одним из основных социально значимых видов деятельности для школьника является учеба в школе, следует учитывать особенности его психолого-педагогического статуса как учащегося. В соответствии с определением М.Р. Битяновой, речь идет о совокупности психологических характеристик деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность обучения и развития в школьной среде. Отметим некоторые из этих характеристик, связанные с особенностями поведения и общения школьников

Психолого-педагогические требования к статусу учащегося
(по М.Р. Битяновой)

Параметры статуса

Психолого-педагогические требования к обучению,
поведению и общению учащегося

5-й класс

8-й класс

10-й класс

Наличие и характер учебной мотивации

Предпочтение «трудных» заданий. Ориентация на освоение способов получения знаний (а не на готовое знание). Проявление интереса к закономерностям, принципам. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний

Интерес к способам получения знаний, знаниям, выходящим за пределы школьных, к самостоятельным формам учебной деятельности, использованию результатов учебной работы в социально-значимых формах деятельности Способность к постановке гибких и перспективных целей образования и самообразования

Интерес к основам наук, методам теоретического мышления. Развитый мотив самообразования, связанный с жизненными перспективами и самовоспитанием. Стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности. Мотивационная избирательность интересов, обусловленных выбором профессии

Особенности поведения и общения школьников

Взаимодействие со сверстниками

Владение приемами и навыками общения со сверстниками (установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем). Способность к глубоким эмоциональным привязанностям (дружбе)

Включенность во внутригрупповое общение со сверстниками. Устойчивое позитивное положение в группе сверстников, способность к сотрудничеству со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности. Способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям

Включенность в доверительные эмоциональные отношения со сверстниками. Позитивное положение в группе сверстников, способность к сотрудничеству со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности. Способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям. Включенность в широкую социальную систему контактов, заинтересованность и активность в расширении этой системы

Взаимодействие с педагогами

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Способность к установлению межличностных отношений с педагогами

Включенность в личностное общение с педагогами. Способность к проявлению эмпатии по отношению к взрослым

Включенность в личностное общение с педагогами. Способность к установлению деловых, партнерских отношений с взрослыми

Соблюдение социальных и этических норм

Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм

Поведенческая саморегуляция

Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению. Моральная регуляция поведения.

Способность длительно подчинять поведение намеченной цели. Умение сдерживать эмоции, придавать их выражению преднамеренный характер. Моральная регуляция поведения. Способность к ответственному поведению

Способность длительно подчинять поведение намеченной цели. Умение сдерживать эмоции, придавать их выражению преднамеренный характер. Моральная регуляция поведения. Способность к ответственному поведению. Способность принимать ответственные решения, касающиеся других людей

Активность и независимость

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной сфере

Активность, самостоятельность и целенаправленность в познавательной и социальной деятельности

Уверенное автономное поведение. Активность, самостоятельность и целенаправленность в познавательной и социальной деятельности

Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе

Отношения со сверстниками

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками

Эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений со сверстниками: субъективная включенность в отношения, восприятие своего статуса в группе как положительного, удовлетворенность им

Эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений со сверстниками: субъективная включенность в эмоциональные, доверительные отношения. Восприятие своего статуса в группе как положительного, удовлетворенность им. Субъективная включенность в широкую систему социальных отношений

Отношения с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений с педагогами, восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность

Эмоционально-положительное восприятие старшеклассником системы своих отношений с педагогами, восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность

Отношение к значимой деятельности

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения для себя

Учение выступает для подростка как смыслообразующий мотив

Обогащение личностным смыслом как социального, так и познавательного мотивов деятельности. Включение учебной деятельности и отношения к ней в более широкую систему профессиональных отношений и предпочтений

Отношение к себе

Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка

Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка. Ориентация на будущее. Субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций

Поскольку, помимо возрастных особенностей, в процессе формирования поведенческой установки большую роль играет эмоциональное состояние, рассмотрим, как меняется эмоциональный фон школьника в зависимости от периодов учебного года.

Начало учебного года (примерно первая четверть) можно охарактеризовать тремя словами: эйфория, разочарование, стабильность. Эйфория, которая длится первые две-три недели сентября, обусловлена радостью встреч с друзьями после долгой разлуки, возможностью «начать новую жизнь», ощущением собственного взросления («стал старше классом!»). Большой запас накопленных ресурсов обеспечивает высокий уровень психологического комфорта этого периода, что помогает сглаживать шероховатости в процессе учебы.

Затем позитивный настрой снижается, летний запас положительных эмоций исчерпывается, а в дневнике появляются первые «двойки». Опытные учителя предпочитают в это время использовать по возможности игровые, занимательные формы обучения и не очень строго отчитывать за ошибки. Обычно этот этап растягивается тоже на две-три недели. Далее наступает период стабильности: «утряслось» расписание, учащиеся и учителя входят в «рабочий режим» деятельности.

В целом адаптационный период завершается примерно к концу октября. Успешность этого периода во многом зависит от способности педагогов принять во внимание индивидуальные особенности детей. Просчеты, допущенные в период адаптации, могут проявиться в устойчиво низкой успеваемости, проблемах поведения. При этом необходимо понимать, что «все это является признаками общей школьной дезадаптации и не всегда сопутствует только началу учебного года»5.

Аналогичный период проходит и в начале года, после продолжительных зимних каникул. Однако если после лета волна повышенного эмоционального настроения может охватить две-три недели, то зимой эйфория длится два-три дня, максимум неделю.

Вторая четверть завершается на некотором эмоциональном подъеме, а третья, напротив, имеет тенденцию заканчиваться эмоциональным спадом. В четвертой четверти эмоциональный фон снова повышается. Световой день становится длиннее, впереди — лето. Но улучшение настроения не ведет к усилению учебного мотива. Попросту говоря, если в начале учебного года некоторым ученикам еще не до учебы, то в конце года им уже не до учебы.

Следует также учитывать специфику различных этапов школьной жизни. Есть классы, которые традиционно являются «классами риска», например первый и пятый. Эти классы, кстати, объединяет то, что прежде их учащиеся были самыми старшими в детском саду или начальной школе, а теперь оказались самыми маленькими. Смена статуса и изменение требований являются фактором стресса. При этом первоклассников, как правило, опекают достаточно плотно, а пятиклассники в большей степени предоставлены сами себе. По этой причине цикл тренинговых занятий, направленных на помощь в адаптации пятиклассников, рекомендуется проводить в начале учебного года.

Приведенные выше фрагменты различных классификаций, а также цикличность перепадов эмоционального настроя в течение учебного года показывают широту подхода при выборе форм учета возрастных задач развития, а также приоритетные задачи для оптимальной организации профилактической работы. Вместе с тем учет этих, а также других особенностей во многом определяется собственным опытом психолога или педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение динамики основных показателей физического развития детей и подростков, юношей и девушек. Индивидуализирующим методом.

За последние годы вопросы физического воспитания все больше привлекают внимание педагогической медицинской и родительской общественности. Установлено, какое большое значение...

Библиотека как центр духовного воспитания и творческого развития детей и подростков

Статья о воспитании у подростающего поколения нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей...

Статья "Формирование у детей и подростков культуры здорового питания"

Статья в региональный сборник. Формирование у детей и подростков культуры здорового питания...

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...

Статья "Агрессивное поведение детей и подростков"

С проявлениями агрессии и насилия мы встречаемся дома, в школе, на улице. К сожалению, они стали частью нашей повседневной жизни. Все чаще и чаще мы чувствуем себя беспомощными, услышав из средств мас...